Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

III. Притчи Соломона (10:1 – 22:16)

В этом разделе книги Притчей Соломона содержится 375 изречений и пословиц. Одна какая-то мысль во всей ее полноте умещается в 2-х строках или более каждого стиха. В главах 10-15 продолжается тема, превалирующая в главах 1-9, – тема противопоставления праведных (или мудрых) нечестивым (или безрассудным). Остальная часть раздела (16:1 – 22:16) характеризуется более разнообразной тематикой.

Большая часть стихов в главах 10-15 построена по принципу контраста (так называемого антитетического, или прямо противоположного параллелизма), грамматически выраженного во второй строке стиха через частицу «же», союз «а» и т. п. В 16:1 – 22:16, напротив, лишь немногие стихи «контрастны»; большая же часть их построена или на сравнении (синонимический параллелизм), или по принципу развития, дополнения мысли, выраженной в первой строке (синтетический параллелизм); для таких стихов характерен союз «И», которым нередко начинается 2-ая строка.

Частая смена темы (от одного стиха к другому) представляется намеренной; этим читателя побуждают вдуматься в мысль, выраженную в одном стихе, прежде чем перейти к следующему стиху. Однако время от времени встречаются два или более следующих друг за другом стихов, которые связаны между собой общей темой или «ключевым словом».

К примеру, в 10:4-5 говорится как о лени, так и о прилежании, усердии, а в 10:11,13-14,18-21,31-32 – о речах добрых и злонамеренных. В каждом из стихов в 16:1-7 встречаем слово «Господь», а «ключевым словом» в каждом из стихов в 16:12-15 является «царь»; в 15:16-17 каждый стих начинается со слова «лучше», а в 11:9-12 – с одной и той же еврейской буквы; каждый нз стихов в 12:9-11 посвящен устроению сельской домашней жизни.

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10-15)

Прит. 10:1. Относительно «Притчей Соломона» в разделе «Авторство и время написания Притчей» во Вступлении. При том, что авторство Соломона не по длежит сомнению в отношении глав 1-9 (1:1) и глав 25-29 (25:1), а также – 10:1 – 22:16, им написано около 84 процентов всей книги; конечно, все написанное Соломоном создавалось по вдохновению от Божественного Автора, Святого Духа.

«Контрастность» первого стиха в этой главе – в противопоставлении мудрого сына глупому. Автор не хочет сказать, что сын глупый не огорчает отца или что мудрый не радует матери (сравните 1:8; 15:20; 17 25), но хочет в этом изречении – притче подчеркнуть особую печаль материнского сердца о неудачном сыне. Для приточной литературы типично такое, как здесь, «выступление парами»: в одной строке «отец» – в другой «мать».

Прит. 10:2. Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы ему они не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти («смерть» в Притчах употребляется не только в собственном, узком, смысле слова, но и в значении несчастного горестного существования).

Прит. 10:3. Господь позаботится о праведном человеке. Этой мысли противопоставляется мысль о том, как поступит Он с нечестивыми: осуществлению их злых, разрушительных намерений (понимаемых здесь под словом стяжание) Господь помешает. Стих в целом, как это часто бывает в притчах, формулирует некое общее правило, знающее исключения; так бывает обычно: угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.

Прит. 10:4-5. Тема этих стихов – усердие и лень. Первое есть свойство разумного, праведного человека, вторая – «беспутного». Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время (стих 5) обогащает их, тогда как нерадивых лень ведет к бедности. Развитие мысли, с которой начинается стих 3, можно проследить в стихах 4-5: любящих груд праведников благословляет сам Господь, поэтому обычно (выше) они голода не терпят.

Прит. 10:6-7. Не во всех, но в очень многих стихах этого раздела жребий праведных и жребий нечестивых противопоставляются друг другу. Типичны в этом смысле стихи 6-7. В первой части стих 6 говорится о благословениях, которыми благословляется праведник; во второй его части – «характеристика» беэзаконников, о незавидной судьбе которых говорится во второй части стиха 7. Требует особого пояснения фраза уста же беззаконных заградит насилие (стих 66), которая повторяется в стихе 116. Это «заградит» означает одно из двух: либо что «беззаконные» скрывают, не выдают в неосторожной речи вынашиваемые ими планы зла, насилия, либо, напротив, -то, что сходящее с уст их пышет (как бы «переполняя уста» их) ненавистью, насилием.

Тут вспоминаются слова Иисуса Христа: «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45). В стихе 7 Соломон имеет в виду, что самая память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касзется нечеставых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, ибо даже имя их будет вызывать у них омерзение.

Прит. 10:8-9. Мудрый сердцем подлежит обучению, а тот, кто глуп, слишком много болтает попусту (он человек глупый устами), чтобы чему-нибудь научиться; такого не ждет ничего хорошего (он преткнется). Склонность к пустой болтовне часто ассоциируется в Притчах с глупостью, последствия которой печальны (сравните 13:3). Кто ведет себя честно, непорочно (ходит в непорочности; стих 9), того (подразумевается) защищает Бог (стих 18:10): он ходит безопасно; тот же, кто ходит кривыми путями, рано или поздно будет наказан (сравните 28:18).

