Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Откровение

Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это – возвращение евреев из плена вавилонского. В какое же время после плена он написан, точно сказать нельзя. Из того, что в Пс.84_5–8 ст. изображается довольно бедственное положение возвратившихся из плена, а в ст. Пс.84_10–14 выражается уверенность в получении от Бога милости, можно предположить, что написан псалом во время служения пророков Аггея и Захарии, когда евреи испытывали неурожаи за свое небрежение к построению храма и когда вдохновенные речи пророков наполнили их энтузиазмом и решимостью отдаться этому делу, а отсюда возникла и уверенность, что Господни милости не отойдут от них. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого составляют основное содержание этого, полного толкования, псалма.

Ты, Господи, возвратил нас из плена и отвратил лютость гнева (2–4). Восстанови к нам и прежнюю Твою милость и Твое спасение (5–9). На это Господь ответит ниспосланием мира своему народу, если последний «не впадет... в безрассудство», и тогда «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются», тогда благо и правда утвердятся на земле (9–14).

Пс.84:2. Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;

Пс.84:3. простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,

Пс.84:4. отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.

Еврейский народ полон благодарного чувства к Богу за свое освобождение из тяжелого плена. Самый факт возвращения на родину свидетельствует, что Господь «простил» их грехи, не вменяет («покрыл») и тех преступлении, какие он делал во время плена. Пребывание евреев в плену, лишение своей земли, их бесправное и необеспеченное экономическое и гражданское состояние свидетельствовали о силе гнева на них со стороны Бога, возвращение же земли и прав самостоятельного народа указывало уже на прекращение этого гнева.

Пс.84:5. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.

Пс.84:6. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?

Пс.84:7. Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?

Пс.84:8. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.

Еврейский народ молит Бога о продолжении Его милостей и в данный момент. «Восстанови наше благосостояние и не простирай навсегда гнева Твоего. Дай народу возможность радоваться пред Тобою». «Восстановить», «снова... оживить», в согласии с 10–12 ст. указывают на желание возвращения таких милостей от Бога, какими еврейский народ пользовался в лучшие моменты своей допленной жизни, когда на земле царили правда и мир, и когда Господь изливал на народ обильные блага. Такой же цветущей эпохой жизни евреев была эпоха Давидова царствования.

Пс.84:9. Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.

Пс.84:10. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

Пс.84:11. Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;

Пс.84:12. истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;

Пс.84:13. и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;

Пс.84:14. правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости («мир») на всех праведных («избранным») пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» – вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» – истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» – оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» – примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины», «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание («правда») всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом («поставит на путь стопы свои» – будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство», за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

Стихи 11–14 изображают полноту духовных и внешних, материальных благ, которые может получить еврей при соблюдении указанного выше условия – невпадения в безрассудство. Самый факт возвращения из плена и внешнего возрождения евреев указывает, что состояние плена вызвало в евреях сознание своих грехов и исправление своего поведения, при полном же их подчинении и послушании Богу, Господь изольет на них и полноту своих милостей; тогда «истина возникнет из земли», из среды людей, а «правда приникнет с небес», т. е. с неба будет дано прощение их грехов и через его – примирение с Ним. Это сжатое, но сильное изображение внутреннего смысла факта возвращения евреев из плена, равно как и ожидание писателем псалма полного примирении с Богом, у св. Отцов (св. Афанасий) применяется ко Христу и Его служению. В Его земной жизни и смерти обнаружилась милость Бога к греховному человеческому роду; через Его смерть всякий человек был оправдан и примирен с Богом; Христос – истина, воссиял от земли, родился на земле от Приснодевы.