Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

1. ВИДЕНИЕ КНИГИ (5:1)

Откр. 5:1. Глава 4 в сущности является вступлением к тому главному, что произойдет в главе 5, а именно – к развертыванию свитка (книги), запечатанного семью печатями. Эта «книга» представляется Иоанну в виде обычного в древности пергаментного свитка, исписанного с обеих сторон и состоящего из семи частей, отделенных друг от друга печатями; по снятии каждой из печатей он развертывался все далее, являя свое содержание, которое соответствовало тому, что происходило после снятия печатей.

2. ВОПРОС: КТО ДОСТОИН? (5:2-5)

Откр. 5:2-5. Иоанн увидел Ангела сильного (сравните 10:1; 18:21) и услышал, как он спросил громким голосом: Кто достоин раскрыть сию книг и снять печати ее? Здесь первое из 20 упоминаний в книге Откровения о «громком голосе». Последнее – в 21:3. (Заметим, что от греческого слова «библион» («книга») и произошло наименование Священного Писания – «Библия».)

Много плакал Иоанн, потому что нигде не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу. Но вот один из двадцати четырех старцев сказал ему: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов (сравните Ис. 11:1; Откр. 22:16). Старец ставит апостола в известность, что Он уже победил и может снять семь печатей.

3. АГНЕЦ (5:6-7)

Откр. 5:6-7. Того, Кто представлен ему как «лев» (стих 5), Иоанн видит Агнцем, как бы закланным (это «как бы», очевидно, предполагает знаки (раны) заклания на Явившемся). Он стоял в центре престола, в окружении четырех животных и двадцати четырех старцев. Агнец имел семь рогов и семь очей.

Оба символа, конечно, относятся к Иисусу Христу: в первый раз Он приходил на землю как «агнец», приносимый в жертву за грех, а во второй раз придет как лев, чтобы судить вселенную. «Львом» Христос назван только здесь, а «Агнцем» в книге Откровения Он назван 27 раз, и более в Новом Завете – нигде.

Поскольку рог – это символ власти (3-Цар. 22:11), семь рогов символизируют полноту власти и силы правителя (Дан. 7:24; Откр. 13:1). «Семь очей» соответствуют семи духам Божьим (сравните Зах. 3:9; 4:10), которые, в свою очередь, есть символ Духа Святого (сравните Откр. 1:4; 4:5). Лишь Агнец, победивший грех, «был достоин», и потому Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (сравните Дан. 7:9,13-14).

4. ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ (5:8-14)

Откр. 5:8. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли (точнее – арфы) и золотые чаши, полные фимиама, которые олицетворяли молитвы святых, т. е. верующих (сравните Пс. 140:2), возносимые старцами к престолу Божию. (Из музыкальных инструментов в книге Откровения говорится только о «гуслях» («арфах») и «трубах»)

Откр. 5:9-10. В этих двух стихах передается содержание песни, которую пели «живые существа» и старцы: достоян Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклав, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена в языка, и народа и племени, в сделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле; песня названа новой, возможно, потому, что содержащееся в ней славословие отличается от «первого» – в 4:11.

Судя по первому лицу множ. числа – нас – употребляемого поющими, старцы сами – из тех, кто были искуплены, и в этом подтверждение, что они представляют Церковь или святых в целом. В «новой песне» они благодарят Бога за то, что по милости Его истинно верующие из всех народов уже теперь образуют ив земле царство Иисуса Христа, ибо каждый из них приносит Богу свою душу и являет собой нравственный пример миру; и каждый из них – священник, приносящий Богу бескровную жертву хвалы и служащий Ему. Впереди же у них – соучастие в 1000-летнем царствовании Христа на земле.

Откр. 5:11-12. К старцам присоединяется множество ангелов, которые говорили громким голосом: достоян Агнец, закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

Откр. 5:13-14. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, я все, что в них, присоединилось к ликующим небесным сонмам, говоря: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Торжественное и торжествующее это славословие завершает Аминь, произнесенное четырьмя «животными», и затем актом поклонения двадцати четырех старцев, павших перед Живущим во веки веков и поклонившихся Ему.

Итак, видение неба в главах 4 и 5 является подготовкой к тем драматическим событиям, которые последуют, начавшись со снятия первой из семи печатей. Откровение, данное Иоанну, свидетельствует также о том, что небо как духовная сфера – это реальность, а не плод воображения. В двух этих главах раскрываются, кроме того, неописуемая слава и бесконечное величие Божества, пребывающего в этой небесной сфере.

В последующих главах будет явлено все превосходящее могущество Бога, которое выразится в Его судах над миром, погрязшем в грехах и богохульстве. Хотя верующим сегодня и не дано увидеть то, что видел апостол Иоанн, или то, что было явлено апостолу Павлу (2-Кор. 12:1-3), каждый христианин может принять как достоверные те потрясающие воображение картины, которые предстают перед ним на страницах книги Откровения. Да подготовят они его к той славе и к тем чудесам мира иного, которые однажды он увидит собственными глазами.