Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСТАМИ НАВИНА (22:1-8)

Иис. Н. 22:1-4. «Восточные» племена – Рувима, Гада и половина племени Манассии – исполнили все, что им было поручено. Призванные пред лицо своего главнокомандующего, они услышали от него похвалу за то, что сдержали слово, которое дали Богу, Моисею и ему, Навину, – участвуя во всех битвах за Ханаан плечом к плечу со своими братьями (сравните Чис. 32; Иис. Н. 1:16-18; 4:12-14). На протяжении семи долгих лет эти люди были разлучены со своими женами и семьями, но вот теперь сражения окончились, земля была поделена, и пришло им время возвратиться домой. Итак, Навин с честью отпустил этих воинов.

Иис. Н. 22:5-8. Усталые, но счастливые, воины уносили с собою немало добычи, напутствуемые Навином, – разделить ее с братьями, которые оставались дома (стих 8). Среди огромных богатств, захваченных у врага, были стада, железные орудия, драгоценные металлы и одежда. Но почему разделить их следовало и с теми, которым не пришлось страдать и подвергаться опасностям на войне?

Очевидно, потому, что, если бы все мужчины отправились на войну, то кто стал бы засевать поля и снимать урожай, кто защитил бы женщин и детей от возможных нападений врагов? Этим и продиктовано было установление твердого принципа: почести и награды полагаются не только тем, кто носит оружие, но и тем, кто остается дома, чтобы исполнять повседневные обязанности (сравните 1-Цар. 30:24).

Думается, в ушах возвращавшихся домой воинов долго звучали шесть торжественных призывов Иисуса Навина: а) Старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон; б) Любите Господа, Бога вашего; в) Ходите всеми путями Его; г) Храните заповеди Его; д) Прилепляйтесь к Нему; е) Служите Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею.

Подобно отцу и матери, которые с тревогой глядят вслед сыну или дочери, покидающим родной дом и уходящим туда, где не достичь их родительскому влиянию, чувствовал себя Иисус Навин; серьезно и взволнованно звучал его призыв к уходившим бойцам. Возможно, он боялся, что, отделившись от остальных племен, они отойдут и от Господа и станут поклоняться идолам.

2. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКТ, СОВЕРШЕННЫЙ ВОСТОЧНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ (22:9-11)

Иис. Н. 22:9-11. Оставив Силом, спешили армии восточных племен домой. Когда они приблизились к Иордану, на них, вероятно, нахлынули воспоминания о том, как семь лет назад они чудесным образом пересекли эту реку и одержали замечательную победу под Иерихоном и последовавшие за этой другие победы – все это вместе со своими братьями, с которыми они теперь расстались. Чувство оторванности от других племен, надо думать, стало овладевать ими. Перед ними лежала река, которой предстояло отделить восточные племена от западных; дело, однако, в том, что Иордан – река необычная.

По обоим берегам ее поднимаются горы высотой более шестисот метров, и зажатая между ними долина Иордана, в сущности, является огромным рвом шириной примерно от семи до пятнадцати километров. Несколько месяцев в году здесь держится такая жара, что путешественникам приходится весьма нелегко. Иордан таким образом представлял из себя трудно преодолимую речную границу, и это обстоятельство, по-видимому, подогревало опасения воинов из заиорданских племен, что они и их братья постоянно будут в отдалении друг от друга, и в конце-концов станут чужими друг другу.

Так что же можно было сделать, чтобы сохранить узы товарищества, окрепшие на протяжении долгих лет в совместной борьбе? В каком символе увековечить единство между братьями, живущими по обе стороны реки, дабы каждому он служил постоянным напоминанием, что все они дети одного и того же обетования? И воинам пришло на ум соорудить огромный жертвенник, который был бы виден издалека, – внушительный видом, впечатляющий, который свидетельствовал бы об их причастности к тому, настоящему, жертвеннику, что стоит во дворе скинии.