Прит. 10:10-12. Здесь о том, как зло и добро сказываются на человеческих взаимоотношениях. «Мигающие глаза» (имеется в виду, хитро, недобро мигающие) часто символизируют в Библии злые намерения (сравните 6:13; 16:30; Пс. 34:19); они, естественно, могут обернуться печалью, бедой (здесь причиняет досаду) для тех, на кого направлены. Относительно второй части стиха 10 комментарии на вторую часть стиха 8. Уста праведника – источник жизни (стих 11а), ибо то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость (сравните 13:14; 14:27; 16:22).

Толкование второй части этого стиха в комментарии на вторую часть стиха 6. Взаимная ненависть не может не вести к раздорам между ненавидящими друг друга, но любовь покрывает (в значении «прощает») дурные поступки других людей, проявляет к грешникам снисходительность, всячески содействуя миру (1-Кор. 13:5; Иак. 5:20; 1-Пет. 4:8).

Прит. 10:13-14. Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове (В устах у него), и тогда, в частности, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 та, очевидно, мысль, что и попусту мудрые своими знаниями не разбрасываются («не мечут бисера перед свиньями»), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими (они сберегают знание). Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.

Прит. 10:15-16. В стихе 15 – констатация житейского факта: богатство ограждает (до известной степени) от бедствий (в других стихах книги Притчей содержится предостережение против чрезмерного упования на него; 11:4; 23:4-5); первой мысли этого стиха противопоставляется вторая: всегдашняя скудость средств к существованию есть неразрешимая проблема для бедных. На тему материальной обеспеченности и притча в стихе 16. В ней говорится о том, что результаты трудов праведного гарантируют ему безбедную жизнь, тогда как успех нечестивого (то, чем он овладел, чего достиг, – подразумевается, нечестным путем) послужит лишь совершению им нового греха.

Прит. 10:17. Здесь часто повторяющаяся в притчах мысль о пользе следовать добрым советам и наставлениям и о бедственном положении тех, кто не склонны принимать обличение.

Прит. 10:18-20. В каждом из этих стихов рассматриваются разные аспекты «пользования словом». В стихе 18 речь о лживом слове, возбуждаемом ненавистью. Скрывающий свою ненависть к другому лжет или лицемерит, когда говорит с ним или о нем; вторая мысль стиха 18 развивает первую: говорящий ложь в адрес того, кого ненавидит, клевещет на него; клеветать же удел безрассудных.

В стихе 19 – о пользе сдерживать язык, ибо при многословии не миновать греха. В стихе 20 «языку» лгуна, клеветника, лицемера противопоставляется язык праведного, который уподоблен «отборному серебру». Ничтожество в стихе 20 означает то (в противовес серебру), что ценности вообще не имеет; таково сердце… нечестивых (т. е. вся их внутренняя суть).

Прит. 10:21. Здесь пасут в значении «питают», причем «питают» не в буквальном, а в духовном смысле этого слова: слова, сходящие с уст праведного, служат полезным назиданием для многих – так может быть прочтена эта строка. Мысль же второй строки в том, что глупые не могут духовно напитать и самих себя, они страдают (умирают не обязательно следует понимать тут буквально) от недостатка разума.

Прит. 10:22. Подчеркивается, что благословение Господне, которое (подразумевается) удел разумного и трудолюбивого, приносит только радость, печаль же никогда ему не сопутствует.

Прит. 10:23. Отсюда и до конца главы (в большинстве стихов) «глупый», который ассоциируется с «нечестивым», противопоставляется в том или ином смысле разумному (праведному). В этом стихе кесил (глупый, твердолобый; толкование на 1:7) веселится, совершая преступное дело; противопоставление ему «разумного», которому присуща мудрость, показывает, что в библейском понимании мудрость была явлением нравственного порядка.

Прит. 10:24-25. Здесь поучение Соломона имеет, вероятно, целью убедить людей, еще не до конца сформировавшихся, не имеющих большого житейского опыта, что, выбирая между нечестием и праведностью, следует иметь в виду не немедленные их плоды, а те, которые дадут о себе знать какое-то время спустя. Многие нечестивые боятся, говорит он, что ответное зло постигнет их – и так оно и происходит.

Праведники же живут под защитой Господней, и не это ли их главное желание! Бог благословляет одних и насылает бедствия на других. Так, внезапно налетевшим вихрем может быть уничтожено все имущество нечестивого, да и он сам (сравните 1:27; 6:15; 29:1); что же касается праведника, то его жизнь и благополучие зиждутся на более твердом основании (сравните 10:9,30; 12:3).

Прит. 10:26. Лень вредна не только для самого ленивого, но и для тех, кто пошлет его по какому-то поручению, либо понадеется на него в исполнении какого-нибудь дела.

Прит. 10:27-30. Перспектива праведников, которые следуют путем, угодным Господу (стих 29), т. е. исполняют заповеди Его, – долголетие, добрая надежда, чувство безопасности. Нечестивые же, как правило, лишены всего этого.

Прит. 10:31-32. Снова противопоставление «уст» праведных и нечестивых (сравните стихи 11-14, 18-21). В стихе 32 та мысль, что уста праведного произносят слова дельные, уместные, добрые, а уста нечестивых – такие, которые противны здравому смыслу, морали и любви.