V. 3авершение подготовки ко вступлению в Ханаан (главы 26-36)
А. Обеспечение права наследования (26:1 – 27:11)
1. ИСЧИСЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТИ КОЛЕН (26:1-51)
Чис. 26:1-51. Первое поколение израильтян – тех, которые вышли из Египта, – вымерло, а оставшимся из него предстояло умереть ко времени вступления в Ханаан. По этой причине необходимо было произвести исчисление второго поколения – в порядке подготовки к военным действиям, которым вскоре предстояло начаться в Ханаане. Новой переписью – так же, как и первой (1:20-46) охватывались только мужчины от двадцати лет и старше, годные к военной службе.
Четыре клана Рувима поставили сорок три тысячи семьсот тридцать человек (26:5-7). Среди них особо упомянут клан Фаллуев, потому что из него (26:5-7) происходили Дафан и Авирон, мятежники, погибшие вместе с Кореем (16:1).
В пяти кланах Симеона насчитывалось всего двадцать две тысячи двести человек (стихи 12-14). В этом колене было меньше мужчин, чем в любом из других, и факт этот скорее всего объясняется участием симеонитов в поклонении Ваалу Фегорскому (25:14-15).
Сорок тысяч пятьсот мужчин было в семи кланах Гада (26:15-18). Три главных клана Иуды и два «подклана» Фареса насчитывали семьдесят шесть тысяч пятьсот воинов (стихи 19-22). Потомки Иуды, перечисленные здесь, фактически происходили от одного его выжившего сына – Шеллы, а также от двух побочных сыновей Фареса и Зары (Быт. 38:5,11,26-30). Ир и Онан умерли в Ханаане (сравните Быт. 38:6-10), не оставив потомства.
Четыре клана Иссахара поставили шестьдесят четыре тысячи триста воинов (Чис. 26:23-25), а в трех Завулоновых их оказалось шестьдесят тысяч пятьсот (стихи 26-27). В двух главных и шести меньших кланах Манассии, из колена Иосифова, имелось пятьдесят две тысячи семьсот мужчин (стих 29:34). Упоминание о Салпааде, сыне Хефера предвозвещает будущее постановление, касавшееся наследования по дочерней линии – в семьях, где сыновей не было (27:1-11).
В трех главных и одном дополнительном кланах Ефрема, другого племени Иосифлян, насчитывалось тридцать две тысячи пятьсот воинов (26:35-37). В племени Вениамина, состоявшем из пяти основных кланов и двух меньших, было сорок пять тысяч шестьсот мужчин, годных к военной службе (стихи 38-41). В колене Дановом был всего один клан – Шухама, и в нем – шестьдесят четыре тысячи четыреста воинов (стихи 42-43).
Три основных клана и два «подклана» имелось у Асира, и в них пятьдесят три тысячи четыреста воинов (стихи 44-47).
Наконец, у Неффалима, состоявшего из четырех кланов, насчитывалось сорок пять тысяч четыреста боеспособных мужчин (стихи 48-50).
Всего же их было у Израиля (не считая колена Левиина) шестьсот одна тысяча семьсот тридцать (стих 51), что вполне согласуется с числом шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят, полученном за тридцать восемь лет до этого (1:46). После того как старшее поколение вымерло, Господь благословил успехом и процветанием молодых – с тем, чтобы они могли войти в Ханаан в полной силе своей.
2. МЕТАНИЕ ЖРЕБИЯ (26:52-56)
Чис. 26:52-56. По завершении переписи (стихи 1-51) пришло время подумать о будущих племенных наделах – исходя из численности колен. Метанием жребия (сравните Иис. Н. 14:2) определялись не размеры соответствующих наделов, а их местонахождение в Ханаане. Более многочисленным племенам должна была быть выделена большая территория, но только по жребию могло быть решено, где она будет – на севере, в центральной части земли или на юге ее. Этим жребием (в единств, числе – горал) скорее всего, служили урим и туммим, которые носил на своем одеянии первосвященник (сравните Исх. 28:30).
3. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВИЯ (26:57-65)
Чис. 26:57-62. Левитам, в отличие от других колен, наследственных земель не полагалось (стих 62), по причине и характеру их служения Господу (сравните 3:11-13; 18:23-24). Потому они и не были учтены при переписи других племен.
