Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ПРИГЛАШЕНИЕ МУДРОСТИ (9:1-12)

а. Трапеза, приготовленная мудростью (9:1-2)

Прит. 9:1. Просторный дом, построенный себе премудростью, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. (Семь, как помним, символ полноты, совершенства.) Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого – отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти (известных на то время) планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак. 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома (символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность как плоды мудрости).

Прит. 9:2. Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной (в еврейском тексте – соответствующее слово) жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

б. Мудрость сзывает к себе на трапезу (9:3-6)

Прит. 9:3. В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на пир (Матф. 22:2-3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на пиршество могли бы услышать многие. Кстати, с «возвышенных мест» сзывает свои жертвы и глупость (стих 14).

Прит. 9:4-6. Здесь (и, вероятно, в стихах 7-12) слова премудрости, провозглашаемые ее слугами. Они обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, – к «неразумным» и «скудоумным» (стих 4). Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых (каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще, люди), открытых, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Прит. 9:7-9. В этих словах премудрости можно видеть предостережение, обращенное к тем ее «слугам», которые выходят на «возвышенные места» по ее поручению. Да подходят они осмотрительно к тем, которым проповедуют, ибо поучающий кощунника наживет себе бесславие. Под «кощунником» и «нечестивым» подразумевается человек, не поддающийся наставлениям, невежественный грубый насмешник, отрекающийся от всякого знания.

Такой лишь с ненавистью станет оскорблять (и тем «бесславить») пробующего вразумить (тут «обличить») и просветить его. Напротив, мудрый (точнее, стремящийся к мудрости) с благодарностью воспримет «обличения» (сравните 15:31; 17:10; 19:25б; 25:12). «Правдивый» в стихе 9 соответствует «праведному» (понятие, которое в Притчах часто синонимично понятию «мудрый»).

Прит. 9:10-11. Снова (сравните 1:7а) напоминается, что начало (источник) мудрости (или поисков ее) – это благоговейный страх перед Господом. (Напоминание об этом есть и «напоминание» о теме книги Притчей Соломона в целом.) В познании Святого (Бога) – залог разумной жизни, продолжает мудрость, и повторяет сказанное неоднократно и прежде, что через приобщение к ней человек продлевает дни и годы своей жизни.

Прит. 9:12. Как это часто (и на разные лады) повторяется в Притчах, любящий мудрость пожинает благие результаты для себя (подразумевается, «для себя», а не для Бога; сравните Иов. 22:2-3), как и «буйный» (т. е. злой невежественный насмешник, противопоставляемый мудрому) сам расплачивается за свои глупость и злобу.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗРАССУДСТВА (ГЛУПОСТИ) 9:13-18

Прит. 9:13-18. В нарочитом внешнем сходстве двух «приглашений» скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость – «жена», исполненная достоинств, то глупость, прямо названная «женщиной безрассудной», выступает с облике блудницы – шумливой, вульгарной и невежественной. И она «зазывает» к себе с «возвышенных мест», только делает это сама (сравните стих 3). В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо (надеясь, что среди них немало «скудоумных», которым достанет глупости откликнуться на ее приглашение).

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15б), которая может означать как то, что если бы не «ловушка», расставленная совратительницей (глупостью), то многие из «прохожих» проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных («идущих прямо»). Существенно противопоставление и характера двух трапез.

Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и «вином разума и радости», то безрассудство – соблазняет сладостью «краденых вод» (поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15-16), то воды краденые, по всей вероятности, – блуд) и «утаенного хлеба» (символ всякого действия, которое следует совершать втайне). В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный первыми («распутной женой») не знает, что принятое им «приглашение» это «приглашение к смерти».