Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. КОАЛИЦИЯ ЦАРЕЙ (11:1-5)

Иис. Н. 11:1-3. Блестящие победы, одержанные Иисусом Навином на юге, вызвали сильную тревогу среди царей северного Ханаана. Иавин, царь Асорский, выступил инициатором последней отчаянной попытки приостановить завоевание земли израильтянами. Несомненно, эта попытка скорее увенчалась бы успехом, если бы Иавин присоединился к коалиции Адониседека (10:1-3), придя со своими силами с севера, чтобы выступить вместе с южными армиями – с целью поразить Израиля у Гаваона. Но Бог удержал Иавина от этого шага, и вот теперь он поспешно и едва ли не панически реагировал на разразившийся кризис. Быстро отправились его гонцы на север, юг, восток и запад – чтобы призвать ханаанские племена к оружию.

Весьма схожая, вероятно, ситуация, возникла и позднее, когда царь Саул обратился с ультимативным призывом ко всему Израилю, чтобы последовал за ним на защиту Иависа Галаадского; он тогда рассек на части двух волов и разослал эти части в разные концы со своими нарочными, которые кричали: «так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила» (1-Цар. 11:7).

Хиннароф (также Хиннереф, Киннереф, Киннероф – Иис. Н. 11:2; сравните 13:27; 19:35; Чис. 34:11, Втор. 3:17; 3-Цар. 15:20) – раннее название моря Галилейского, а также города на берегу этого «моря», точнее, озера. Слово это значит «арфа», и названию своему озеро, видимо, обязано тем, что имеет форму арфы. В Новом Завете море Галилейское порой называется озером Геннисаретским – по греческому написанию еврейского слова «хиннереф» (например, Лук. 5:1).

Иис. Н. 11:4-5. Хотя особыми узами дружбы перечисленные цари севера не были связаны между собой, опасность полного уничтожения побудила их образовать союз, и вот они встретились в нескольких километрах на северо-запад от Галилейского моря, в долине при водах Меромских. Это объединенное ополчение выглядело впечатляюще; оно состояло не только из воинов, многочисленных, как песок морской, но также из огромного числа коней и колесниц. Иосиф Флавий, еврейский историк 1-го века от Р. Х., полагал, что эта северная коалиция включала в себя триста тысяч пеших воинов, десять тысяч кавалерии и двадцать тысяч колес ниц. Казалось бы, израильтянам противостояла сила явно превосходящая. Как же мог Иисус Навин надеяться выиграть это сражение?

2. БИТВА (11:6-15)

Сонмы хананеев расположились станом у вод Меромских (стих 5). Вероятно, в их планы входило, построившись в боевой порядок и, следуя принятой ими стратегии, ринуться в Иорданскую долину, чтобы атаковать Иисуса Навина и его войско у Галгала. Однако Навин не стал ждать, пока враг придет к нему; он сам предпринял поход к Мерому, лежавшему в пяти днях пути от Галгала. Во время этого перехода у израильского полководца было достаточно времени, чтобы подумать о полчищах, с которыми ему предстояло сразиться. И представляется, что неясная пока перспектива не могла не тревожить его.

Иис. Н. 11:6. Но вот Бог заговорил к нему. И обещание, которое Он дал Навину, не оставило места для сомнений: не бойся их (сравните 1:9; 8:1); ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Именно в такого рода заверении нуждался полководец Израильтян. Получил он и конкретные указания: обезножить коней противника, перерезав им сухожилия, а колесницы его сжечь (толкование на 11:9).

Иис. Н. 11:7-9. Сражение разделилось на две фазы. На следующий день Иисус Навин неожиданно атаковал врага у вод Меромских, и погнал его как на запад, к побережью (к Сидону великому и к Мисрефоф-Маиму), так и на восток, до долины Мицфы.

Исполняя Божие повеление (стих 6), Иисус приказал убивать, врагов всех до единого и сжечь их колесницы, и повредить ноги их коням.

Однако, почему Бог предписал Иисусу столь крутые меры, как сожжение колесниц и обезноженье коней? Скорее всего, потому, что хананеи использовали коней при совершении своих языческих ритуалов (в этой связи о распоряжении царя Иосии, сделанном долгое время спустя, в 4-Цар. 23:11). Кроме того, существовала опасность, что Израиль более станет полагаться на эти новые для него средства ведения войны, чем на Господа. Как сказал псалмопевец, Давид: «Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся» (Пс. 19:8). В других переводах, например, в английском, этот стих звучит как «иные полагаются на свои колесницы, иные – на коней, а мы веруем в Господа, Бога нашего, и полагаемся на Него».

Иис. Н. 11:10-14. Вторая фаза сражения в северном Ханаане была ознаменована возвращением Иисуса после разгрома вражеской армии и взятием им всех городов поверженных царей. Из всех этих городов, однако, лишь Асор подвергся полному уничтожению – может быть, потому, что был самым крупным городом древней Палестины (его территория насчитывала 80,94 га; сравните с 5,67 га – города Мегиддо и 3,24 га – Иерихона).