И вот они воздвигли его на западном берегу Иордана. Собственно, это был не жертвенник, а подобие его (22:28). (Не вполне ясная фраза, завершающая стих 11, – напротив сынов Израилевых, на основании лингвистического анализа древних текстов может быть прочтена как «у переправы» или «на стороне сынов Израилевых»; так названы здесь девять с половиной колен, перешедших на западную сторону Иордана.) Почему же возвращавшиеся на восточную сторону не воздвигли какой-либо иной монумент? Очевидно, потому, что сознавали: истинной основой их единства было общее поклонение Господу, сконцентрированное вокруг ритуала жертвоприношений на алтаре.

3. УГРОЗА ВОЙНЫ (22:12-20)

Иис. Н. 22:12. Однако символ единения был неверно истолкован как символ отступничества. Когда известие о сооружении жертвенника на берегу Иордана достигло остальных племен, они пришли в Силом, т. е. туда, где был воздвигнут подлинный жертвенник (1-Цар. 4:3), и стали готовиться к войне против восточных племен. Из того, что они услышали (Иис. Н. 22:11), израильтяне сделали вывод, что заиорданцы подняли мятеж против Бога воздвигнув еще один алтарь для принесения жертв, вопреки тому, что сказано на этот счет в Моисеевом законе (Лев. 17:8-9).

«Они увидели в этом угрозу абсолютной святости Бога», – пишет в своей книге Иисус Навин и ход библейской истории Френсис А. Шеффер. – «И вот эти люди, уставшие от войны, сказали: Не может быть компромисса в отношении Божией святости. Хотел бы я, чтобы Церковь 20-го века усвоила этот урок. Святость Божия, которая является реальностью, действительно, не терпит компромисса в сфере истины».

Иис. Н. 22:13-14. Итак, перед лицом неповиновения их братьев Божиим заповедям (как это показалось израильтянам) решились они на войну против них. И хотя нельзя не восхищаться тем, как ревностно оберегали они истину и хранили чистоту Богопоклонения, хорошо, что мудрость восторжествовала над поспешностью.

Договорились начать с того, чтобы выразить двум с половиной племенам решительный протест – в надежде, что они сами откажутся от своей затеи, и тогда не придется идти на них войной. Финеес, сын первосвященника Елеазара, известный своей праведностью и ревностным отношением к Господу (Чис. 25:6-18), возглавил депутацию из десяти племенных вождей, которым предстояло на месте решить это дело.

Иис. Н. 22:15-20. Придя туда, где был воздвигнут второй жертвенник, они обвинили своих соплеменников с восточного берега в отступничестве от Господа (стихи 16, 18) и в восстании против Него (стих 16; сравните стихи 18-19). Они напомнили им, что «грех Фегоров», совершенный некоторыми, навлек гнев Божий на весь народ (Чис. 25), как произошло это и в случае согрешения Ахана (Иис. Н. 22:20; сравните главу 7). И теперь все сообщество оказалось под угрозой из-за дерзкого, мятежного поступка восточных племен.

Их согрешение навлечет Божию ярость на весь Израиль (22:18; сравните стих 20). И тут израильтяне сделали великодушное предложение двум с половиной племенам: если их земля за Иорданом кажется им нечистою, т. е. неосвященной) Божиим присутствием, пусть перейдут на западный берег – братья найдут им место среди себя… Предложение это действительно было благородным и продиктованным любовью – ведь в случае принятия его многим израильтянам пришлось бы поступиться частью своих наделов.

4. ВОСТОЧНЫЕ ПЛЕМЕНА ГОВОРЯТ В СВОЮ ЗАЩИТУ (22:21-29)

И тут представителям западных племен стало мало-помалу ясно, сколь напрасны были их поспешные суждения и резкие обвинения. Они поняли истинную причину возведения жертвенника.

Иис. Н. 22:21-23. Вместо того, чтобы с гневом же возразить на гневное порицание, соплеменники с подкупающей искренностью и чистосердечием отвели предъявленное им обвинение в том, что они «восстали против Бога». Торжественно призвав в свидетели Его Самого, они дважды поклялись именем Его: Бог богов Господь. Он знает, – заявили они. Да не пощадит Он нас… если мы… отступаем от Его заповедей.

