Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Прит. 11:1. Предостережение против нечестных приемов в торговле неоднократно повторяется в Притчах – потому, конечно, что грех этот был весьма распространенным. Соломон пишет, что пользоваться неправильными весами с тем, чтобы обмануть покупателя, – мерзость пред Господом, Которому угодно, чтобы торгующие пользовались «правильным весом» (сравните 16:11; 20:10,23). Здесь в сущности повторяется сказанное в законе (Лев. 19:35-36; Втор. 25:13-16; также Мих. 6:10-11 и Ам. 8:5).

В древности торговцы пользовались каменными гирями; с целью увеличить свой «прибыток» многие из них употребляли два комплекта таких гирь: те, что полегче, клались на весы, когда товар продавался (чтобы за условленную цену «отпустить» покупателю поменьше), а к тем, что потяжелее, прибегали, когда покупали сами (чтобы за ту же цену купить побольше). Соломон и торговые операции как бы переводит здесь в сферу духовной ответственности, поскольку ссылается на авторитет Господа.

Прит. 11:2. Гордость неизбежно будет посрамлена, утверждает Соломон. Смирение (здесь подразумеваются смирение и скромность не только перед Богом, но и перед людьми) – свойство, противоположное гордости, он приравнивает мудрости.

Прит. 11:3. В стихах 3-8 праведность рассматривается как начало, руководящее и хранящее от жизненных невзгод. Непорочность, как атрибут праведности, подразумевающая прежде всего нравственную целостность, выступает здесь как пастырь; ей противопоставляется лукавство, которое в конечном счете приведет «руководствующихся» им коварных к гибели.

Прит. 11:4. Под «днем гнева» может пониматься день смерти, либо день всеобщей гибели от ярости Господней, суда Его (сравните Иез. 7:19; Соф. 1:18). Никаким богатством не откупиться тогда человеку, не продлить жизни своей. Лишь праведность сулит долголетие.

Прит. 11:5-6. В каждом из этих стихов разными словами выражены мысли очень близкие как друг к другу, так и к той, что заключена в стихе 3. В них – противопоставление судьбы непорочного (прямодушных) судьбе нечестивого (беззаконников). Правда (праведность) делает жизненный путь человека, который избирает ее, прямым, свободным от многих опасных поворотов и тупиков. Нечестивый же в конце-концов становится жертвой своего нечестия (стих 5), или, что то же самое, беззаконники будут уловлены беззаконием своим (стих 6).

Прит. 11:7. Беззаконные, как правило, амбициозны и властолюбивы. Ради осуществления своих вожделений они попирают ногами праведность. Но есть ли в этом смысл, восклицает Соломон, если в день, когда застигнет их смерть, рухнут, превратятся в ничто все их нечистые «надежды и ожидания»!

Прит. 11:8. Праведник спасается от беды. Так во всяком случае бывает нередко (сравните стих 3, 5, 6), хотя в жизни немало и обратных свидетельств. Классический пример того, как, вместо праведника, в беду попадает… нечестивый, находим в книге Есфирь (Мардохей-Аман). Вера в то, что праведные, хотя и им выпадают несчастья, находятся под особой защитой Господа, созвучна с древним убеждением в том, что присутствие в городе праведников благодатно для него (стихи 10-11; сравните Быт. 18:24).

Прит. 11:9. О гибельности лицемерия одного человека для окружающих. Прозорливость, свойственная людям мудрым и честным («праведникам»), не дает им «попасться на крючок» к лицемерам, удерживает их в стороне от них и тем спасает.

Прит. 11:10-11. окончание комментария на стих 8. Древние евреи верили, что если в городе живут праведные, то они являются благословением для него, ими он возвышается (Иер. 22:2-5). Потому и радовались они благоденствию праведников, как радовались и погибели нечестивых, ибо последние не только делами своими, но и словами (устами), т. е. распространением лжи, сплетен, раздоров, содействовали разрушению общественных, экономических связей, нравственного климата – всего того, что «вмещается» в понятие город.

Прит. 11:12-13. Меткие изречения, касающиеся личной нравственности. Лишь неумный человек ведет себя высокомерно, «задирает нос» перед ближними. «Молчание» разумного человека здесь синоним его скромности; подразумевается, возможно, и то, что такой человек не даст волю языку и тогда, когда сосед его («ближний») не заслуживает уважения (стих 12).

Умение хранить тайну, дорожить оказанным доверием удостаивается похвалы Соломона. Осуждение вызывают у него легкомысленные переносчики слухов, распространители сплетен.

Прит. 11:14. Словом «попечение» здесь переведен мореходный термин, который относился к управлению кораблем. Тут подразумевается, что царь (направляющий народ «взятым курсом») нуждается в надежных советниках; если он станет прислушиваться к их мнению, то страна будет благоденствовать (сравните 15:22; 24:6). При недостатке же советников у царя не избежать народу бедствий.

Прит. 11:15. Повторение житейской мудрости о вреде легкомысленного поручительства (толкование на 6:1-5; сравните 17:18; 22:26-27).

