Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Д. Суд Божий над мадианитянами (глава 31)

Чис. 31:1-6. Последним поручением Господа Моисею было совершить отмщение Мадианитянам от Его имени. Очевидно, по причине той роли, которую сыграл этот народ в совращении Израиля в Ваале Фегорском (сравните 25:16-18). Это была священная война, о чем свидетельствует присутствие среди двенадцати тысяч воинов Финееса… священника.

От всякого иного рода войн священная отличалась тем, что Сам Господь вел армию против Своих врагов (свидетельством чего опять-таки являлось присутствие священника с предметами из святилища в руках). Результатом таких войн бывало полное уничтожение всего живого на стороне противника (но в данном случае были уничтожены только мужчины) и посвящение всех его материальных ценностей Господу (т. е. заклятие их: сравните Втор. 20:16-18; Иис. Н. 6:15-19).

Чис. 31:7-12. Военная кампания против мадианитян была успешной для израильтян, и завершилась она гибелью всех мадиамских воинов. Среди погибших были пять царей Мадиамских и пророк Валаам, который, очевидно, пришел в какой-то момент из Пефора, чтобы присоединиться к мадианитянам. Города… и все селения этого народа были сожжены, а имущество его удержано для Господа. Однако жен Мадиамских и детей их израильтяне, пощадив, взяли в плен. Военной добычей стал и весь скот мадианитян (стих 9).

Чис. 31:13-18. Встретив вернувшуюся с войны армию, Моисей пришел в гнев при виде такого числа живых мадианитян. Мадиамские жены, сказал он, должны умереть, потому что непосредственно виновны в греховном отступничестве израильтян, имевшем место в Ваале Фегорском. Итак, все женщины, за исключением девственниц, а также все мальчики были приговорены к смерти. Этим актом гарантировалось искоренение мадианитян, и совершен он был с тою целью, чтобы впредь народ этот уже не мог более склонять Израиль ко греху.

Разделение израильтянами трофейного скота, взятого у мадианитян (Чис. 31:25-47):

Мелкий Крупный Ослы Всего
Для воинов (1/2 всего захваченного) 337500 36000 30500 404000
За вычетом доли Господа (1/500 доли воинов) -675 -72 -61 -808
Чистая доля воинов. Итого: 336825 35928 30439 403192
Доля народа (1/2 общей добычи) 337500 36000 30500 404000
За вычетом доли Господа (1/50 доли народа) -6750 -720 -610 -8080
Чистая доля народа. Итого: 330750 35280 29890 395920
Всего: 675000 72000 61000 808000

Упоминание о мадианитянах в ходе дальнейшего повествования (например, в книге Судей 6:1-6), видимо, относится не к тем, о которых речь идет в Числах, а к какому-то другому роду или этническому объединению, возможно, однако, и то, что какая-то часть мадианитян из Чисел избегла карающего меча израильтян.

Девственницы были пощажены потому, вероятно, что не участвовали в совращении израильских мужчин в Ваале Фегорском (не оскверненные участием в постыдных ритуалах, связанных с поклонением Ваалу, они могли быть перевоспитаны в израильском обществе), а также и потому, что сами по себе не могли служить продолжению мадиамского рода. Следует, однако, заметить, что в согласии с жестокими законами священной войны и их полагалось умертвить (Втор. 20:16), и, значит, то, что их оставили в живых, было лишь уступкой со стороны Моисея.

Чис. 31:19-24. В процессе умерщвления мадианитян многие израильтяне сделались церемониально нечистыми, так что они сами, их пленники (точнее, пленницы, т е. упомянутые девственницы) и все, сделанное из кожи, козьей шерсти или дерева подлежало проведению через специальный ритуал очищения (сравните главу 19). Все, что можно было провести через огонь, как-то: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец – должно было быть очищено огнем и очистительною водою, а все воспламеняющиеся предметы следовало очищать только водою.

Чис. 31:25-47. Затем предстояло разделение всех пленных и военной добычи по строго определенному принципу. О дележе трофеев смотрите в прилагаемой здесь таблице.

Помимо огромного числа домашних животных, израильским воинам достались шестнадцать тысяч мадиамских девственниц – из взятых в плен тридцати двух тысяч, и тридцать две из них были отданы Господу (стих 35, 40). Эти тридцать две женщины, ставшие невольницами, должно быть, выполняли впоследствии какую-то работу для священников или в скинии (сравните 1-Цар. 2:22).

Чис. 31:48-54. Когда же сосчитали израильских воинов, то оказалось, что ни одна душа не погибла! Военачальники исполнились такой благодарности за это чудесное спасение, что добровольно принесли в дар Господу золотые украшения. По их словам, они поступили так ради очищения их душ, и это, по-видимому, означало осознание ими, что явленная Израилю Божия милость никак не была народом заслужена.

Общий вес пожертвованного ими составлял шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей (примерно четыреста двадцать фунтов или шесть тысяч семьсот двадцать унций). Все это было отдано в скинию – в память сынов Израилевых пред Господом (стихи 51-54). То есть это было данью в признательность за Его верность и благословения (сравните 1-Пар. 18:11; 2-Пар. 15:18).