Иис. Н. 22:24-25. Так зачем же был сооружен второй жертвенник? Заиорданцы объяснили, что причина в географической разделенности народа и в том, как она может сказаться на будущих поколениях.

Иис. Н. 22:26-29. Они далее заверили своих братьев, что прекрасно помнят о заповеданном свыше Израилю служение; и, возводя алтарь, они не намеревались сделать его местом для всесожжений и жертвоприношений (сравните стих 23), но построили его во свидетельство всем будущим поколениям о том, что трансиорданские племена имеют право переходить Иордан и поклоняться в Силоме. Их жертвенник был лишь подобием того, что стоял в центральном святилище.

Если озабоченность восточных племен духовными нуждами их потомков заслуживает всяческой похвалы, то в самом поступке их – в возведении жертвенника – необходимости все-таки не было. Ведь Бог повелел в законе, чтобы все мужчины-израильтяне трижды в году являлись к святилищу (Исх. 23:17). И если бы они неуклонно следовали этому указанию, то сохранили бы единство племен – как духовное, так и политическое. Более того: сооружение второго жертвенника сделалось опасным прецедентом. Вот как комментирует его Джон Дж. Дэвис:

«Ни культурный, ни архитектурный, ни экономический, ни даже военный факторы не служили объединению древнего Израиля. Долговременным объединяющим фактором служило в его среде общее поклонение Иегове. Поэтому, когда центральное святилище, как место истинного поклонения Ему, было оставлено, и племена стали возводить на своих территориях не зависимые друг от друга святилища, результатом сделалось постепенное отчуждение их друг от друга и как следствие – ослабление их военной мощи. Полностью все это сказалось в период Судей»

5. ПРИМИРЕНИЕ ПЛЕМЕН (22:30-34)

Иис. Н. 22:30-34. Итак, тяжелая критическая ситуация получила благополучное разрешение. Объяснение, которое дали представители восточных племен, вполне устроило Финееса и тех, кто пришел с ним, так же, как и все племена на западном берегу, коль скоро до них дошла об этом весть. Девять с половиной племен одобрили это, и благословили… Бога. Глубокая благодарность Ему прозвучала в словах Финееса – за то, что Господь среди них, и грех не был совершен против Него, и Израиль избавлен от гнева Его.

Но почему в книге, описывающей овладение Обетованной землей и распределение территорий между племенами, так подробно разбирается этот инцидент? Очевидно, потому, что он служит иллюстрацией к ряду принципов, игравших исключительно важную роль в совместном гармоническом существовании израильских племен в Обетованной земле – под непрестанными Божиими благословениями. Те же принципы применимы и сегодня к существованию Божиих детей:

1. Ревностное отношение верующих к чистоте веры заслуживает всяческой похвалы. Любой компромисс по отношению к истине обходится дорого.

2. Неверно судить о намерениях людей на основании лишь видимых обстоятельств. Важно учитывать все факты вкупе и не забывать, что в любом споре участвуют две стороны.

3. Искреннее и открытое обсуждение часто ведет к примирению. Но проводить его следует в «духе кротости» (Гал. 6:1).

4. Человеку, несправедливо обвиненному, хорошо помнить мудрый совет Соломона: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит. 15:1).

Б. Последние дни Иисуса Навина (23:1 – 24:28)

Книга Иисуса Навина заканчивается прощанием старого воина с его соплеменниками. Его последние наставления им отмечены налетом печали. В них чувствуется глубокая озабоченность Навина, который видел, как крепнут их самодовольство и легкомысленная примиренность с тем фактом, что и хананейские племена, наряду с ними, все еще владеют этой землей, которая должна была принадлежать только Израилю. При том, что практически они своих врагов победили, Иисус сознавал, сколь опасна самоуспокоенность народа.

Перед тем, как отойти от активного руководства, он по чувствовал, что обязан вновь предупредить их, что в непременном повиновении Божиим заповедям – залог Его неизменных благословений. Хотя, по мнению некоторых исследователей, две заключительные главы книги как бы повторяют друг друга, главу 23 правильнее рассматривать как прощальный призыв Иисуса к вождям Израиля, а 24 главу – как его наказ народу.