Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ВСТУПЛЕНИЕ (16:1-2)

Лев. 16:1. Этим стихом наставление по поводу Дня очищения ставится в особый исторический контекст И говорил (сказал, воззвал) Господь Моисею (сравните 1:1; 4:1 и т. д.) по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли. Надав и Авиуд были сожжены огнем, исшедшим от Господа, потому что приблизились к Нему не так, как было установлено (10:1-2), Как бы в противопоставление этому событию в главе 16 излагаются предусмотренные повод и причина уважительного приближения первосвященника к Богу, а также обязательные для него самоподготовка и ритуал, чтобы, приблизившись к Господу, не умереть ему.

Лев. 16:2. Предписания для священников Бог не открывает непосредственно Аарону и его сыновьям, но говорит к ним через Моисея. Повеление «не во всякое время входить» во святилище явилось тем ограничительным установлением, в свете которого первосвященник имел право входить туда только раз в году, в День Очищения.

Другими словами, Аарону не было позволено входить «во святилище за завесу», когда ему вздумается. Ибо за завесой первосвященник оказывался лицом к лицу со славой Господней (Шехиной), о которой Бог сказал, что она будет являться в облаке… над крышкою ковчега (сравните Исх. 25:10-22; особенно – стих 22; 40:34-38).

В комментариях на Исх. 25:17-22 указывается, что в одном из английских переводов Библии крышка ковчега названа «местопребыванием милосердия», но употребленное здесь еврейское слово киппорет (родственное киппер – «совершать искупление», толкование на Лев. 1:4) скорее говорит в пользу «места умилостивления», каковое значение ближе к значению греческого слова хиластерион; будучи употреблено в Рим. 3:25, это слово переводится как «жертва умилостивления». (диаграмму «План скинии» – там, где толкование на Исх. 25.)

2. ПОДГОТОВКА ПЕРВОСВЯЩЕННИКА К ЦЕРЕМОНИЯМ; ПОДГОТОВКА К НИМ ЖИВОТНЫХ (16:3-5)

Лев. 16:3-5. Для совершения ритуала в День очищения предназначенных для этого животных следовало привести во двор святилища: для первосвященника и членов его семьи – тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а за израильское общество – двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Прежде чем приступить к церемонии первосвященник омывался водою; затем, с целью продемонстрировать, что он – слуга Господу, одевался в простую льняную одежду: нижнее белье, хитон и кидар (тюрбан); пояс тоже был льняным; вообще все его одежды были проще, чем одежды рядового священника (сравните Исх. 39:27-29).

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:6-10)

Лев. 16:6-10. Более детальному описанию ритуалов в День искупления предшествует краткий обзор основных церемоний, совершавшихся в этот день: а) жертвоприношение тельца за грех первосвященника и членов его семьи (сравните стихи 11-14; 24-25, 27); б) принесение в жертву за грех народа двух козлов, один из которых по жребию становился «козлом отпущения» (стихи 7-8); собственно, в жертву приносили второго козла, на которого падал жребий быть для Господа (сравните стихи 15-19, 24-25); и в) ритуал отослания в пустыню козла… отпущения (сравните стихи 20-22).

4. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:11-28)

а. Первосвященническое приношение за грех (16:11-14)

В этом параграфе дана последовательность действий в ритуале кропления кровью тельца, закалавшегося первосвященником «в жертву за грех за себя» (стих 11). Церемония эта схожа была с ритуалом, описанным в 4:3-12, когда первосвященник приносил за свой грех обычную жертву; разница лишь в месте, где кропили кровью. В день очищения первосвященник кропил ею не перед завесою и не перед жертвенником для благовонных курений (4:6-7), а, внеся ее в Святое-святых, – «на крышку (ковчега) спереди и пред крышкою» (16:14).

Лев. 16:11. Целью жертвы за грех, которую приносил первосвященник, было очистить себя и дом свой. Прежде чем первосвященник мог выступить в роли посредника, предлагавшего «жертву за грех за народ» (стих 15), он должен был очистить самого себя от скверны греха.

