Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3) Жертва повинности за нарушение права собственности.

Лев. 6:1-7. Тогда как 5:14-19 трактуют преступления против «посвященного Господу» (5:15) и против «заповедей Господних» (5:17), в 6:1-7 речь идет об обмане другого человека, хотя это тоже признается преступлением пред Господом. В стихах 2-3 перечисляются такие согрешения, как присвоение чужого имущества, кража, вымогательство, невозвращение чужой потерянной собственности (сравните Чис. 5:6-10).

В таких случаях, поскольку преступление совершалось против человеческого права собственности, возмещение и штраф выплачивались потерпевшему владельцу в тот же день, когда согрешивший приносил свою жертву повинности (Лев. 6:5). А если потерпевшего уже не было в живых, и не оставалось в живых никого из его родственников, то возмещение и штраф должны были быть выплачены священнику (сравните Чис. 5:8-10). И снова результатом принесения жертвы повинности были очищение и прощение (Лев. 6:7).

Отличительной особенностью жертвы повинности было то, что ей сопутствовали выплата компенсации и штрафа пострадавшей стороне, будь то человек или Бог. Овен как жертва повинности отношения к возмещению не имел, он приносился во искупление греха пред Богом.

В жертвоприношении за вину символически подчеркивается искупительный аспект смерти Христа: ею искупаются вред или ущерб, нанесенный грехом. Исаия (53:10) предвидел, что смерть Спасителя станет «жервоприношением за вину» («жертвой умилостивления» – в русском тексте Библии).

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ

(6:8 – 7:38)

Данный раздел дополняет руководство по жертвоприношениям (1:1 – 6:7) и содержит в себе новые подробности относительно соответствующего ритуала – к сведению священников; прежде всего они касаются процедуры разделения мяса и тех частей жертвенного животного, которые не сжигались на жертвеннике. Тогда как значительная часть всего, что говорится о жертвах, адресована «сынам Израилевым» (1:2; 4:2), весь этот раздел (за исключением приложения, 7:22-38) обращен к «Аарону и сынам его», т. е. к священникам (6:9,25).

Главной задачей раздела являлось установление того, кто и где мог совершать ритуал жертвоприношения, а также, какие части жертвенной туши приемлемы для Бога.

Так как речь повсюду идет об одних и тех же пяти видах жертвоприношений, то в 1:1 – 6:7 наблюдаются некоторые совпадения, и особо выделить следует лишь некоторые подробности, встречающиеся впервые. В статье А. Ф. Рейни («Библейская иллюстрированная энциклопедия Зондервана») ясно указывается, что там, где на страницах Ветхого Завета повествуется о жертвоприношениях, они перечисляются в одном из трех порядков. 1) Дидактический порядок (всесожжения, хлебные приношения, мирные приношения, приношения за грех и за вину) наблюдаются в 1:1 – 6:7. 2) Административному порядку (т. е. порядку официальной описи: всесожжения, хлебные приношения, приношения за грех, за вину и мирные приношения) следуют в 6:8 – 7:38 (сравните Чис. 7:87-88).

Этот порядок отражает относительную частоту жертвоприношений (если искупительные приношения – за грех и за вину – сгруппировать вместе), а также различия в том, как распоряжались разными частями туши. Жертва всесожжения, упоминаемая первой, полностью сжигалась на жертвеннике; хлебное приношение, а также приношения за грех и за вину частично сжигались на жертвеннике, а частично потреблялись священниками в пищу; мирные жертвы, упоминаемые последними, частично сжигались на жертвеннике, частично съедались священниками, а частично – самими жертвователями и их семьями. 3) Процедурный порядок, которому обычно следовали при принесении жертв (за грех, или за вину, всесожжения, хлебной и мирной) очевиден во множестве текстов, к примеру, в Лев. 8:14-32 (сравните Исх. 29:10-34); Лев. 14:12-20; 15:14-15,29-30; Чис. 6:16-17 (в отличие от административного порядка в Чис. 6:14-15); 2-Пар. 29:20-35.

а. Установления для священников по поводу принесения всесожжении (6:8-13)

Лев. 6:8-13. Поскольку ничего из жертвы всесожжения не предназначалось в пищу священнику или жертвователю, в этом коротком тексте говорится лишь об ответственности священников за надлежащее обращение с пеплом и огнем на жертвеннике.

Всю ночь жар и зола от вечерней жертвы всесожжения должны были оставаться на жертвеннике, и огонь на нем должен был поддерживаться. Поутру, надевая при выполнении каждой процедуры соответствующие одежды, священник должен был убрать пепел с жертвенника и отнести его в чистое с обрядовой точки зрения место вне стана.

На священниках лежала ответственность за непрерывное поддержание огня на жертвеннике.

б. Установления для священников по поводу хлебного приношения (6:14-23)

Лев. 6:14-18. В этих стихах мало что нового, по сравнению с описанием процедуры в главе 2. Слова великая святыня (6:17) уподобляют хлебное приношение жертвенному мясу, есть которое могли только священники (Все потомки Аароновы мужеского пола, стих 18). (Жертва всесожжения, которая не шла в пищу, никогда не называлась «святыней» или «великой святыней».)

Лев. 6:19-23. О ежедневном хлебном приношении священника (сравните Евр. 7:27) не упоминалось в Лев. 2. Его следовало совершать тому из сынов Аароновых, который был в данное время помазан на место его, т. е. в первосвященники (6:22); половину его следовало приносить утром, а другую половину – вечером (стих 20).

Поскольку священнику не полагалось съедать свое собственное жертвоприношение, его надо было полностью сжигать на жертвеннике.

в. Приношение за грех; установления для священников (6:24-30)

Лев. 6:24-30. В этом параграфе кратко говорится об а) процедуре, которой должен был следовать священник, поедая мясо жертвы за грех (стих 26), и его родственники мужского пола (стих 29); б) ритуальном очищении одежды, случайно забрызганной жертвенной кровию, а также посуды, которой касалось жертвенное мясо (стихи 27-28) и в) запрещении есть мясо жертвы за грех, предложенной священником или обществом и проведенной через особый ритуал – внесения крови этой жертвы в скинию собрания, стих 30.