Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Д. Уставы церемониальные и моральные (глава 24)

1. ЕЖЕДНЕВНЫЕ И ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕНИЯ В СКИНИИ СОБРАНИЯ (24:1-9)

Два второстепенных предмета обстановки в святилище обязывали Аарона и его сыновей к ежедневному и еженедельному совершению службы – к ежедневному поддержанию огня в светильнике на подставке из чистого золота (стихи 2-4) и к еженедельному приготовлению (и соответствующей замене их каждую неделю) «хлебов предложения» (Исх. 25:30), которые клались на стол из чистого золота (Лев. 24:5-9).

Переход повествования от праздничного календаря, высшей точкой которого был великолепный Праздник кущей (23:33-43), к земным заботам о второстепенных предметах в скинии – не просто объяснить, но представляется, что это служит наглядной иллюстрацией священнической преданности новозаветных верующих Богу – верности, которая проявляется и в повседневных делах, а не только в состоянии высшего духовного подъема.

Возможно, целью этого кажущегося отступления (перед возвращением к «делам» священного календаря в 25 главе) было рассеять представление, будто мы находимся в Божием присутствии лишь когда поклоняемся Ему в особые дни, – ведь оба упомянутых предмета обстановки скинии были тесно связаны с неизменным пребыванием Бога среди Израиля. В промежутках между великими праздниками не должно было нарушаться повседневное общение с Богом в скинии собрания.

а. Повседневная забота о светильнике (24:1-4)

Лев. 24:1-4. Этот светильник был описан Моисеем – каким его следовало отлить (Исх. 25:31-39), и вторично – каким его, следуя этим указаниям, отлили (Исх. 37:17-24); Моисей указывает и местонахождение светильника (Исх. 40:24-25). Елей (масло) для него должно было быть чистым, выбитым из маслин (Исх. 27:20-21; это масло было чище и лучшего качества, чем вареное оливковое масло); его должно было быть достаточно для непрестанного горения светильника, т. к. только им и освещалась скиния.

б. Еженедельные заботы о столе (24:5-9)

Лев. 24:5-9. Хлебы, которые клали на чистом столе пред Господом, называли «хлебами предложения» (Исх. 25:30). Этим параграфом дополняется то немногое, что было сказано о самих хлебах в Исх. 25:23-30 (сравните Исх. 37:10-16). Их было двенадцать, видимо, определенного размера – на основании того, что сказано в Лев. 24:5; хлебы клали в два ряда. А на каждый ряд клали благовоние («ливан»), который затем сжигали на жертвеннике «в память» (сравните 2:2,9,16), и происходило это каждую субботу, когда старый хлеб, будучи заменен свежевыпеченным, шел в пищу священникам как их обычная доля.

2. СЛУЧАЙ БОГОХУЛЬСТВА И БОЖИЙ ЗАКОН, ДАННЫЙ В СВЯЗИ С ЭТИМ (24:10-23)

Этот короткий повествовательный раздел (который, наряду с главами 8-10, соответствует единственным в своем роде чисто повествовательным частям книги Левит) напоминает о том, что левитские законы были даны в специфической исторической обстановке, в ответ на требования, которые она выдвигала.

а. Богохульство, совершенное полуизраильтянином (24:10-12)

Лев. 24:10-12. Некий человек, родившийся от смешанного брака (от матери израильтянки и отца египтянина), поссорился с израильтянином и стал хулить имя Господне и злословить. Известно, что грехом было уже само произнесение всуе имени Господа (Яхве; Исх. 20:7), но этот человек произносил его с проклятиями. По причине ли его неопределенного по закону положения как иностранца, проживавшего среди израильтян, или в наказание за совершенный им грех, посадили его под стражу, доколе не будет объявлена народу воля Господня. Это был один из четырех случаев, когда Моисею пришлось ожидать дальнейших Божиих откровений, чтобы принять правильное решение в возникшей ситуации (сравните Чис. 9:6-14; 15:32-36; 27:1-11).

б. Откровение Божие в этом конкретном случае (24:13-22)

Лев. 24:13-14. Бог Сам произнес приговор виновному в богохульстве: смертная казнь через побитие камнями (сравните 1-Цар. 21:10,13; Матф. 26:65-66; Деян. 6:11-15; 7:54-58).

Все слышавшие, как богохульствовал этот человек, должны были положить руки ему на голову – то ли во свидетельствование против него, то ли, чтоб очиститься от собственной вины, которую навлекли на себя уже тем, что слышали его слова (так, к примеру, думает Венхэм). После этого все общество должно было побить его камнями.

Лев. 24:15-16. В законе, данном Богом в связи с этим случаем, уточнялось, что он в равной степени распространяется и на чужеземца и на израильтянина. Те чужеземцы, которые жили в Израиле и, следовательно, так или иначе испытывали на себе благословения Завета, не должны были отвергать его Автора.

Лев. 24:17-22. В этом отступлении – ссылка на другие ситуации, в которых был предусмотрен одинаковый подход к виновным, будь то чужеземец или израильтянин; как бы еще одним связующим звеном между ними становится наказание смертью как тех, так и других, – за убийство (стих 17, 21).

Так называемый лекеталионис (буквально «закон когтя» – перелом за перелом, око за око, зуб за зуб) указывал, что мера наказания должна зависеть от меры преступления (сравните Исх. 21:23-25; Втор. 19:21; но – Матф. 5:38-39). За исключением убийства, каравшегося смертью, размеры всякого возмещения, видимо, определялись соображениями справедливости воздаяния.

в. Казнь богохульника (24:23)

Лев. 24:23. Израильтяне послушались повеления Господа, как передал им его Моисей; выведя злословившего вон из стана, и побили его камнями.