Лев. 16:12-13. Первосвященник должен был входить в Святое-святых трижды; и первый раз – с кадильницей, полной горящих углей с жертвенника всесожжений; на этих углях ему следовало сжечь благовонное курение, приготовленное специально для использования в скинии (сравните Исх. 30:34-36). Очевидно, возникавшее при этом «облако» было подобием дымового экрана, не дававшего первосвященнику лицезреть славу Господню (Шехину) над крышкой ковчега, и таким образом он отводил от себя гнев Господень.

Лев. 16:14. Во второй раз Аарон должен был войти за завесу с кровью тельца, чтобы покропить ею на крышку спереди, а затем семь раз… пред крышкою ковчега (либо на сам ковчег перед крышкою, либо на землю). О том, что делали с остальной кровью тельца, говорится в стихах 18-19.

б. Жертвоприношение за грех народа (16:15-17)

Лев. 16:15. Это жертвоприношение состояло из «двух козлов» (стих 5), один из которых избирался по жребию для Господа, а другой – быть «козлом отпущения» (стих 8). Здесь мы опускаем процедуру избрания козлов, так как о ней говорилось в толковании на стихи 7-8. О «козле отпущения» вновь говорится в стихах 20-22, но прежде первосвященнику было сказано закапать Господнего козла в жертву за грех за народ и покропить кровью его в самом святом месте (для этого он и входил туда в третий раз), как делал с кровию тельца (сравните стих 14).

Лев. 16:16-17. Такой ритуал должно было совершить в скинии собрания, возможно, посредством семикратного кропления кровью пред жертвенником для сожжения курений, а затем – нанесения крови на роги этого жертвенника (как это было указано в Исх. 30:10).

Говорится, что комбинированный ритуал кропления кровью (в святилище и в скинии собрания) предназначался не только для очищения первосвященника, дома его и всего общества Израилева (Лев. 16:17), но и для «очищения святилища, скинии собрания и жертвенника» (стих 20; сравните стих 16). Таким образом целью жертвоприношения за грех было дать очищение Израилю, очистив место Божиего обитания от скверны грехов народа. Возможно, в свою очередь, что животное закалалось для очищения народа, а святилище очищалось посредством кропления кровью. Место обитания Божиего нуждалось в очищении по причине нечистоты и неповиновения израильтян, в чем бы они ни проявлялись (стих 16).

в. Очищение жертвенника (16:18-19)

Лев. 16:18-19. Не только святилище и остальная часть скинии должны были быть символически очищены от осквернения грехами Израиля, но и жертвенник, который стоял пред Господом. Хотя некоторые богословы полагают, что речь здесь идет о жертвеннике для благовонных курений, более вероятным представляется, что имелся в виду жертвенник для всесожжений, о котором в других стихах говорится как о месте «пред Господом» (1:3,5 и т. д.).

Данная процедура очищения завершалась наложением смешанной крови тельца и… козла… на роги жертвенника, а также семикратным (16:19) окроплением жертвенника кровью (кропили жертвенник сверху или по сторонам). Целью этого акта было освящение жертвенника, т. е. опять – таки очищение его от нечистот сынов Израилевых.

г. Отослание «козла отпущения» в пустыню (16:20-22)

Лев. 16:20-22. Особое значение имеет то, что первосвященник завершал очищение святилища, скинии собрания и жертвенника прежде, чем приводил живого козла… на голову которого должен был возложить обе руки и исповедать над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи, и затем символически возложить их на голову козла.

Хотя по мнению некоторых богословов, на голову козла возлагались уже прощенные грехи, больше ясности, как представляется, вносит следующая трактовка: осквернение человеческими грехами святилища снималось посредством церемонии кропления кровью, а посредством отослания живого козла в пустыню (что являлось частью ритуала жертвоприношения за грех)достигалось искупление в смысле очищения израильтян от их грехов.

