Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

а. Подготовка к ритуалу посвящения (8:1-4)

Лев. 8:1-4. Формула Божественного откровения (и сказал Господь Моисею) не только отмечает начало нового раздела, но и указывает на продолжение служения Моисея в качестве посредника по осуществлению завета (главы 8-10). От Бога Моисей получил двоякое распоряжение: а) привести Аарона и сынов его к скинии и принести все необходимое для ритуального посвящения (8:2); б) собрать все общество (вероятно, речь шла о старейшинах как представителях Израиля; сравните 9:1) ко входу в скинию собрания (т. е. на передний двор); 8:3.

Послушание Моисея (Моисей сделал так, как повелел ему Господь) осуществлялось по буквальной схеме: «распоряжение-повиновение», которая прослеживается в каждой из глав (за исключением 10:1-3).

б. Облачение Аарона в одежды первосвященника (8:5-9)

Лев. 8:5-9. Вначале Моисей… омыл… Аарона и сынов его… водою, вероятно, из медного умывальника (Исх. 30:17-21), а затем он облачил Аарона в первосвященнические одежды. Эти одежды представляли собой официальную «униформу», которая более привлекала внимание к посреднической функции Аарона, чем к нему как к конкретному лицу. Пояснения по поводу первосвященнических одежд даются в Исходе 28:1-39; 29:5-6; 39:1-26.

в. Помазание Аарона и скинии елеем (8:10-12)

Лев. 8:10-11. Моисей освятил скинию и все, что в ней, а также жертвенник всесожжения и медную умывальницу, покропив на них елеем помазания (сравните Исх. 30:26-29; 40:9-11). О составе елея помазания и о запрещении использовать его для мирских нужд читаем в Исходе 30:22-25,31-33.

Лев. 8:12. Затем Моисей возлил елей помазания на голову Аарона… чтобы освятить его (сравните Исх. 29:7; 30:30; 40:13). Целью этих помазаний было отделить скинию (Лев. 8:10), предметы священной обстановки (стих 10:11) и священника, совершавшего служение в святилище (стих 12), как святыню для Господа (сравните Исх. 30:29).

г. Облачение сынов Аарона в священнические одежды (8:13)

Лев. 8:13. В соответствии с распоряжением Господа Моисей одел в священнические одежды (сравните Исх. 28:40-43; 29:8-9) и каждого из четырех сынов Аароновых (Лев. 10:1; сравните Исх. 6:23).

д. Жертвоприношения при введении священника в его должность (8:14-29)

Затем Моисей одно за другим стал исполнять действия, предписанные священнику в ходе ритуала жертвоприношения (главы 1-7) – тогда как Аарон и его сыновья как бы выступали в роли обычных израильтян, пришедших со своими жертвоприношениями. Как и в этой повествовательной части (8:14-29), так и в стихах, содержащих предписание на будущее (Исх. 29:10-34), перечисление жертвоприношений следует в процедурном порядке (сравните толкование на 6:8 – 7:38).

Лев. 8:14-17. Вначале был приведен телец для принесения в жертву за грех (сравните Исх. 29:10-14), и Аарон и сыны его возложили руки свои на голову тельца. Поскольку Аарон не был еще посвящен, чтобы представлять Израиля, осуществляя посредническую функцию, эта жертва за грех должна была быть принесена от его имени и от имени его сыновей, а не от имени народа. Кроме того, главной целью этого жертвоприношения за грех было очищение жертвенника посредством освящения его.

Мы видим, что ритуал в этом случае в целом был таким же, как и установленный в Лев. 4:3-12, – с тою разницей, что здесь кровь наносилась на роги жертвенника всесожжений, а не того, который предназначался для благовонных курений (4:6-7). Как и обычно при принесении жертвы за грех священника, остававшиеся от жертвенного животного шкура, кости и нечистота его сжигались вне стана.

Лев. 8:18-21. Вслед за тем Моисей… привел овна для всесожжения (сравните Исх. 29:15-18) – в соответствии с предписанным ритуалом (Лев. 1:10-13); но тут все, по-видимому, было выполнено Моисеем, кроме акта возложения рук.

Лев. 8:22-29. Последней в ряду этих жертв была жертва мирная, приношение так называемого овна посвящения (сравните Исх. 29:19-28). Мы видим, что ритуал этот в целом соответствовал предписанному для мирного жертвоприношения (Лев. 3:6-11; 7:28-34). Самое явное различие между ними состояло, конечно, в использовании крови Моисеем, который нанес немного крови овна на край правого уха Ааронова и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, и также поступил в отношении сынов Аароновых. Кроме того, Моисей покропил этой кровию на самого Аарона и на его сыновей и на их одежды (8:30).

Далее последовала необычная процедура: Моисей положил тук овна вместе с его правым плечом на руки Аарону и его сыновьям (стихи 25-27). Этот акт, должно быть, знаменовал в глазах всего народа святость служения, на которое помазывались священники. Поверх этого приношения потрясания, которое затем было сожжено на жертвеннике (стих 28) были положены один опреснок и один хлеб с елеем и одна лепешка, взятые из корзины с пресным хлебом, которая была принесена на этот случай (стих 26).

Грудь овна, которая в этом приношении составляла долю Моисея как священника, совершавшего служение, он принес, потрясая пред Господом, а затем она пошла ему в пищу (сравните Исх. 29:26).

е. Посвящение Аарона и его сыновей через помазание их елеем и жертвенной кровью (8:30)

Лев. 8:30. Этот акт посвящения, который должен был совершить Моисей, был ему предписан ранее ( Исх. 29:20-21).

ж. Продолжительность ритуала помещения Аарона и его сыновей (8:31-36)

Лев. 8:31-32. Моисей сказал Аарону и сын ам его, чтобы ели оставшееся мясо «овна посвящения», вместе с остатками «хлебов посвящения» из корзины, а то, что останется недоеденным, чтоб сожгли.

Лев. 8:33-35. Аарону и его сыновьям было сказано, чтоб оставались у дверей скинии собрания… семь дней и семь ночей, и только тогда совершится посвящение их.

Лев. 8:36. Глава заканчивается сообщением о повиновении Аарона и его сынов Господу во всем, что Он повелел им чрез Моисея.

2. НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 9)

Это описание официального вступления в действие всей израильской системы жертвоприношений схоже с предписанием ритуала на День очищения, поскольку и в том и в другом случаях жертвы приносились как за священников, так и за народ в целом. Однако в данном случае, вместо церемонии с «козлом отпущения», совершались мирные жертвоприношения за народ и, таким образом, вместо поста, следовало пиршество.