Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36 – 23:6)

Чис. 22:36-38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Не усомнился ли он в способности царя оплатить его услуги? (неужели я в самом деле не могу почтить тебя?). Прорицатель ответил лишь, что вот, теперь он пришел, но говорить будет только то, что вложит Бог в уста его.

Чис. 22:39 – 23:6. И оба они пошли в Кириаф-Хуцоф (где находилось это место, теперь неизвестно), и там совершилась подготовка к ритуалам прорицания. Эти ритуалы часто бывали сопряжены с принесением жертв и гаданием по внутренностям животных, так называемой гепатоскопией.

На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал (в русской Библии – высоты Вааловы), откуда могли увидеть часть народа израильского. Вероятно, Вамот-Ваал был какой-то горной вершиной, поднимавшейся над равнинами Моава. Судя по тому, что она называлась именем языческого бога Ваала, в месте этом, по-видимому, совершались хананеями их языческие ритуалы.

Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов… по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (сравните 23:14,29-30).

В Библии мы не находим ни объяснений действиям Валаама, ни иных описаний, похожих на то, что он делал, и нам остается предположить, что подобные жертвоприношения являлись частью какого-то языческого ритуала. После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом… и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.

2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7-12)

Чис. 23:7-12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог (стих 8; сравните Быт. 12:1-3)? Валаам далее сказал, что, вот, глядя с этой высокой вершины, может видеть благословенных Им, живущих отдельно, которые между народами не числятся. (сравните Втор. 32:8-10). Они многочисленны, как песок (сравните Быт. 13:16), и быть приравненным к ним в жизни или смерти – значит быть благословенным Богом (Чис. 23:10). Валаам говорил так, будто и сам хотел принадлежать к этому народу.

Понятна реакция Валака на его прорицание – ведь оно не походило на проклятие в адрес Израиля (стих 11). Но Валаам мог лишь повторить, что должен говорить то, что влагает Господь в уста его (стих 12; сравните 22:38,23:3).

3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13-26)

Чис. 23:13-24. На этот раз Валак пришел для получения нового прорицания на другое место, а именно на вершину горы Фасги (стих 14; сравните 21:20). Тут они возвели еще семь жертвенников и принесли на них в жертву еще семь тельцов и семь баранов. Вновь Валаам отправился в уединенное место, чтобы вступить в контакт с Господом и опять вернулся к Валаку с известием (23:15-17).

И снова были в его прорицании вступительные слова (стихи 18-20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-либо иное.

Затем Валаам сказал, что по причине исхода из Египта (сравните 24:8) Израилю свыше даровано процветание (Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия, 23:21а); Господь обитает в его среде (стих 21б), и народ наделен сверхъестественной силой (стих 22б).

Выражение трубный царский звук надо понимать как символ военной грозы, т. е. в том смысле, что Сам Господь – Воин, ведущий Свои сонмы к победе (сравните Иис. Н. 6:5,2; Пс. 46:6; Иер. 4:19; 49:2).

Такое могущество делает «волшебство» и «ворожбу» ненужными и бессильными. И все, что остается другим народам, – взирать на Израиль и дивиться Божией милости, которая служит ему защитой (Чис. 23:23). «Волшебство» (нахаш), как оно здесь понимается, строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей.

Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое им с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем.

При «ворожбе» (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах «волшебства», придавали бросанию жребия (Иез. 21:21; сравните толкование на Втор. 18:14). Валаам понял, что не быть Израилю побежденным, но, подобно льву, поднимется он и полностью уничтожит своих врагов (сравните Чис. 24:9).

Чис. 23:25-26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он – в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.

4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27 – 24:14)

Чис. 23:27-30. В третий и последний раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. В суеверии своем царь понадеялся, что, может быть, на новом месте обстановка окажется подходящей для того, чтобы проклятие возымело силу. Они взошли на вершину горы Фегор, что близ гооода Беф-Фегора (Втор. 3:29; 4:46) и неподалеку от стана израильского, разбитого на равнинах Моава. И снова воздвигли тут семь жертвенников и приготовлены были жертвы (сравните Чис. 23:1-2,14), необходимые для ритуала волхвования.