Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Наставления левитам (главы 3-4)

1. СВЯЗЬ МЕЖДУ ЛЕВИТАМИ И СВЯЩЕНСТВОМ (3:1-13)

Чис. 3:1-4. Третья глава начинается с возвращения к откровениям Господним, данным Моисею на горе Синай относительно семьи Аарона и Моисея (сравните Исх. 28-29). У Аарона, первосвященника, было четыре сына, которые должны были помогать, а затем наследовать ему в исполнении священнических обязанностей. Но двое из четырех, Надав и Авиуд, умерли по причине дерзкого отступления от установленной для священников процедуры (толкование на Лев. 10:1-2). И остались у Аарона два сына, Елеазар и Ифамар, которые служили вместе с отцом.

Поскольку только Аарон и его прямые потомки могли служить в качестве священников (Исх. 28:1; 29:9; 40:15), то им троим не по силам было бы удовлетворять все религиозные нужды Израиля. Потому-то ответственность за несение всех видов религиозного служения (помимо исполнения повседневной священнической работы) и была возложена на все племя Левия. Из того, что Аарон был левитом, вытекало, что и все священники должны были быть левитами; это, однако, не означало, что все левиты были священниками.

Чис. 3:5-10. Особой работой была работа при скинии (стихи 7-8). Но к святилищу (Святому-святых) им не разрешено было приближаться, что явствует из некоторых переводов стиха 10. По-еврейски говорится: «а если кто-нибудь подойдет близко» (не уточняется, что к святилищу), но это видно из контекста и свидетельствует о пределах, положенных правам левитов: они не могли служить священниками в смысле предложения жертв, либо исполнения других функций в скинии.

Чис. 3:11-13. Здесь вновь рассматривается причина, по которой было отобрано племя Левия. Поскольку при совершении 10-ой казни египетской Господь спас перворожденных Израиля из детей и скота, теперь Он предъявлял право на их перворожденных. Вместо них, однако, Он брал племя Левия (толкование на Исх. 13:1-16). Осуществление принципа замещения описывается в Чис. 3:40-51.

2. ПОРУЧЕНИЯ ЛЕВИТАМ (3:14-39)

Чис. 3:14-26. Наконец, были исчислены и левиты, чтобы получить им свое место в стане и нести службу. Все левиты мужского пола от одного месяца и выше подлежали исчислению (стих 15). В соответствии со своим происхождением от трех сынов Левия – Гирсона, Каафы и Мерари – они были поделены на три рода (стих 17). Гирсониты подразделялись на ливнитов и шимеитов, имевших вместе 7500 мужчин (стихи 21-22). Они стояли станом у западной стороны скинии и должны были заботиться о всех покровах скинии, включая завесу двора.

Чис. 3:27-32. Каафиты подразделялись на амрамитов, цугаритов, хевронитов и узиилитов, насчитывавших вместе 8600 мужчин (стихи 27-28). Амрам был отцом Аарона и Моисея (26:58-59; сравните Исх. 6:16-20). На каафитов, стоявших у южной стороны скинии, была возложена ответственность за священные предметы, находившиеся в ней (Чис. 3:31). Их вождем был Елеазар, сын Аарона, первосвященник (стих 32).

Чис. 3:33-37. Мерариты подразделялись на махлитов и мушитов и насчитывали 6200 мужчин. Эти стояли станом у северной стороны скинии и отвечали за все деревянные части ее и все ее крепления.

Чис. 3:38. Стан… Моисея и Аарона и их сыновей был у восточной стороны скинии. На них лежала забота о святилище, т. е. общий надзор за всем, что касалось скинии, поскольку за тремя другими группами колена Левиина были закреплены все прочие дела, связанные со скинией.

Чис. 3:39. Общее число мужчин-левитов составляло двадцать две тысячи, тогда как, складывая данные, приводимые в стихах 22, 28 и 34, получаем 22300. 22000 не могли быть округленной цифрой, потому что число израильских перворожденных – 22273 – превосходило число левитов на 273 (стих 46). Наиболее удовлетворительным представляется следующее объяснение этого обстоятельства: «лишние» 300 человек – сами были перворожденными из числа левитов, которые, очевидно, не могли служить во искупление перворожденных Израиля (сравните толкование на стихи 40-51).

3. ЗАМЕЩЕНИЕ ПЕРВОРОЖДЕННЫХ ЛЕВИТАМИ (3:40-51)

Чис. 3:40-51. В вознаграждение Себе за то, что спас израильских перворожденных мужского пола перед началом Исхода Господь объявил, что все перворожденные Израиля из мужчин и скота должны стать Его собственностью (толкование на стихи 11-13) – не в смысле лишения их жизни, а в смысле пожизненного служения Ему. В дальнейшее развитие этого принципа, Господу, для служения Ему, должно было быть отдано все колено Левиино – как возмещение за всех перворожденных из других колен.

Число левитов, годных для исполнения этой функции замещения, составляло 22000 (стих 39), тогда как перворожденных мужчин во всех израильских коленах насчитывалось 22273 (стих 43). Другими словами, левитов «не хватало». А значит, 273 перворожденных израильтянина, оставшиеся без «левитского искупления», должны были быть выкуплены иным путем. Решение нашлось в уплате пяти сиклей за каждого из 273 (стих 47), то есть 1365 сиклей по 2 унции серебра в каждом (более 170 фунтов серебра).

Нередко возникает недоумение по поводу того, что приводимая для левитов цифра – 22 тысячи мужчин от одного месяца и старше – меньше, чем можно было бы ожидать, судя по числу мужчин в других племенах. Причем приводится два таких соображения: 1) в колене Манассиином было самое малое число воинов – 32200 (2:21), но все они были мужчинами от 20 лет (а не от одного месяца) и старше.

Однако невысокий количественный состав колена Левиина мог попросту означать, что по той или иной причине в этом колене рождалось меньше детей, чем в других. Следует также принять во внимание, что иного порядка статистические данные о племенах (к примеру, 8500 мужчин в возрасте от 30 до 50 лет; 4:48) согласуются с общим мужским составом (22 тысячи) колена Левиина.

2) У некоторых, кроме того, вызывает сомнение слишком уж маленькое для 12 племен число перворожденных – 22273, в свете того, что всего Израиль насчитывал мужчин от 20 лет и старше – 603550 (1:46). Ведь это дает соотношение примерно 1:27. Но представляется, что речь здесь могла идти только о тех перворожденных, которые появились на свет после того, как колено Левия было отделено для священнического служения.

Первоначальное заявление относительно перворожденных не оставляет сомнения в том, что содержавшееся в нем повеление не было ориентировано в прошлое, ко времени исхода, но было направлено на будущее. То есть только те перворожденные мужчины, которые родились в промежуток времени между выходом из Египта и отделением колена Левиина, примерно два года спустя (Чис. 1:1), подлежали учету. Так что общее число – 22273 – могло вполне соответствовать такому короткому периоду, ведь едва ли большее число семей, чем 22273, произвели за это время на свет своих сыновей-первенцев.