Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

9. ПРИ ЗВУКАХ ПЯТОЙ ТРУБЫ (9:1-11)

Откр. 9:1-6. События, разыгрывающиеся после того, как пятый Ангел вострубил, излагаются Иоанном довольно подробно, и это заставляет думать, что в совершающихся по принципу нарастания судах Божиих над грешным человечеством они играют особую роль.

Судя по всему звезда, падшая с неба на этот раз, – не обломок какого-то космического тела, а личность (в стихе 11, по-видимому, именно эта «звезда» названа «царем., ангелом бездны»; сравните Ис. 14:12-17; Лук. 10:18). Речь, по всей вероятности, идет о сатане, низвержением с неба на землю в начале периода великой скорби (Откр. 12:19). Ему был дан ключ от кладезя бездны – места обитания демонов (сравните Лук. 8:31; Откр. 9:11; 11:7; 17:8; 20:1,3). В «бездне» демоны до определенного момента как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действий.

И вот теперь Бог попускает, чтобы через таинственный «колодезь», который соединяет «бездну» с земной поверхностью, демоны выбрались из своей «темницы» и появились над землею. В последующее в за великой скорбью правление Христа на земле и сам сатана будет заключен в упомянутую бездну, где будет находиться 1000 лет (Откр. 20:1-3).

Итак, сатана «отпирает» бездну и выпускает оттуда демонов, чтобы они причиняли немыслимые страдания живущим на земле. «Саранча из бездны», подобно обычной саранче, представлена в образе дыма или облака, окутывающего землю и застилающего солнце. Эти апокалипсические существа имеют жала скорпионов. Им дана власть вредить людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

В ветхозаветное время саранча была настоящим бедствием, так как уничтожала на больших площадях весь урожай, обрекая людей на голодную смерть (Исх. 10:12-20; Иоил. 1:4-7). Но эта саранча не пожирала растительность, зато ей было дано мучить людей в продолжении пяти месяцев (Откр. 9:10). Можно предположить, что в образе чудовищной саранчи появятся на земле демоны. Их власть над людьми будет такова, что и горячо желающие умереть не смогут лишить себя жизни.

Откр. 9:7-11. В глазах Иоанна саранча, вышедшая из бездны, подобна коням, приуготовленным на войну; существа эти не могут не внушать ужаса, ибо лица у них, как человеческие… на головах… как венцы, похожие на золотые… волосы, как у женщин, зубы, как у львов; на них были брони, как бы железные; шум от крыльев их сравнивается с шумом колесниц, влекомых множеством коней.

Апостол описал то, что он видел, не «расшифровав», однако, своего видения. Напрашивается вывод, что, явившись среди людей, злые духи будут прельщать и мучить их, и совершенно беззащитны, окажутся перед ними неверующие. Существует точка зрения, согласно которой «ужаленные саранчой» будут терзаться постоянным недовольством, беспокойством, смятением духа. В отличие от предыдущих казней, по-видимому, непродолжительных по времени, эти мучения продлятся пять месяцев.

Управлять всей этой ратью демонов будет ангел бездны, еврейское имя которого Аваддон, а греческое – Аполлион. Оба слова означают одно и то же – «Погубитель».

Все эти события, как и предшествующие им, наглядным образом подтверждают сказанное о времени великой скорби Иисусом Христом, что «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матф. 24:21).

10. ПРИ ЗВУКАХ ШЕСТОЙ ТРУБЫ (9:12-21)

Откр. 9:12. Трижды возвестил «горе» Ангел, «летевший посреди неба», подразумевая явления, которые будут вызваны звучанием трех последних труб (8:13). Первое горе (саранча) прошло; вот идут за ним еще два горя, – провозглашает апостол. Это не значит, что каждый из судов прекращает свое действие с началом следующего; по всей видимости, Иоанн имел лишь в виду следование одного «суда» за другим, как они представали ему в его видении.

