Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

М. Премудрость являет себя в добродетелях, и последствия ее благодатны (8:1-21)

1. НЕ ПРЕМУДРОСТЬ ЛИ ВЗЫВАЕТ? (8:1-5)

Прит. 8:1-3. С двух риторических вопросов начинается это «воззвание» премудрости ко всем людям. Здесь и далее, в самом деле, видится известная параллель с предыдущей главой. Там развратная женщина выходила на улицы, «взывая» к молодым людям с тем, чтобы втянуть их в порок и погибель (7:8-12). Тут же премудрость, предстающая как добродетельная женщина, взызает к людям повсюду, где их можно найти, предлагая послужить каждому, кто хотел бы принять ее «услуги». Кривы и обманны «пути» блудницы, открыты и прямы те, идти которыми предлагает людям премудрость. Первые ведут к позору и смерти, вторые – к разумной и благодатной жизни.

Прит. 8:4-5. Отсюда и по стих 31 включительно следует то, что может быть названо «речью премудрости». Она обращена ко всем сынам человеческим, ибо мудрость доступна им всем, но в первую очередь к тем, которые более всего нуждаются в обретении мудрости, а именно к неразумным (петаим) и глупым (кесил), в этой связи комментарий на 1:22. Под благоразумием и разумом в стихах 4-5, этими проявлениями мудрости, понимаются разумный подход к жизни, проницательность и умение отличать доброе от злого.

2. ДОСТОИНСТВА ПРЕМУДРОСТИ (8:6-11)

Прит. 8:6-9. Она сама перечисляет их, прежде всего обращая внимание слушателей на то, что имеет сказать им нечто важное, и что все сказанное ею – правильно. (Обратите внимание на прием синонимического повтора в окончании стиха 6 и в начале стиха 7.) Все, что не соответствует истине, справедливости и добру (здесь выражено словом нечестие), уста премудрости произнести не могут, ибо это мерзость для них (стихи 7-8). При сравнении стихов 5 и 9 видим, что премудрость зовет людей к обогащению разума и сердца. Она предлагает «неразумным» научиться (стих 5) и утверждает, что «разумному» и приобретшему знание все слова уст ее ясны.

Прит. 8:10-11. Как следует из дальнейшего, персонифицированная здесь мудрость есть ничто иное, как Божия премудрость. Это она говорит о себе людям, что она лучше жемчуга, и что учение ее ценнее серебра, как и знание, исходящее от нее, лучше… нежели отборное золото.

3. ДАРЫ МУДРОСТИ (8:12-21)

В этих стихах подробно обосновывается, почему это так. Но хотя речь здесь пойдет о дарах мудрости, или ее благословениях, обилие личных местоимений (я, мною, меня, мои) ставит в центр этого отрывка саму премудрость, а не ее дары.

Прит. 8:12-13. В стихе 12 повторены те же, в сущности, понятия, что и в Прит. 1:4. Подразумевается обогащение (некий процесс: Я ищу) рассудительностью и знаниями (как практическими, так и духовными), а также разумный образ жизни.

Некоторые богословы рассматривают стих 13 как разрыв в речевом потоке между стих 12 и 14. Но, скорее, стих 13 подразумевает, что разумное житие (стих 12) несовместимо ни с одним из тех пороков, которые перечисляются в стихе 13. Мудрость выступает тут как понятие, сопряженное не только с интеллектом, но и с моралью. Мудрый человек – это прежде всего человек, боящийся Бога (знающий страх Господень), а, значит, зло (гордость, высокомерие, злые поступки, клевета) не могут не быть ненавистны ему.

Прит. 8:14-16. Перечисление свойств Божией премудрости, или тех даров, которые получают от нее «любящие ее». Только она наделяет способностью давать мудрые советы и судить справедливо (У меня совет и правда, только она награждает разумом (здесь в значении «рассудительности», «проницательности») и силой осуществлять мудрые решения. Эта последняя мысль находит продолжение в стихе 15: разве могли бы цари издавать разумные законы, а начальники и вельможи и… судьи контролировать проведение их в жизнь, если бы всеми ими не руководила Божия премудрость! (стихи 15-16.)

Прит. 8:17-21. Да, мудрость доступна всем, но стяжают ее дары лишь те, которые любят ее. И дары эти – богатство и слава; сокровище здесь синоним богатства, и вторая фраза стиха 18 в целом может быть прочитана так: да, от меня долговременное богатство и торжество правды (праведности). (Следует заметить, что сказанное в стихе 18, как и многие другие утверждения в Притчах, надо рассматривать как обобщение, предполагающее возможность исключений.) И все-таки богатством, как бы ни было оно впечатляюще, и «полными сокровищницами» тех, которые любят мудрость, дары, или плоды, ее не исчерпываются.

Тем, кто понимают истинную ценность этих разносторонних даров, того «существенного блага» (стих 21), которое мудрость сулит, ясно, что они лучше золота… и пользы от мудрости больше, нежели от отборного серебра, в стихе 20 та мысль, что мудрость не знает иных путей, как пути праведности и справедливости.

