Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толковая Библия Лопухина к книге Откровение

Этот псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает исповедание Давидом своей греховности пред Богом (Пс.40_5) и особенно указание на измену человека, близкого ему (Пс.40_10), под которым нужно разуметь Ахитофела.

Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2–4). Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5–10). Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред собою (11–13).

Пс.40:2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.

Пс.40:3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.

Пс.40:4. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.

Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель – сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать «блаженство» – награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. «Да избавит их Господь, – молит Давид, – от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление («ты изменишь все ложе его в болезни его» – перевернешь ложе болезни на ложе здоровья).

Пс.40:5. Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.

После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога «исцелить его душу», простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов.

Пс.40:6. Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?»

Пс.40:7. И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.

Пс.40:8. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло:

Пс.40:9. «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».

Пс.40:10. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.

Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они в болезни Давида видели кару от Бога, («слово велиала пришло на него»), почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу. Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы поддерживать его, близкий ему («человек мирный со мною»), на которого Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости), усилил тяжесть его положения («поднял на меня пяту») своей изменой. Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя, которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя, особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам (Ин. 13:18).

Пс.40:11. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.

Пс.40:12. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною,

Пс.40:13. а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.

Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время глаголов стоит вместо будущего). – «А меня... поставишь пред лицем Твоим во веки» – т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей земной жизни, или в смысле – это Твое благоволение будет для меня служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить вблизи Тебя.

Пс.40:14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!

Представляет литургическую прибавку. Слово «буди, буди» (слав.) («аминь, аминь») заключает первый сборник псалмов Давидовых.