Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Прит. 19:1-2. Первая фраза стиха 1 адекватна первой фразе в 28:6. Но слово богатый было вставлено в русский текст второй фразы на том основании, что оно имеется во второй фразе 28:6. Это исправление делает звучание 19:1 более логичным; слово глупый, которого нет в 28:6, тут, однако, сохраняется. Лучше быть бедным, но честным, говорит Соломон, нежели богатым, но лживым (и к тому же глупым). Смысл стиха 2 в том, что человек, стремящийся к знаниям, воздерживается от необдуманных поспешных шагов, которые не сулят ничего хорошего (сравните 21:56). Читающему эти стихи приходит на ум пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

Прит. 19:3. Страдая по собственной глупости, человек склонен при этом негодовать на Господа.

Прит. 19:4,6-7. В этих притчах – основанные на житейском опыте размышления о лжедрузьях и о дружбе из корыстных соображений. Первая фраза стиха 4 находит продолжение в первой фразе стиха 6, а мысль, выраженная во второй фразе стиха 4, подробно развивается в стихе 7. (сравните эти стихи с 14:20.) Кто не знает, что богачи большей частью окружены друзьями, которые, впрочем, исчезают, как только счастье изменяет их богатому покровителю! Бедного, к сожалению, избегают не только друзья, но и кровные братья его, не желая осложнять себе жизнь заботами о нем и финансовой помощью ему.

Прит. 19:5,9. Почти идентично звучат эти стихи, осуждающие лжесвидетельство.

Прит. 19:8. О благодатности разума и благоразумия в повседневной жизни.

Прит. 19:10. Пышность (или роскошь) не только не украшает глупца, но и не вяжется с ним (сравните с 26:1, где говорится о том, что глупому «не прилично» воздавать и почести). Еще менее пристало рабу господствовать над теми, которые призваны управлять народом. Из древневосточной истории (да и не только из нее) известно немало случаев, когда рабы, в силу тех или иных обстоятельств, становились властителями, сохраняя при этом рабские черты своей психологии, среди них и такие, как мстительность и глупость. Соломон, вероятно, подразумевает здесь и некомпетентность вчерашнего раба, его неподготовленность к делам правления, – все, что грозит его подданным многими бедами.

Прит. 19:11. Терпение и терпимость, свойственные человеку благоразумному, предохраняют его от чрезмерной вспыльчивости (делают медленным на гнев), к проступкам ближних он снисходителен.

Прит. 19:12. Гнев царя порой грозит его подданным смертью (сравните 16:14; 20:2), а благоволение его сулит жизнь, как роса траве.

Прит. 19:13. Беда для семьи глупый сын и сварливая жена. О первом неоднократно упоминалось в предыдущих притчах (10:1; 15:20; 17:21,25), о второй же это упоминание – первое из пяти в книге (21:9,19; 25:24; 27:15). Еврейская метафора, употребленная по отношению к жене в этом стихе, – та же самая, что и в 27:15; так что лучше перевести ее как «непрестанная капель».

От постоянного ворчания сварливой жены некуда укрыться, оно мучительно раздражает. Кроуфорд X. Той, один из комментаторов книге Притчей, приводит в этой связи арабскую пословицу: Три вещи делают жизнь в доме невыносимой: тэк (протекающая крыша в дождь), нэк (ко всему придирающаяся жена) и бэк (назойливые насекомые).

Прит. 19:14. Если дом и имение человек получает в наследство от родителей, то разумная жена – дар (в древнееврейском сознании) настолько ценный, что может быть только от Господа. Тут как бы продолжение мысли (по принципу противопоставления), высказанной в предыдущем стихе.

Прит. 19:15. Человеку, не умеющему преодолевать свою лень, из-за которой он постоянно пребывает в полудремотном состоянии, естественно терпеть голод.

Прит. 19:16-17. В стихе 16 речь идет о соблюдении заповедей Моисеева закона. От следования им, либо, напротив, пренебрежения ими (или, что то же самое, «нерадения о жизненных путях своих»), зависели жизнь или смерть человека. Об этом объявлено было израильтянам Моисеем (Втор. 30:15-20), и эта же мысль заключена в притче Соломоновой. Важной добродетелью, исходящей из заповедей закона, почиталось благотворение бедным (стих 17). Тот, кто помогал бедному, как бы давал взаймы Господу, Который «в должниках» не остается, но воздает за каждое благодеяние (сравните Матф. 10:42; 25:35-36,40).

Прит. 19:18,20. Повелительный тон притчи в стихе 18 объясняется тем, что воспитанию детей древними евреями придавалось особое значение, причем телесные наказания рассматривались ими как важный воспитательный фактор (сравните Прит. 13:24; 22:15; 23:13-14). Во второй фразе стих 18 можно видеть предостережение против злоупотребления родительской властью: наказывать сына следует, доколе есть надежда, что он исправится, усовершенствуется.

Наказывая (с другой стороны), не следует «слабеть духом» от крика (плача) наказуемого. В известном соотношении со стихом 18 находится, по-видимому, стих 20: Соломон обращается к воспитанникам (потенциальным объектам наказания) с увещанием слушать – в их же собственных интересах, ради обретения мудрости – советов старших и принимать как должное их обличения.

Прит. 19:19. Человека несдержанного, «скорого на гнев», следует наказывать; «щадить» такого значит невольно его поощрять в дурной его наклонности, за что ему придется расплачиваться еще больнее.

Прит. 19:21. Человеку можно и должно «строить замыслы», помня, однако, при этом, что всем управляет Бог, и все – под контролем Его, и в конечном счете состоится только то, что определено Им (сравните 16:1,9); другими словами, и в том, что человеку представляется его замыслами и свершениями, совершается воля Божия.

Прит. 19:22. Если в стихе 17 Соломон говорит о воздаянии Господа тем, кто благотворит бедным, то здесь он обращает внимание на то, что способность делать добро – радость сама по себе для того, кто этой способностью обладает. Бедный человек (нуждающийся в «благотворении»), замечает он, лучше, нежели лживый. Тут, возможно, имеется в виду, что с первым и вообще-то приятнее иметь дело чем со вторым.

Прит. 19:23. Неоднократно повторяющаяся сентенция о спасительности и благотворности для человека страха Божия (1:7,29; 8:13; 9:10; 10:27; 14:26,27; 16:6 и т. д.).

Прит. 19:24. Комический образ ленивца, который, и опустив руку свою в чашу, не в состоянии донести ее до рта своего. Эта же притча дословно повторяется в 26:15.

Прит. 19:25. Если кощунник (циник, злой насмешник) понимает лишь язык наказания, то разумный с готовностью принимает словесное внушение (обличение). Публичное наказание кощунника может послужить благотворным предостережением человеку простому. Здесь слову простой соответствует евр. пети; толкование на 1:4. Подразумевается человек неученый, безынициативный, однако, до известной степени обучению доступный, способный отреагировать на предостережение.

Прит. 19:26. Неоднократно, хоть и на разные лады, звучащая мысль о недостойном сыне – бесчестии и горе для своих родителей (к примеру, 10:1; 20:20; 28:24; 30:17).

Прит. 19:27. Сентенция, звучащая тут, как бы вытекает из предыдущей притчи.

Прит. 19:28. О лжесвидетельстве. Метафора во второй части стиха подразумевает, что для лжесвидетелей – неправда, так же притягательна, как вкусная пища.

Прит. 19:29. Стих перекликается по смыслу со стихом 25.