Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Прит. 15:1-2. В этих и еще в нескольких стихах («притчах») главы 15 (стих 4, 7, 14б, 23, 28б) вновь возникает тема, которой столь часто касаются притчи: это тема добрых и злых слов (языка). В обстановке, когда угрожает взрыв гнева с чьей-то стороны, лишь примиряющее, кроткое слово, доброе, обдуманное, призывающее к терпению, может «взрыв» предотвратить. Слово же, звучащее оскорбительно, – что «масло в огонь ярости». Почти идентично звучат стихи 2 и 7.

Прит. 15:3. Этот стих, построенный по принципу синтетического параллелизма (вторая часть его развивает и дополняет первую), как бы предостерегает злых (глупых) и поощряет добрых (мудрых), напоминая и тем и другим, что Господь – вездесущ и всевидящ.

Прит. 15:4. Уместно сказанное слово (кроткий язык) действует целительно на человеческую душу и потому сравнивается с «древом жизни» (сравните 3:18; 11:30; 13:12). Язык же необузданный, т. е. злые, оскорбительные слова, напротив, подавляют, вызывают душевную боль (сокрушение духа).

Прит. 15:5. Часто повторяющаяся в Притчах мысль о том, что лишь глупый пренебрегает внасталением старшего (отца), благоразумен же тот кто внимает обличениям (сравните 12:1; 13:1,13,18).

Прит. 15:4. Тоже часто повторяющееся обобщенное (т. е. знающее исключения) представление о том, что праведники живут благополучной, материально обеспеченной жизнью (сравните 3:16; 8:18, 21; 14:24; 22:4), тогда как нечестивому и «прибыток» в конце-концов принесет несчастье.

Прит. 15:7. Та же мысль выражена в стихе 2.

Прит. 15:8-9. Здесь взаимосвязь «жертвы нечестивых» и поведения («пути») их. Господь не приемлет ни их поведения ни предлагаемой ими (лицемерно) жертвы: второе вытекает из первого, и то и другое – мерзость пред Ним (сравните Ис. 1:11; Ам. 5:22). Ему… благоугодна… молитва праведных (которая рассматривается в Библии как своего рода «бескровная жертва»), потому что идущего путем праведности (или стремящегося к правде) Он любит (сравните 15:29). Предложение жертвы понимается Соломоном как внешнее действие, не могущее заместить собой праведный образ жизни.

Прит. 15:10-12. Все три притчи построены по принципу синтетического параллелизма – вторая часть стиха развивает и дополняет первую. В стихе 10 имеется в виду, что «уклоняющегося от праведного пути» ждет в час свой злое наказание. Во второй его части та, часто повторяющаяся мысль, что человека, отвергающего обличение, не ждет ничего хорошего (сравните 13:13; 13:18). Преисподняя (шеол) и Аваддон (стих 11; сравните Прит. 27:20 и Иов. 26:6) – таинственная область гибели и смерти; собственно, символами их являются здесь и то и другое (сравните Иов. 28:22).

Но «покрывалом таинственности» они скрыты лишь от глаз людских; пред всеведущим Господом они открыты. Тем более ведомо Ему все, что происходит в сердцах человеческих (15:3; сравните Пс. 37:10; Иер. 17:9-10). Стих звучит таким образом как предостережение против злых дел и нежелания слушать «обличения». В следующем стихе (стих 12) – печальная констатация того факта, что обличающих его… не любит распутный, который к мудрым не пойдет.

Прит. 15:13-15. В этих стихах речь о характере человека и особенностях, присущих ему от рождения, о внутреннем его состоянии, обозначенном словом сердце. Если человек обладает «веселым сердцем» (стих 13), то и лицо его, как правило, весело; напротив, тот, кто видит вещи в преимущественно мрачном свете, уныл духом. Другими словами, характер человека в большей степени определяет его эмоциональное состояние чем его обстоятельства.

Оттого-то схожие трудности и боль неодинаково переносятся разными людьми. В стихе 14 говорится о человеке, от природы любознательном, склонном познавать мир (он ищет знания); в этом смысле и названо сердце его «разумным». Вторая часть стиха, содержащая противопоставление (антитетический параллелизм), – о том, кто к познанию не склонен; он довольствуется собственной глупостью («питается» ею). Стих 15 созвучен по смыслу стиху 13 (под «несчастным» здесь понимается пессимист человек унылого склада характера).

