Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ИЗМЕРЕНИЕ ХРАМА (11:1-2)

Откр. 11:1-2. Апостолу Иоанну дана была трость, подобная посоху (жезлу) и приказано было измерить храм и жертвенник, но не измерять внешний двор. Другими словами, он должен был измерить святилище и «святое святых», куда могли входить только священники, тогда как во внешний двор доступ был открыт любому человеку. Апостолу дано было объяснение, что внешний двор, как и весь Иерусалим, отданы во власть язычникам на сорок два месяца.

Но зачем понадобилось это измерение? Можно предложить такое логичное объяснение: чтобы подчеркнуть, что храм принадлежит Богу, – ведь замерам обычно подвергается чья-то собственность, а указание, полученное Иоанном, исходило от Бога. (О схожем измерении храма мы читаем в 40 главе книги Пророка Иезекииля, а об измерении Нового Иерусалима – в Откровении 21:15-17.) Очевидно, Иерусалимский храм будет восстановлен с тем, чтобы правоверные иудеи могли приносить в нем жертвы – в согласии с законом Моисея.

И произойдет это в первой половине того семилетнего периода, который известен как семидесятая седьмина Даниила. Однако в начале второй половины этого периода продолжительностью 42 месяца, с наступлением великой скорби, жертвоприношения в храме прекратятся, а сам он будет осквернен, сделавшись местопребыванием нового мирового правителя, который водрузит в храме идола, а себя объявит богом (Дан. 9:27; 12:11; 2-Фес. 2:4; Откр. 13:14-15).

Иоанну было также поручено сосчитать поклоняющихся в храме. Здесь, возможно, та мысль, что Богу угодно будет «оценить» не только храм, но и тех, кто приходит туда, чтобы поклониться Ему, – с целью отделить их от язычников.

Попытки толковать период времени в 42 месяца как-то иносказательно не представляются обоснованными, особенно в свете явно нарочитого «уточнения» протяженности этого периода в 11:3 («тысяча двести шестьдесят дней», т. е. 42 месяца, если исходить из 30 дней в месяце). Из 11:2, кроме того, ясно, что «время язычников» (Лук. 21:24) будет продолжаться до второго пришествия Христа. Хотя временно евреи, возможно, будут владеть Иерусалимом и в ту пору, как владеют им в наши дни, в великую скорбь власть над «великим городом» перейдет к язычникам.

Некоторые богословы считают, что 42 месяца, о которых здесь идет речь, соответствуют первой половине Данииловой седьмины (Дан. 9:27); с уверенностью судить об этом трудно, но на основании контекста данного места представляется, что скорее тут подразумевается вторая ее половина. В пользу этого говорит, в частности, тот факт, что в первой половине упоминаемого семилетнего периоде власть над Иерусалимом будет в руках иудеев, которые будут поклоняться в своем храме; здесь же, по-видимому, подразумевается тот период, когда язычники будут попирать город и храм.

2. СЛУЖЕНИЕ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:3-6)

Откр. 11:3-6. Иоанну было открыто, что Бог даст особую силу некоим двум свидетелям Своим, чтобы, одетые во вретище (что было обычно для пророков древности), они пророчествовали 42 месяца или 1260. дней. В знак особого признания их Богом они были названы двумя маслинами и двумя светильниками.

По поводу этих «свидетелей» высказано множество различных мнений. Некоторые не считают, что речь тут идет об обычных людях. Однако в свете того, что они будут убиты, а затем воскреснут, представляется, что это все-таки будут живые конкретные люди. Другое дело, кто именно! На этот вопрос ответить нелегко. Чаще других высказывается мнение, что это будут Илия и Моисей, поскольку кары, которые низводили они на людей в ветхозаветные времена, схожи с перечисляемыми в Откр. 11:5-6. Подтверждение находят и в предсказании пророка Малахии (Мал. 4:5): «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».

Далее: Сам Христос говорил о частичном исполнении этого пророчества относительно Илии (Матф. 17:10-13; Мар. 9:11-13; сравните Лук. 1:17). Оба – Моисей и Илия – были «свидетелями» преображения Христа (Матф. 17:3), в котором может быть усмотрено предвестие Его второго пришествия. Трудность, однако, заключается в том, что Моисей уже умер однажды. Некоторые в этой связи полагают, что «двумя свидетелями» явятся Илия и Енох, которые оба были взяты на небо живыми (Евр. 9:27). Итак, разными людьми по-разному понимается это место Писания. Не исключено и то, что никто из известных нам «исторических персонажей» за ними не стоит.

Сравнение их с маслинами и светильниками имеет аналогию в Ветхом Завете (Зах. 4:2-14, где речь идет о Первосвященнике Иисусе и правителе Зоровавеле). Сравнение этих двоих со светильниками указывает на исполнение их силой от Духа Святого, символизируемого елеем (оливковым маслом). Возможно, именно эта символика «распространяется» и на «двух свидетелей» из книги Откровения.