Известно, что левиты делились на три главных клана – гирсонитов, каафитов и мераритов – и пять «подкланов». Ливниты происходили от Гирсона (3:18), хеврониты от Каафа (3:19), а махлиты и мушиты – от Мерари (3:20); клан Корея тоже происходил от Каафы (16:1).
Моисей, левит, происходил от Амрама, потомка Каафы (стих 58). Женой Амрама была Иохаведа, тоже из рода Левиина, которая родила Аарона, Моисея и Мариамь (таблицу «Родственная связь Моисея с Левием»).
Казалось бы, можно прийти к выводу, что Моисей был правнуком Левия (Левий – Каафа – Амрам – Моисей), однако, по соображениям хронологии такой вывод невозможен. Ведь Левий пришел в Египет в возрасте примерно пятидесяти лет, Моисей же ушел оттуда, когда ему было восемьдесят (Исх. 6:16-20; 7:7). Пребывание евреев в Египте продолжалось, однако, четыреста тридцать лет; отсюда ясно, что Амрам не мог относиться к следующему после Каафа поколению, но был более поздним его потомком (толкование на 1-Пар. 6:1-3).
О священстве рода левитов говорится далее (Чис. 26:60-61), при этом сообщается, что Аарон был отцом четырех сыновей, двое из которых, Надав и Авиуд, умерли по причине нарушения ими ритуала (сравните Лев. 10:1-2; Чис. 3:4). Елеазар и Ифамар служили священниками вместе с Аароном (3:4). Общее число мужчин-левитов в возрасте от одного месяца и старше составляло двадцать три тысячи (26:62). Это согласуется с цифрой двадцать две тысячи, полученной при переписи, произведенной за тридцать восемь лет до этого (3:39).
Чис. 26:63-65. Из тех израильтян (за исключением левитов), которые были учтены при первой переписи в пустыне Синайской (сравните 1:19), в живых осталось лишь двое – Халев… и Иисус. Остальные умерли в пустыне в наказание за свой мятежный дух (сравните 14:26-31).
V. 3авершение подготовки ко вступлению в Ханаан (главы 26-36)
А. Обеспечение права наследования (26:1 – 27:11)
1. ИСЧИСЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТИ КОЛЕН (26:1-51)
Чис. 26:1-51. Первое поколение израильтян – тех, которые вышли из Египта, – вымерло, а оставшимся из него предстояло умереть ко времени вступления в Ханаан. По этой причине необходимо было произвести исчисление второго поколения – в порядке подготовки к военным действиям, которым вскоре предстояло начаться в Ханаане. Новой переписью – так же, как и первой (1:20-46) охватывались только мужчины от двадцати лет и старше, годные к военной службе.
Четыре клана Рувима поставили сорок три тысячи семьсот тридцать человек (26:5-7). Среди них особо упомянут клан Фаллуев, потому что из него (26:5-7) происходили Дафан и Авирон, мятежники, погибшие вместе с Кореем (16:1).
В пяти кланах Симеона насчитывалось всего двадцать две тысячи двести человек (стихи 12-14). В этом колене было меньше мужчин, чем в любом из других, и факт этот скорее всего объясняется участием симеонитов в поклонении Ваалу Фегорскому (25:14-15).
Сорок тысяч пятьсот мужчин было в семи кланах Гада (26:15-18). Три главных клана Иуды и два «подклана» Фареса насчитывали семьдесят шесть тысяч пятьсот воинов (стихи 19-22). Потомки Иуды, перечисленные здесь, фактически происходили от одного его выжившего сына – Шеллы, а также от двух побочных сыновей Фареса и Зары (Быт. 38:5,11,26-30). Ир и Онан умерли в Ханаане (сравните Быт. 38:6-10), не оставив потомства.
Четыре клана Иссахара поставили шестьдесят четыре тысячи триста воинов (Чис. 26:23-25), а в трех Завулоновых их оказалось шестьдесят тысяч пятьсот (стихи 26-27). В двух главных и шести меньших кланах Манассии, из колена Иосифова, имелось пятьдесят две тысячи семьсот мужчин (стих 29:34). Упоминание о Салпааде, сыне Хефера предвозвещает будущее постановление, касавшееся наследования по дочерней линии – в семьях, где сыновей не было (27:1-11).
