Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Прит. 12:1-3. Здесь мысли, неоднократно повторяющиеся в Притчах: внимательный к наставлениям старших (стих 1) обретает мудрость (звание); ему противопоставляется невежда (употребленное здесь слово баар имеет и значение «глупца», «тупицы»), который не приемлет попыток направить его на путь истинный. В стихе 2 слово «добрый» – один из многочисленных в Притчах синонимов «праведного», «мудрого»; сравните с «непорочным» в 11:5 или с «разумным» в 11:12, с «верным» в 11:13 и с «милосердым» в 11:17. Повторяется часто встречающаяся мысль о том, что праведник (Добрый человек) будет благословляем Господом, Который не оставит без наказания человека злого, лживого, коварного. Посредством зла («беззакония», стих 3) ему не утвердиться в жизни, тогда как в праведности – надежная опора (сравните 12:7).

Прит. 12:4. Добродетельная жена делает честь своему мужу, украшает его жизнь. Та же, которая позорит мужа своим поведением, причиняет ему постоянную душевную боль (сравниваемую с болью в «гниющих костях»).

Прит. 12:5-6. В стихах 5-9 повторяются изречения на тему противопосталяемых друг другу праведных и нечестивых. Праведные помышляют о добром (о «правде») не только для себя, но и для других, нечестивые же питают коварные замыслы. В стихе 6 эта мысль развивается: «коварные замыслы» та же засада – для тех, кто станет слушать речи нечестивых (может быть, их «советы», направленные во зло, «на пролитие крови»). «Попавших в засаду» спасают праведные (уста их, т. е. их добрые, мудрые советы).

Прит. 12:7. О ненадежности бытия нечестивых, чему противопоставляется твердая основа жизни праведных (сравните со стихом 3).

Прит. 12:8. Противопоставляется отношение окружающих к разумному (а, значит, доброму, благочестивому) человеку и к тому, кто имеет «развращенное сердце» (тут могут подразумеваться и извращенный образ мыслей, превратное виденье вещей); последний не заслуживает ничего, кроме презрения.

Прит. 12:9. Изречения в стихах 9-11 отражают подход Соломона к повседневной, домашней жизни. Идея противопоставления выражена здесь распространенной в Притчах «формулой» лучше… нежели (лучше… и); сравните 3:14; 8:10-11; 15:16-17; 16:8,16,19,32; 17:1,12; 19:1,22; 21:9,19; 22:1; 25:7,24; 27:5,10; 28:6. Текст стиха 9 неодинаково звучит в русской и английской Библиях.

На англ. языке тут не работающий на себя, а «имеющий слугу», т. е. та мысль, что лучше быть человеком незнатным, но имеющим возможность нанять слугу, чем претендующим на знатное происхождение, но не имеющим средств к существованию. Если принять русский перевод этого места, то идея стиха в сущности останется той же: лучше быть простолюдином, который не нуждается материально, чем нищим «аристократом».

Прит. 12:10. Милосердие праведного простирается не только на близких и ближних его, но и на животных (на домашний скот, что, кстати, предусмотрено было и законом; Исх. 20:10; Втор. 25:4).

Прит. 12:11. Человек трудолюбивый, питающийся от трудов своих, противопоставляется в этом изречении «скудоумному последователю любителей праздности».

Прит. 12:12. И рад бы нечестивый… уловить праведного в сеть зла; но тот крепок в праведности своей.

Прит. 12:13. Стихи 13-20 и 22-23 так или иначе касаются темы «употребления уст» (слова) во благо или во зло (сравните 10:11-14,18-21,31-32; 11:9,11-13).

«Быть уловленным» (в значении «пострадать «) – речевой прием, часто встречающийся в Притчах (сравните 11:6). Праведнику (человеку разумному и сдержанному) не грозит запутаться (как это происходит со злоречивым; здесь нечестивый в значении лицемера, клеветника) в том, что было им сказано.

Прит. 12:14. «Плод уст» – это слова, сходящие с них. Ответное добро приходит к тому, кто говорит доброе другим и о других; это сравнимо с изречением в 11:17 «Человек милосердый благотворит душе своей». Благое воздаяние такому человеку может быть менее заметно, но не менее значительно, чем тому, который получает вознаграждение от труда рук своих.

Прит. 12:15-16. По два наблюдения находим относительно глупого и благоразумного в этих изречениях. Глупому (слово эвил – упорный, твердолобый) всегда кажется, что он прав (что путь его прямой), чем и объясняется, что он не желает никаких советов и откровенно злится на дающих их (стих 16). Благоразумный же. напротив, открыт для советов (сравните 10:17; 12:1), и даже если советом, точнее, обличением, он будет посрамлен, пристыжен, то обиды своей не проявит, либо простит ее. Именно так надо понимать фразу «благоразумный скрывает оскорбление». Кстати, как «скрывает» здесь переведено еврейское часах, которое в 10:12 передано как «покрывает», а словом оскорбление передано то, которое в 11:2 звучит как «посрамление».

Прит. 12:17. Изречение о честном и ложном свидетельствах.

Прит. 12:18-19. Пустослов не открывает уст своих с намерением ранить, однако, кто не знает, что необдуманные слова причиняют порой великую боль, словно «рана от меча». Обдуманное же, умное слово, напротив, врачует (сравните 15:4). И эффект его длится долго, пустые же, лживые слова, хоть и ранят, но долго не живут (стих 19).

Прит. 12:20. Сердца умышляющих зло исполнены коварства, а сердца несущих людям мир – радостью.

Прит. 12:21. Праведники находятся под Господней защитой, нечестивые же отданы во власть многих зол, которыми они преисполнены,

Прит. 12:22. Лишь правдивое, искреннее сердце и такие же слова и дела угодны Господу; ложь ненавистна Ему.

Прит. 12:23. Смысл этого изречения в том, что Человек рассудительный не спешит демонстрировать свое знание, в отличие от глупых, которые безудержно болтают все, что в голову придет.

Прит. 12:24. Противопоставление прилежания и лени. Рука прилежных будет господствовать не в том смысле, что они непременно займут какое-то официальное положение, а в том, что привыкшие к труду и любящие его не окажутся во власти обстоятельств, как бы они ни сложились; привычка же к лени может привести к нищете и, как следствие этого, к необходимости продаться в рабство (быть под данью именно это и означает).

Прит. 12:25. В первой фразе этого стиха речь о том, что на языке современной медицины называется депрессией; вовремя сказанное доброе слово может вывести человека из-под давящего пресса тоски.

Прит. 12:26. Если ведущий праведный образ жизни помогает и ближнему своему избрать такой же путь, то нечестивые, блуждающие «кривыми путями», тоже увлекают на них других.

Прит. 12:27. Слово харак, переведенное как жарит, нигде более в Ветхом Завете не встречается, и смысл его в контексте притчи не вполне ясен. Высказывают предположение о смысле стиха в целом: ленивому даже пищу приготовить себе лень, и то, что он имеет (чем владеет), лишено ценности в его глазах; для того же, кто обрел свое имущество ценой прилежного труда, оно многоценно.

Прит. 12:28. Праведное поведение (пути правды) ведут к жизни; здесь, по всей вероятности, подразумевается не вечная жизнь, а земное благоденствие. Вторая фраза этого стиха трудно поддается прочтению на еврейском языке. В ней речь как будто бы идет о бессмертии; хотя многие богословы указывают на то, что древнееврейскому сознанию идея эта не была присуща, в ряде ветхозаветных стихов она определенно звучит; к примеру, в Иов. 19:25-27; в Пс. 15:10 и в Ис. 25:8.