5:1 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом (Быт. 18,22-32), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7,16) Иерусалима.
5:3 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез. 3,7-9).
5:6 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие (Лев. 26,22).
отступничества. См. ком. к 2,19.
5:7 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1.
Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной. Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос. 2,8.9).
домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции.
5:8 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2,23.24).
5:10 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12,14-17; 16,14.15; а также см. ком. к 23,3).
они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос. 1,9 и ком.).
5:12 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9,3-6).
нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28,2-4).
5:13 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра.
5:1 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом (Быт. 18,22-32), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7,16) Иерусалима.
5:3 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез. 3,7-9).
5:6 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие (Лев. 26,22).
отступничества. См. ком. к 2,19.
5:7 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1.
Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной. Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос. 2,8.9).
домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции.
5:8 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2,23.24).
5:10 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12,14-17; 16,14.15; а также см. ком. к 23,3).
они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос. 1,9 и ком.).
5:12 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9,3-6).
нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28,2-4).
5:13 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра.
5:17 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор. 7,13).
5:21 глупый и неразумный. См. Притч. 1,7.
у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис. 6,10 и ком.
5:22 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38,41; Рим. 1,18-20).
5:25 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор. 6,24; Пс. 4,6).
5:26 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч. 2,12-19).
5:27 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного.
5:28 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс. 72,7).
сирот... нищих. См. Исх. 23,6; Втор. 14,29.