Прит. 11:16. Поскольку в еврейском тексте соотнесенность первой и второй фразы неясна (вторая звучит примерно так: «а сильные (безжалостные) мужчины приобретают лишь богатство»; в англ. текстах Библии сохранено именно такое прочтение), то русский синодальный перевод сделан был на основании текста Септуагинты.

Представляется, что в нем мысль стиха 16 обретает последовательное, логическое звучание: никакое благо (будь то моральное или материальное: слава – богатство) не дается человеку без усилий с его стороны («усилий» ведь требует как «благонравное» (по другим переводам – «милосердное») поведение, так и неустанный труд). При таком звучании стих 16 получает дальнейшее развитие в последующих стихах.

Прит. 11:17. В стихах 17-21 противопоставляются друг другу «плоды», пожинаемые нечестивыми и праведными. Напомним, что благотворительность. которую предписывал евреям Моисеев закон, ценилась особенно высоко (как нравственное достоинство); она вытекала из милосердия (кстати, «благонравная жена» в стихе 16 звучит и как «милосердная (раздающая милостыню) жена»). Так вот: Человек милосердый благотворит и собственной душе, читаем в стихе 17 (сравните стих 25).

Следующая мысль в этом стихе построена по принципу антитетического параллелизма: а жестокосердый разрушает плоть свою (т. е. навлекает на себя бедствия, гибель). Здесь и далее проводится таким образом столь часто звучащая в Притчах мысль о зависимости земной судьбы человека от его нравственного и духовного состояния.

Прит. 11:18. Этот стих читается в том смысле, что какое богатство ни составил (ни сделал) бы себе нечестивый, – все оно ненадежно (сравните стих 4), а того, кто учит других добру и благочестию («сеющего праведность») ожидает награда верная. Заметим, что по-еврейски тут имеет место намеренная звуковая аллитерация (чередование сходно звучащих слов): тикер («ненадежное») и секер («награда»).

Прит. 11:19-21. Повторение мыслей, постоянно звучащих в Притчах. Непорочные в пути (стих 20) означает «люди непорочного поведения».

Прит. 11:22. Кольцо в носу было обычным украшением древней израильтянки. Но могло ли украсить золотое кольцо свинью, животное уродливое и традиционно нечистое! Смысл этого образа в том, что внешняя красивость лишь подчеркивает нравственное уродство. Напомним, что понятие «безрассудства» в Притчах в общем синонимично понятию нечестия, развращенности. Что, с которого начинается стих 22, соответствует «как». Это первый в книге случай употребления сравнения, или так называемого эмблематичного параллелизма.

Прит. 11:23. Здесь мысль о противоположных стремлениях праведных и нечестивых: если первые стремятся к добру, то вторые ожидают всякой возможности дать выход переполняющему их злу (гневу).

Прит. 11:24-26. Эти три стиха объединены общей мыслью о том, что щедрость благословляется свыше (сравните 2-Кор. 9:6), а чрезмерная «бережливость», или попросту жадность – наказывается. Хлеб, или зерно, был в древнем аграрном обществе главной статьей торгового обмена, и «удержание» его в запасниках скверно сказывалось на состоянии цен на рынке (стих 26). Тех же, кто припрятывал хлеб в закромах в голодные годы – с целью обогатиться, народ проклинал (стих 26).

Прит. 11:27-28. Стремящийся делать добро для других обретает благоволение (доброе отношение) с их стороны; тот же, кто творит зло другому, сам попадает в ловушку зла. В богатстве как таковом нет греха, но надеющийся только на него упадет (1-Тим. 6:9-10), потому что богатство преходяще, а человек смертен (сравните Пс. 61:10; Прит. 23:5; 27:24; Иак. 1:11). Праведники же, надеющиеся на Господа, как лист будут зеленеть (сравните Пс. 1:3-4; 91:12-15; Иер. 17:7-8).

Прит. 11:29. Расстраивающий дом свой понимается двояко: как «разоряющий дом свой» и как «навлекающий на него несчастье, бесчестие». Во втором случае он будет (подразумевается) лишен наследства, и в обоих случаях получит в удел ветер, т. е. не получит ничего. Глупцу этому ничего не останется, как пойти в услужение к умному человеку. С точки зрения Соломона это справедливо (сравните 17:2).

Прит. 11:30. Первая фраза этого стиха может быть истолкована в двух смыслах. Древо жизни – как символ полной благословенной жизни – становится уделом («плодом») праведника. Существует и такое толкование. Праведник становится источником жизни (как библейское «древо жизни») для других. При этом толковании более очевидна смысловая «привязка» второй фразы – и мудрый (праведный) привлекает души – к первой; вторую фразу не следует, конечно, понимать в значении христианского евангелизма – тут, очевидно, подразумевается привлекательность (в житейском, человеческом плане) «мудрого» для других людей, которых он «питает» (наподобие «древа жизни») своей мудростью.

Прит. 11:31. Если согласно высшим законам нравственности, управляющим вселенной, праведнику воздается добром, то тем паче воздается (в сугубо негативном смысле) нечестивому и грешнику, которые не остаются без наказания. Союз Так, с которого начинается этот стих, подтверждает его связь (по крайней мере, первой части его) с предыдущим стихом (при обоих его толкованиях).