Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

V. 3авершение подготовки ко вступлению в Ханаан (главы 26-36)

А. Обеспечение права наследования (26:1 – 27:11)

1. ИСЧИСЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТИ КОЛЕН (26:1-51)

Чис. 26:1-51. Первое поколение израильтян – тех, которые вышли из Египта, – вымерло, а оставшимся из него предстояло умереть ко времени вступления в Ханаан. По этой причине необходимо было произвести исчисление второго поколения – в порядке подготовки к военным действиям, которым вскоре предстояло начаться в Ханаане. Новой переписью – так же, как и первой (1:20-46) охватывались только мужчины от двадцати лет и старше, годные к военной службе.

Четыре клана Рувима поставили сорок три тысячи семьсот тридцать человек (26:5-7). Среди них особо упомянут клан Фаллуев, потому что из него (26:5-7) происходили Дафан и Авирон, мятежники, погибшие вместе с Кореем (16:1).

В пяти кланах Симеона насчитывалось всего двадцать две тысячи двести человек (стихи 12-14). В этом колене было меньше мужчин, чем в любом из других, и факт этот скорее всего объясняется участием симеонитов в поклонении Ваалу Фегорскому (25:14-15).

Сорок тысяч пятьсот мужчин было в семи кланах Гада (26:15-18). Три главных клана Иуды и два «подклана» Фареса насчитывали семьдесят шесть тысяч пятьсот воинов (стихи 19-22). Потомки Иуды, перечисленные здесь, фактически происходили от одного его выжившего сына – Шеллы, а также от двух побочных сыновей Фареса и Зары (Быт. 38:5,11,26-30). Ир и Онан умерли в Ханаане (сравните Быт. 38:6-10), не оставив потомства.

Четыре клана Иссахара поставили шестьдесят четыре тысячи триста воинов (Чис. 26:23-25), а в трех Завулоновых их оказалось шестьдесят тысяч пятьсот (стихи 26-27). В двух главных и шести меньших кланах Манассии, из колена Иосифова, имелось пятьдесят две тысячи семьсот мужчин (стих 29:34). Упоминание о Салпааде, сыне Хефера предвозвещает будущее постановление, касавшееся наследования по дочерней линии – в семьях, где сыновей не было (27:1-11).

В трех главных и одном дополнительном кланах Ефрема, другого племени Иосифлян, насчитывалось тридцать две тысячи пятьсот воинов (26:35-37). В племени Вениамина, состоявшем из пяти основных кланов и двух меньших, было сорок пять тысяч шестьсот мужчин, годных к военной службе (стихи 38-41). В колене Дановом был всего один клан – Шухама, и в нем – шестьдесят четыре тысячи четыреста воинов (стихи 42-43).

Три основных клана и два «подклана» имелось у Асира, и в них пятьдесят три тысячи четыреста воинов (стихи 44-47).

Наконец, у Неффалима, состоявшего из четырех кланов, насчитывалось сорок пять тысяч четыреста боеспособных мужчин (стихи 48-50).

Всего же их было у Израиля (не считая колена Левиина) шестьсот одна тысяча семьсот тридцать (стих 51), что вполне согласуется с числом шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят, полученном за тридцать восемь лет до этого (1:46). После того как старшее поколение вымерло, Господь благословил успехом и процветанием молодых – с тем, чтобы они могли войти в Ханаан в полной силе своей.

2. МЕТАНИЕ ЖРЕБИЯ (26:52-56)

Чис. 26:52-56. По завершении переписи (стихи 1-51) пришло время подумать о будущих племенных наделах – исходя из численности колен. Метанием жребия (сравните Иис. Н. 14:2) определялись не размеры соответствующих наделов, а их местонахождение в Ханаане. Более многочисленным племенам должна была быть выделена большая территория, но только по жребию могло быть решено, где она будет – на севере, в центральной части земли или на юге ее. Этим жребием (в единств, числе – горал) скорее всего, служили урим и туммим, которые носил на своем одеянии первосвященник (сравните Исх. 28:30).

3. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВИЯ (26:57-65)

Чис. 26:57-62. Левитам, в отличие от других колен, наследственных земель не полагалось (стих 62), по причине и характеру их служения Господу (сравните 3:11-13; 18:23-24). Потому они и не были учтены при переписи других племен.

Известно, что левиты делились на три главных клана – гирсонитов, каафитов и мераритов – и пять «подкланов». Ливниты происходили от Гирсона (3:18), хеврониты от Каафа (3:19), а махлиты и мушиты – от Мерари (3:20); клан Корея тоже происходил от Каафы (16:1).

Моисей, левит, происходил от Амрама, потомка Каафы (стих 58). Женой Амрама была Иохаведа, тоже из рода Левиина, которая родила Аарона, Моисея и Мариамь (таблицу «Родственная связь Моисея с Левием»).

Казалось бы, можно прийти к выводу, что Моисей был правнуком Левия (Левий – Каафа – Амрам – Моисей), однако, по соображениям хронологии такой вывод невозможен. Ведь Левий пришел в Египет в возрасте примерно пятидесяти лет, Моисей же ушел оттуда, когда ему было восемьдесят (Исх. 6:16-20; 7:7). Пребывание евреев в Египте продолжалось, однако, четыреста тридцать лет; отсюда ясно, что Амрам не мог относиться к следующему после Каафа поколению, но был более поздним его потомком (толкование на 1-Пар. 6:1-3).

О священстве рода левитов говорится далее (Чис. 26:60-61), при этом сообщается, что Аарон был отцом четырех сыновей, двое из которых, Надав и Авиуд, умерли по причине нарушения ими ритуала (сравните Лев. 10:1-2; Чис. 3:4). Елеазар и Ифамар служили священниками вместе с Аароном (3:4). Общее число мужчин-левитов в возрасте от одного месяца и старше составляло двадцать три тысячи (26:62). Это согласуется с цифрой двадцать две тысячи, полученной при переписи, произведенной за тридцать восемь лет до этого (3:39).

Чис. 26:63-65. Из тех израильтян (за исключением левитов), которые были учтены при первой переписи в пустыне Синайской (сравните 1:19), в живых осталось лишь двое – Халев… и Иисус. Остальные умерли в пустыне в наказание за свой мятежный дух (сравните 14:26-31).