Занимая очень выгодное стратегическое положение, Асор доминировал над несколькими ответвлениями главной дороги, пролегавшей здесь в древности: это были пути, которые вели из Египта в Сирию и далее – в Ассирию и Вавилон. Положение его при торговых путях способствовало процветанию Асора. Потому-то из всех северных городов только Асор был евреями сожжен, после того, как они взяли его.

Возможно, Иисус Навин решил сохранить другие взятые им города, чтобы впоследствии израильтяне могли пользоваться ими; однако Асор, как главный город всех этих царств (или городов-государств), выступавший также главным военным инициатором среди них, должен был, по решению Навина, послужить печальным примером для остальных. Если уж великий Асор не смог избежать плачевной участи, то хананеям ничего не оставалось, как признать, что и любой из их городов может быть сожжен, повели это Иисус Навин.

Иис. Н. 11:15. Так была одержана решающая победа на севере. Ключ к ней был в послушании Богу. Иисус… не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею.

Д. Обзор одержанных побед (11:16 – 12:24)

Формально победа на севере положила конец завоеванию Ханаанской земли. Но прежде, чем приступить к записи того, как была эта земля поделена между коленами израилевыми, автор дает обзор побед Израиля в Обетованной земле во всем их размахе и подводит им итог. В эту часть книги включены географическое описание захваченных территорий (11:16-23) и перечисление царей, которым было нанесено поражение (глава 12).

1 ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ (11:16-23)

Иис. Н. 11:16-17. Сражения, которые вели под его командованием воины Иисуса Навина, прокатились по всей земле, от одной ее границы до другой, с юга на север и с востока на запад. Нагорная страна и пустыня Негев (в русском тексте – земля полуденная, т. е. южная земля), вся земля Гошен и западные предгорья (в русском переводе – низменные места), равнина и гора Израилева с ее предгорьями (в русском тексте – низменные места) – все это относится к центральной и южной частям земли (сравните 10:40).

Негев – пустынная область, лежащая на юго-запад от Мертвого моря, а под «равниной» здесь понимается впадина Иорданской долины на север и на юг от Мертвого моря. Гора Халак находится в южной пустынной части региона; Ваал-Гад (точное местонахождение – неизвестно) располагался на крайнем севере, в долине Ливанской, возможно, в пятидесяти-шестидесяти километрах на север от Галилейского моря.

Иис. Н. 11:18-20. Завоевание растянулось на долгое время. Последующие победы не были ни легкими, ни быстрыми. Лишь один город искал мира – это Гаваон. Все остальные были взяты с бою: Бог ожесточил сердца их граждан (толкование на Исх. 4:21; 8:15), побудив их сражаться против Израиля, чтобы тот истребил хананеев. День Божьего милосердия для них миновал. Ибо в глазах Божиих мера беззаконий этих идолопоклонников преисполнилась.

Иис. Н. 11:21-22. Особо упоминаются здесь Енакимы (в других местах – «сыны Енаковы»), «велнкорослые люди», которые за сорок пять лет до того привели в ужас разведчиков, посланных Моисеем (Чис. 13:33; сравните толкование на Иис. Н. 14:10); к ним относился риторический вопрос: «кто устоит против сынов Енаковых?» (Втор. 9:2).

Но под руководством Иисуса Навина эти казавшиеся непобедимыми враги были в конце-концов уничтожены. Лишь какая-то часть их сохранились в таких отдаленных городах, как Газа, Геф и Азот. Во дни царя Давида именно из Гефа пришел человек гигантского роста, по имени Голиаф, чтобы бросить вызов Израилю и его Богу (1-Цар. 17).

Иис. Н. 11:23. Этот раздел завершается заявлением, в котором в сущности, подводится итог книге Иисуса Навина в целом: Таким образом взял Иисус всю землю (сравните стих 16), подробно история завоевания, изложена в главах 1-11. В продолжении же этой фразы: …и отдал ее Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их – вступление к дальнейшему повествованию, и вместе с тем итог того, о чем пойдет речь в главах 13-22.

Однако, как согласовать заявление о том, что «Иисус взял всю землю» с тем, что будет сказано позднее – «земли брать в наследие осталось еще очень много»? (13:1). Дело в том, что в еврейском сознании часть нередко символизирует целое. Следовательно, в свете того обстоятельства, что Иисус Навин овладел ключевыми центрами по всей земле, – обретало силу его заявление о том, что он покорил всю землю.

А. Д. Меттилл, младший, тщательно проанализировал завоевание Ханаана, изучив эту территорию как с точки зрения ее разделения по географическому принципу, так и те символизировавшие всю землю части ее, которые были захвачены Иисусом Навином. Он пришел к выводу, что израильтяне покорили ключевые пункты на прибрежной равнине, в предгорьях Шефелаха, на центральном плато, в долине Иордана и на Трансиорданском плато.

Не было такой территории в пределах Ханаана, которая полностью не была бы обойдена евреями. Значит, Навин действительно овладел всей землей, как и должно было случиться по слову Божию, на которое Навин полагался более всего. (в этой связи толкование на 21:43-45). Относительно заключительного заявления – И успокоилась земля от войны (11:23) толкование на 14:15.