Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)

1. ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ 144000 израильтян, (7:1-8)

Откр. 7:1-3. Вопрос, поставленный в конце шестой главы, – сможет ли в дни великой скорби спастись хоть кто-нибудь? – получает утвердительный ответ в седьмой главе. В ней говорится о двух категориях спасенных в эти страшные дни.

1) О спасенных из колен израильских;

2) О спасенных – но только духовно, ибо физически они будут замучены, – из всех других народов.

Мы читаем тут о том, что четырем ангелам было приказано приостановить действие судов Божиих над землею, пока не будут запечатлены рабы Бога нашего (стих 3). Печати, которые ставят на их челах (лбах), свидетельствуют о том, что они – собственность Бога, под Чью особую защиту они подпадают; это наложение печатей говорит о Его намерении взять под Свою охрану 12 колен израильских, подобно тому, как сохранил Он от потопа Ноя, тех же израильтян – от казней, обрушившихся на землю египетскую, и Раав блудницу с ее родственниками – от гибели, грозившей нм в Иерихоне.

Откр. 7:4-8. Иоанн услышал, как было названо число запечатленных… сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых; по двенадцать тысяч из каждого колена. (Заметим, что многие толкователи Священного Писания видели в этой цифре известную символику – в том смысле, что оно означает полное число избранных из народа израильского: 12 х 12 х 1000.) Но так или иначе, 12 эти колен не затерялись, как утверждают некоторые: по крайней мере, Бог не потерял их из виду.

Было немало попыток избежать буквального толкования этого места по отношению к Израилю. Так, 12 колен пробовали отождествлять с Церковью. Однако перечисление племен по названиям и упоминание конкретного числа спасенных из каждого племени говорят в пользу именно буквальной интерпретации. Кроме того, нигде в Библии христианская Церковь под 12 коленами израильскими не подразумевается.

Много различных мнений высказано было по поводу того, почему среди перечисленных здесь колен отсутствует колено Даново. Упоминаются Иосиф и один из двух его сыновей – Манассия, но вот другой его сын – Ефрем – не упомянут. Заметим, что если бы Дан был тут назван, то получилось бы не двенадцать, а тринадцать колен. Согласно исследователю Дж. Б. Смиту, в Ветхом и Новом Заветах 29 раз перечисляются колена Израилевы, и никогда их не бывает более 12. Обычно опускается колено Левино, из которого назначались священники.

Но поскольку, так или иначе, «принята» цифра 12, опущению имени Дана, видимо, не следует придавать особого значения. Можно все-таки высказать предположение, что именно оно опущено потому, что одним из первых склонилось к идолослужению (Суд. 18:30; сравните 3-Цар. 12:28-29). Обращает, однако, на себя внимание то обстоятельство, что в книге пророка Иезекииля имя Дана упоминается в связи с распределением земель в Тысячелетнем царстве (Иез. 48:2).

Главный вывод из этих стихов тот, что Бог наблюдает за Израилем и в самые бедственные для него времена.

2. ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ЗАМУЧЕННЫХ (7:9-17)

Откр. 7:9-12. Затем глазам Иоанна предстает великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков; люди стояли пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Это те же самые мученики, о которых говорится в 6:9, но тут они уже облачены в белые одежды и держат в руках пальмовые ветви, что, видимо, символизирует триумф их праведности. Все это множество выражало благодарность Богу и Агнцу за свое спасение (именно так следует читать окончание стих 10), вслед, зачем все Ангелы и старцы и четыре животных пали пред Богом ниц, как это было в 5:9-10.

Откр. 7:13-17. Один из старцев спросил: Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Не обращает ли на себя внимание то обстоятельство, что если 24 старца представляют Церковь, то «сии облеченные в белые одежды» – какая-то группа спасенных людей? Когда апостол Иоанн сказал, что не знает, кто эти люди, старец сам ответил на свой вопрос (14 а): Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца.

Представляется очевидным, что они были замучены на земле в дни великой скорби, но потом обрели безопасность на небе. Там им дана особая привилегия пребывать пред престолом Бога и служить Ему день и ночь в храме Его. Они подпадают под Его непосредственную защиту и не будут никогда голодать и жаждать; и солнечный зной не будет палить их, т. е. они не будут подвергаться всем тем мучениям, от которых страдали на земле. Сам Агнец станет их вечным Пастырем и будет водить их на живые источники вод. Заканчивается эта глава чудным утешением, что Бог Сам отрет всякую слезу с очей их.

Итак, Иоанну были показаны две группы спасенных людей: 144 000 израильтян и великое множество из всех народов, включая, вероятно, и какое-то количество евреев, замученных в месяцы и годы великой скорби, т. е. не вошедших в число 144 000. Ни одна из этих групп не может олицетворять Церковь этого Века, тело Христово, поскольку обе явно «отделены» от 24 старцев, представляющих Церковь, и никак не ассоциируются с ней в этом контексте.

Седьмая глава является не продолжением повествования о том, что будет, а своего рода «паузой» в описании грядущих событий; назначение ее в том, чтобы сосредоточить внимание читающего на той части Откровения, которая содержит ответ на вопрос, поставленный в конце предыдущей главы: «Кто может устоять?» Хотя главы Откровения и не следуют друг за другом в строго хронологическом порядке, в главе 7 представлена сцена на небе перед возвращением Иисуса Христа на землю. Массам людей, увиденных Иоанном на небе, было сказано «прийти от великой скорби» (стих 14).

В 7 главе показано, как чудно будут они благословлены на небесах после страданий на земле. 144 000 из 12 колен Израилевых снова появятся в 14:1-5, а множество мучеников, убитых за то, что отказались поклониться зверю, мы опять «увидим» в момент воскресения, в 20:4.