Именование козла, которого оставляли в живых, «козлом отпущения» (стих 8, 10,26) нуждается в пояснении, поскольку еврейское слово азазел (встречающееся лишь в этих стихах Ветхого Завета) переводилось, по крайней мере, четырьмя понятиями: а) буквально как «козел» – «козел избавления» или «козел ухода»; б) как имя собственное, Азазел, которым назывался дух зла или демон пустыни, а то и сам сатана (при таком понимании упомянутого еврейского слова – грехи Израиля как бы возвращались назад, к первоисточнику зла); в) как «скалистый обрыв» (или что-то в этом роде), откуда козел сталкивался вниз, чтобы погибнуть и г) как абстрактный термин, означающий «полное разрушение», «уничтожение до конца».

Так или иначе, обзор богословских мнений на этот счет только вносит еще большую неясность в точное значение упомянутого термина. Но несмотря на все это, о «миссии» козла – унесение прочь, в пустыню, грехов народа – говорится в главе 16 совершенно недвусмысленно.

6. Очищение первосвященника и сожжение жертв всесожжения и жертв, принесенных за грех (16:23-25)

Лев. 16:23-25. После того, как первосвященник снимал свои льняные одежды и оставлял их во святилище, он мылся (для вещей церемониальной чистоты) и облагался в пышные первосвященнические одежды для совершения ритуала сожжения, Затем он приносил в жертву всесожжения овна (стих 3) за себя и второго овна (стих 5) во всесожжение за народ, вместе с жиром жертв за грех (очевидно, имеется в виду как жир тельца, принесенного за священника, так и жир козла, принесенного за народ). Заслуживает внимания то, что теперь посредством всесожжений очищались первосвященник и народ (сравните 1:4). Очевидно, дополнительные жертвы, о которых говорится в Чис. 29:8-11, приносились в процессе последующих церемоний, имевших место в День очищения.

е, Очищение других участников ритуала и завершающие процедуры его (16:26-28)

Лев. 16:26-28. Дальнейшее церемониальное очищение – как участников процедуры, так и самого святилища, обеспечивалось: а) очищением человека, который отводил козла в пустыню, б) сожжением вне стана шкур, мяса и внутренностей тельца… и козла, принесенных в жертву за грех, и в) очищением человека, который сжигал их.

5. УЧРЕЖДЕНИЕ ДНЯ ИСКУПЛЕНИЯ (ОЧИЩЕНИЯ) КАК ЕЖЕГОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ (16:29-34)

Лев. 16:29-34. Этот ритуал в День очищения (возможно, правильнее было бы называть его Днем очищения) должен был повторяться ежегодно на 10-ый день седьмого месяца («Тишри», октябрь-ноябрь). По всей видимости, вся эта церемония не считалась действительной сама по себе, без истинного покаяния со стороны народа, которому надо было смирить души свои (обычно такое смирение предполагало и пост Ис. 58:3,5; Лев. 23:27,32; Чис. 29:7) и не выполнять никакой работы, так как день этот должен был быть субботой покоя.

Значению этой церемонии подводится итог в Лев. 16:33-34, а необходимость ежегодного проведения ее подтверждается в стихе 34 – наряду с историческим заявлением, что первый День очищения был проведен так, как повелел Господь Моисею.

Смысл символических жертвоприношений в День очищения раскрывается в Послании к евреям, где указывается, что жертва Христа во искупление грехов народа не совершалась ежегодно, но была принесена Им однажды и за всех – когда Он умер на кресте (Евр. 9:11-12,24-26; 10:12).

II. Соблюдение святости перед Богом посредством «отделения» (главы 17-27)

А. Законы о принесении жертвы и употреблении жертвенного мяса в пищу. (17)

Эта глава является в каком-то смысле дополнением к главам 1-7, поскольку объясняет значение крови в жертвоприношениях (17:11), а также касается связанных с этим вопросов, уже рассматривавшихся прежде (сравните 7:26-27; 11:39-40). Речь в ней не о роли священников (хотя и о них упоминается во вступлении, 17:2), а о возможных ошибках обычных людей – в связи с жертвоприношениями и употреблением в пищу мяса.