В трех главных и одном дополнительном кланах Ефрема, другого племени Иосифлян, насчитывалось тридцать две тысячи пятьсот воинов (26:35-37). В племени Вениамина, состоявшем из пяти основных кланов и двух меньших, было сорок пять тысяч шестьсот мужчин, годных к военной службе (стихи 38-41). В колене Дановом был всего один клан – Шухама, и в нем – шестьдесят четыре тысячи четыреста воинов (стихи 42-43).
Три основных клана и два «подклана» имелось у Асира, и в них пятьдесят три тысячи четыреста воинов (стихи 44-47).
Наконец, у Неффалима, состоявшего из четырех кланов, насчитывалось сорок пять тысяч четыреста боеспособных мужчин (стихи 48-50).
Всего же их было у Израиля (не считая колена Левиина) шестьсот одна тысяча семьсот тридцать (стих 51), что вполне согласуется с числом шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят, полученном за тридцать восемь лет до этого (1:46). После того как старшее поколение вымерло, Господь благословил успехом и процветанием молодых – с тем, чтобы они могли войти в Ханаан в полной силе своей.
2. МЕТАНИЕ ЖРЕБИЯ (26:52-56)
Чис. 26:52-56. По завершении переписи (стихи 1-51) пришло время подумать о будущих племенных наделах – исходя из численности колен. Метанием жребия (сравните Иис. Н. 14:2) определялись не размеры соответствующих наделов, а их местонахождение в Ханаане. Более многочисленным племенам должна была быть выделена большая территория, но только по жребию могло быть решено, где она будет – на севере, в центральной части земли или на юге ее. Этим жребием (в единств, числе – горал) скорее всего, служили урим и туммим, которые носил на своем одеянии первосвященник (сравните Исх. 28:30).
3. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВИЯ (26:57-65)
Чис. 26:57-62. Левитам, в отличие от других колен, наследственных земель не полагалось (стих 62), по причине и характеру их служения Господу (сравните 3:11-13; 18:23-24). Потому они и не были учтены при переписи других племен.
Известно, что левиты делились на три главных клана – гирсонитов, каафитов и мераритов – и пять «подкланов». Ливниты происходили от Гирсона (3:18), хеврониты от Каафа (3:19), а махлиты и мушиты – от Мерари (3:20); клан Корея тоже происходил от Каафы (16:1).
Моисей, левит, происходил от Амрама, потомка Каафы (стих 58). Женой Амрама была Иохаведа, тоже из рода Левиина, которая родила Аарона, Моисея и Мариамь (таблицу «Родственная связь Моисея с Левием»).
Казалось бы, можно прийти к выводу, что Моисей был правнуком Левия (Левий – Каафа – Амрам – Моисей), однако, по соображениям хронологии такой вывод невозможен. Ведь Левий пришел в Египет в возрасте примерно пятидесяти лет, Моисей же ушел оттуда, когда ему было восемьдесят (Исх. 6:16-20; 7:7). Пребывание евреев в Египте продолжалось, однако, четыреста тридцать лет; отсюда ясно, что Амрам не мог относиться к следующему после Каафа поколению, но был более поздним его потомком (толкование на 1-Пар. 6:1-3).
О священстве рода левитов говорится далее (Чис. 26:60-61), при этом сообщается, что Аарон был отцом четырех сыновей, двое из которых, Надав и Авиуд, умерли по причине нарушения ими ритуала (сравните Лев. 10:1-2; Чис. 3:4). Елеазар и Ифамар служили священниками вместе с Аароном (3:4). Общее число мужчин-левитов в возрасте от одного месяца и старше составляло двадцать три тысячи (26:62). Это согласуется с цифрой двадцать две тысячи, полученной при переписи, произведенной за тридцать восемь лет до этого (3:39).
Чис. 26:63-65. Из тех израильтян (за исключением левитов), которые были учтены при первой переписи в пустыне Синайской (сравните 1:19), в живых осталось лишь двое – Халев… и Иисус. Остальные умерли в пустыне в наказание за свой мятежный дух (сравните 14:26-31).