Откр. 9:13-15. События, вызванные звуками шестой трубы, представляются последним военным конфликтом между народами мира, который описан и в Откр. 16:12-16 (сравните Дан. 11:40-45). При звуках этой трубы Иоанн услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом (заметим, что речь идет о жертвеннике для воскурения благовоний, и что «рога» – символ могущества); голос повелел шестому Ангелу освободить четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

Этих ангелов не следует отождествлять с теми четырьмя, о которых говорится в 7:1; тут речь идет о злых ангелах-демонах, которые до этого момента были связаны. Из греческого текста следует, что они «были приготовлены» именно на этот час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей на земле. (Не случайно, по-видимому, указание на р. Евфрат – местонахождение «нечестивого Вавилона»: именно от среды особо нечестивых, отвергающих христианскую веру и ее спасительное действие, начнется страшная деятельность злых духов при звуках шестой трубы.)

В дни, отмеченные снятием четвертой печати (Откр. 6:7-8), погибла четвертая часть людей на земле, теперь же обрекалась смерти третья часть оставшихся. Таким образом, только в результате этих двух судов Божиих погибнет около половины населения земного шара. И пророчество это нужно принимать буквально. Еще раз напомним сказанное в этой связи Самим Христом (Матф. 24:21). Перед Иоанном предстали в его видении события действительно беспрецедентные, и если бы они не были приостановлены вторым пришествием Христа, то все люди на земле погибли бы (Матф. 24:22).

Откр. 9:16. С освобождением четырех ангелов, «связанных при реке Евфрате», на историческую арену выступит двухсотмиллионное войско (именно так расшифровывается русское две тьмы тем). Богословы редко понимают эту цифру буквально, хотя есть серьезные основания именно буквально принимать цифры, приводимые в книге Откровения. Но и при символическом толковании этого числа ясно, что речь идет о несметной военной силе. Любопытно в этой связи отметить, что в свое время китайцы заявляли, что смогут выставить двухсотмиллионную армию солдат (газета «Тайм», май 1965 г.).

Некоторые считают, что под этими 200 миллионами вообще подразумеваются демоны, а не люди, но слышанное Иоанном едва ли подтверждает такую точку зрения. Дальше мы прочитаем (16:2), что эта армия, идущая с востока, пересечет пересохшее русло Евфрата. О страшном нашествии с востока и севера при конце времен говорится и в книге пророка Даниила (11:44).

Откр. 9:17-19. Войско, представшее Иоанну, видится ему «конным», одетым в разноцветную броню (красную, как огонь; синюю, как гиацинт; желтую, как сера). Возможно, это – восприятие в отсветах адского пламени и горящей серы, смешанной с дымом. Фантастический вид коней, как и их способность, убивать не только «ртами», из которых выходили огонь, дым и сера, но и «жалящими» хвостами, наводит на мысль, что это не были привычные нам кони. Нередко считают, что так апостол воспринял современную нам военную технику, включая танки и ракеты.

Но понимать ли это место буквально или иносказательно, несомненно, одно: Иоанну дано было увидеть грядущие события – повсеместные ужаснейшие разрушения и массовую гибель, вызванные столкновением гигантских враждебных армий. Второй раз повторяется здесь, что в результате этого катаклизма умерла третья часть людей (стихи 15,18).

Откр. 9:20-21. И вот, несмотря на эти немыслимо страшные суды Божий, люди в массе своей не покаются и будут продолжать поклоняться бесам (в буквальном и переносном смысле слова) и олицетворяющим их идолам; они будут продолжать убивать друг друга, чародействовать и блудодействовать, воровать и тому подобное.

«Суды труб Господних» явно будут совершаться по принципу нарастания их губительного действия, и, тем не менее, апостол Иоанн не оставляет нам свидетельства о том, что в результате их изменится в лучшую сторону «сердце человеческое» – в значении «сердца человечества». «Суд шестой трубы» поразит человечество ужасом, но, повторяем, раскаяния? массе его не пробудит.