Как и пророкам ветхозаветных времен, этим свидетелям будет дано совершать чудеса; в частности, они, будут губить огнем тех, кто захочет причинить им вред (Откр. 11:3). Подобно пророку Илии, им дана будет сила лишать землю дождя, и, подобно Моисею, – превращать воду в кровь и поражать землю всякою язвою (стих 6). Находясь в дни великой скорби в гуще неверующих, в условиях отпадения людей от истинного Бога и активного действия сатанинских сил, эти два свидетеля будут на протяжении 1260 дней олицетворять собой угрозу миру, погрязшему во зле.

3. СМЕРТЬ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:7-10)

Откр. 11:7-10. Когда служение свидетелей окончится, Бог позволит зверю, выходящему из бездны (сравните Откр. 9:1-2,11; 17:8; 20:1,3) победить их. О звере или об антихристе в Откровении упоминается девять раз (13:1; 14:9,11; 15:2; 16:2; 17:3,13; 19:20; 20:10). (Заметим, что «первый зверь» – антихрист – «определяется» в Библии в одних местах как «зверь, выходящий из бездны», а в других – как «зверь, выходящий из моря»; это может соответствовать его «двоякой» характеристике – как «ставленника сатаны» и как выходца из человеческой среды; напомним, что «море» – символ неспокойного, мятущегося мира – ред.) Убитых свидетелей оставят непогребенными на улице в Иерусалиме, который духовно называется Содом и Египет – по причине отвержения Бога его жителями, их отступничества.

Три с половиной дня весь мир будет радоваться, и злорадствовать по поводу гибели этих свидетелей, переставших докучать ему. Нам, живущим в век телевидения, понятно, как это может быть, что многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их… Смерть Божиих свидетелей будет воспринята антихристом и сатаной как великая их победа, а люди станут на радостях посылать подарки друг другу.

4. ВОСКРЕСЕНИЕ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:11-12)

Откр. 11:11-12. Однако через три с половиной дня убитые пророки воскресли и… стали на ноги свои. Повинуясь голосу с неба, они взошли туда на облаке. В изумлении и страхе наблюдали это враги их.

5. СУД БОЖИЙ НАД ИЕРУСАЛИМОМ (11:13-14)

Откр. 11:13-14. И в тот же момент произошло великое землетрясение, и десятая часть Иерусалима была разрушена им; семь тысяч человек погибло в результате этого землетрясения. (Напомним, что по мнению некоторых толкователей, повторяющиеся в Откровении и вообще характерные для Священного Писания цифры 3,4,7 и 10 не столько соответствуют точным числам, сколько символизируют необычайно большие величины.) В отличие от реакции людей на предыдущие суды Божий, на этот раз они, объятые страхом, воздали славу Богу небесному.

Так прошло второе горе; впереди оставались звучание последней, седьмой, трубы и наступление третьего горя.

6. При звуках седьмой трубы (11:15-19)

Откр. 11:15. Какие именно события произошли при звуке седьмой трубы, описано не здесь, а в 16 главе, здесь же последний результат вступления ее в действие только назван, но и сказанное в этом стихе исполнено драматизма. Как только прозвучала седьмая труба, Иоанн услышал, как многие голоса проговорили в небесах: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. сравните с предсказаниями о земном царстве Христа у Иезекииля (21:26-27), у Даниила (2:35,44; 4:3; 6:26; 7:14,26-27) и у Захарии (14:9).

То обстоятельство, что все эти пророчества исполнятся во второе пришествие Христа, определенно свидетельствует, что «период седьмой трубы» включает в себя и возвращение Господа на землю. Таким образом седьмой трубой подается знак к началу новой серии судов – «судов семи чаш гнева Божия», о которых подробно говорится в 16 главе.

Откр. 11:16-18. Здесь перед Иоанном снова, возникают двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих (на страницах Откровения они появляются довольно часто – 4:4,10; 5:5-6,8,11,14; 7:11,13; 11:16; 14:3; 19:4). Апостол видит, как они пали па лица свои и поклонились Богу. Из их слов можно понять, что время последнего Божьего суда над народами («рассвирепевшими в их нечестии язычниками»), над живыми и мертвыми наступило, как наступило и время награждения (по-русски звучит как «возмездие») Богом верных Его рабов.

Старцы называют Бога Вседержителем («пантократор»; сравните 1:8; 4:8; 15:3; 16:7,14; 19:6,15; 21:22), вечносущим (Который есть и был, и грядешь; сравните 1:8; 4:8) и благодарят Его за то, что теперь Он явит силу Свою во всей ее полноте и воцарится наконец на земле (стих 17). В сущности этим коротким гимном хвалы приветствуется второе пришествие Христа и установление царства Его на земле.

Откр. 11:19. Заканчивается глава лицезрением Иоанном еще одного драматического видения: И отверзся храм Божий на небе, – пишет он. Апостол получает возможность заглянуть внутрь его; он видит там ковчег завета Божия. Речь, очевидно, идет именно о небесном храме – не о земном. А в сфере земли в тот же момент произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (сравните 8:5).

Поражающее душу описание событий, связанных с седьмой трубой, будучи лишь начато апостолом, здесь прерывается, чтобы возобновиться в 16 главе. «Хронологически» время это близко ко времени второго пришествия Христа.