Прит. 15:16-17. Оба стиха содержат в себе оборот лучше… нежели, указывающий на превосходство нравственных достоинств и душевного мира над материальным изобилием, если ему не сопутствует страх Господень в сердце богатого человека. При наличии этого страха и любви к окружающим и немногому радуется человек (сравните 1-Тим. 6:6): блюдо зелени приносит ему больше радости чем откормленный бык тому, чье сердце снедаемо ненавистью или тревогой.

Прит. 15:18. Вспыльчивый человек накаляет атмосферу вокруг себя, вследствие чего вспыхивают споры и ссоры, человек же мягкого характера (терпеливый) способствует примирению.

Прит. 15:19. Терновый плетень – образ проблем и препятствий, с трудом поддающихся преодолению; в жизни ленивого они возникают неизбежно. Под «праведными» здесь понимаются люди трудолюбивые, прилежные; их жизненный путь, как правило, более гладок чем у бездельников.

Прит. 15:20-21. стих 20 звучит в унисон со стихами 10:1 и 17:25. Но в отличие от этих стихов, здесь обращается внимание не на огорчение, которое причиняет глупый человек своей матери, а на то, что, лишь будучи глупцом, можно неуважительно относиться к матери (подразумевается, не ценить ее любви и добрых советов), «пренебрегать ею». «Малоумный», не сознавая своей глупости, доволен собой; противопоставление (вторая часть стиха) подразумевает тут, что «пути» глупца – «кривы» и сомнительны.

Прит. 15:22. Четырежды обращается в книге Притчей внимание на важность дорожить разумным советом тех, кто может дать его, и без такого совета не предпринимать ничего серьезного (сравните 11:14; 20:18; 24:6).

Прит. 15:23. Случай синтетического параллелизма (вторая часть стиха дополняет первую); в первой части подразумевается не всякий ответ, а умный, во время произнесенный; такой ответ радует не только получающего, но и дающего его.

Прит. 15:24. В этом, а также в каждом из стихов 26-27 и 29-33, содержатся прямые или косвенные ссылки на свойства, присущие людям благочестивым; это мудрость (стих 24), смирение (стих 33), непорочность (стих 26), честность (стих 27), ответственность, осторожность (стих 28), молитвенность (стих 29), радостный настрой (стих 30), готовность выслушать наставление, совет (стихи 31-32), благоговейное отношение к Господу (стих 33). В стихе 24 видят как мысль о том, что «мудрый» («благочестивый») проживет долгую жизнь на земле, так и намек на загробную жизнь в небесах; путь, или образ жизни, мудрого ведет его вверх, служит как бы «залогом» того, что он не попадет «вниз», в шеол, чтобы навсегда остаться там.

Прит. 15:25-26. Здесь о реакции Господа на свойства человеческой натуры. Противопоставление «надменным» вдовы в стихе 25 – это противопоставление им смирения. «Межа» (стих 25), или граница земельного надела, была очень важным фактором в хозяйственной жизни древнего Израиля, поскольку земля была самым ценным достоянием израильтян (Втор. 19:14; сравните Прит. 22:28; 23:10-11).

Защитником смиренных и беспомощных («вдов») перед лицом сильных, грабителей, выступает Сам Господь. Слова людей честных и искренних угодны Господу (стих 26), Который, однако, слышит не только слова, произносимые нами, но знает и неизреченные наши мысли; и мерзостны Ему злые помышления человеческие.

Прит. 15:27. Еврейское слово, переведенное как корыстолюбивый, подразумевает человека, который возвел дом свой ценой несправедливых действий или прямого насилия. Домашних такого человека, утверждает Соломон ждет в конце-концов разорение. Подарки тут следует понимать как «взятки» Ненавидящий их «приравнивается» праведнику, который будет долго жить.

Прит. 15:28. Ответственному подходу праведного к словам, которые он произносит, противопоставляются нарочито злобные слова нечестивых.

Прит. 15:29. О степени близости Господа к праведникам, в отличие от нечестивых, свидетельствует то, что молитву первых Он слышит (сравните Пс. 33:16; Прит. 15:8; 1-Пет. 3:12).

Прит. 15:30. Светлый взгляд символизирует способность человека вселять оптимизм в сердце ближнего; образ «здоровых («тучных») костей» выражает мысль об эмоциональном здоровье (толкование на 3:8).

Прит. 15:31-33. В этих стихах характерная для Притчей мысль о пользе учения, наставления, обличения и более всего – страха Господня, который невозможен без смирения.