Н. Мудрость, явленная Господом в творении (8:22-36)

Мудрость, или премудрость, начиная со стиха 6, постоянно ассоциируется с Личностью Божества. Совершенно недвусмысленно это воспринимается в стихах 22-31, где речь идет о творении. Мудрость заявляет, что она существовала до создания мира, что в процессе созидания была соучастницей Господа и разделяла радость Его (стихи 22,26,27,30-31).

Известно, что великие учителя Церкви, да и богословы более позднего времени, вплоть до недавнего, склонны были ассоциировать говорящую здесь Премудрость с Логосом, т. е. с Сыном Божиим Иисусом Христом, исходя прежде всего из первых трех стихов Евангелия от Иоанна. Кроме того, апостол Павел прямо говорит о Христе как о премудрости от Бога (1-Кор. 1:30). Но ветхозаветному сознанию четко сформулированное представление о Логосе еще не было свойственно, и для автора Притчей это существование премудрости прежде создания мира могло быть лишь предчувствием того, что будет воспринято позже.

Нельзя не заметить и следующее: полностью отождествив премудрость из Прит. 8:22-31 с Христом, мы должны будем ассоциировать с Ним и все остальные ссылки на мудрость в книге Притчей, а это едва ли допустимо. Мудрость предпочтительнее понимать в этой книге как персонификацию соответствующего атрибута Божества. Возвращаясь же к премудрости, говорящей в контексте стихи 22-31, заметим, что автором она могла пониматься как идея сотворения мира, существовавшая у Бога прежде чем Он приступил к осуществлению ее.

1. МУДРОСТЬ БЫЛА ДО НАЧАЛА ТВОРЕНИЯ (8:22-26)

Прит. 8:22. В свете этого и надо понимать фразу в стихе 22 Господь имел меня началом.

Прит. 8:23-26. От века я помазана в стихе 23 означает, что от начата, прежде чем была создана земля, премудрость была предназначена (назначена) Богом, от Которого она родилась, соучаствовать в творении и управлять им. Это было до разделения вод и создания облаков и океана (бездны; стих 24) во второй день творения (Быт. 1:6-8) и до появления суши с ее горами и холмами на третий день (стих 25; Быт. 1:9-10).

2. ДЕЙСТВИЕ МУДРОСТИ В ТВОРЕНИИ (8:27-31)

Прит. 8:27-29. Мудрость соучаствовала в каждом из актов творения: я была там, говорит она в стихе 27, когда Бог уготовлял (творил) небеса и проводил круговую черту горизонта «от края до края» океана (бездны); Быт. 1:1-5. И когда Он разделял воды, продолжает она, творя вверху облака, а «внизу» (подразумевается) намечая места будущих морей и океанов (укреплял источники бездны); стих 28; это происходило во второй день творения (Быт. 1:6-8). И на третий день мудрость «была там», когда Бог устанавливал пределы (берега) морей и дал приказание «явиться суше» (стих 29; Быт. 1:9-10).

Прит. 8:30-31. Тогда я была при Нем художницею… Здесь персонификация (представление как Его помощницы в творческом процессе) свойства Самого Бога создавать лишь то, что мудро по идее и прекрасно по облику; об этом и сказано в стихе 30а на языке тонкой поэтической аллегории. Конечно же, не мудрость была «художницею», но художником был Сам Бог. И тут существенная разница. Осуществление мудрых Его намерений приносило удовлетворение (Быт. 1:10,12,18,21, 25) и радость Самому Богу, и высшему моменту этой радости послужило создание «сынов человеческих» (стих 30б-31; Быт. 1:31).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗЫВ МУДРОСТИ (8:32-36)

Прит. 8:32-36. Теперь уже не Соломон, а сама премудрость, подводя итог всему сказанному прежде (Итак, обращается к «детям», т. е. к людям, на создании каковых более чем на остальном творении явила себя она, Божия мудрость. Послушайте меня, мои наставления, дважды повторяет она, обещая блаженство (счастье) тому человеку, который слушает ее, ибо залог успешной жизни и благодати от Господа в познании Его откровений и в следовании мудрым наставлениям Его (сравните Пс. 118:1-2 и Лук. 11:28). Напротив, поступающий вопреки советам и наставлениям Божией мудрости вредит и душе и телу своим. Такой человек избирает не жизнь, но смерть.

О. Призывы мудрости и безрассудства; В противопоставлении их подводится итог значению мудрости (глава 9)

В этой главе можно видеть как бы подведение итога всему сказанному в 1:8 – 8:36 – через противопоставление друг другу «приглашений», следующих со стороны мудрости (9:1-6) и безрассудства (9:13-18). В образе женщины на этот раз выступает не только мудрость, но и ее «оппонент» – безрассудство, или глупость (в русском тексте – «женщина безрассудная»; стих 13).

Обе они приглашают к себе на пиршество молодых людей. Но если мудрость выступает как женщина достойная, сама позаботившаяся о приготовлении трапезы, то безрассудство представлено в образе блудницы, сзывающей молодых людей к чувственной «трапезе», состоящей из ворованной воды и «утаенного» хлеба (символы блудодейства).