Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

V. О силе и величии Мардохея (глава 10)

Есф. 10:1-3. Сказанное в 10:1 о деяниях царя «Артаксеркса» (Ксеркса) как бы предполагает продолжение повествования, но оно несколько неожиданно обрывается, отсылая читателя к летописям царей Мидийских и Персидских, где можно прочитать об этом и о дальнейшем. Для нас, как и для первых, еврейских, читателей книги, важнее, однако, то, что завершается она словами о величии Мардохея. которого возвеличил персидский царь, потому что это было угодно Богу. Некогда ненавидимый еврей был поставлен Ксерксом вторым по себе в империи и был любим множеством братьев своих, ибо искал добра народу своему.

Нельзя, однако (и это уже говорилось прежде), не отметить того, что нигде в книге Мардохей не представлен как еврей истинно богобоязненный, строго следовавший закону Моисееву. Не скроем и того, что многим казалось сомнительным, чтобы еврей мог достичь такого высокого положения в Персидской империи. На это последнее легко возразить, что многие «чужеземцы» полностью ассимилируются в странах своего проживания, и некоторые из них становились и становятся выдающимися представителями своих стран в разных областях жизни. Включая евреев (в ветхозаветное время к примеру, о Данииле; Дан. 5:29; 6:1-2,28). Происходило это и в древней Персии.

В заключение повторим сказанное прежде. На первоначальных читателей книги Есфирь, евреев, не мог не произвести сильного впечатления рассказ, свидетельствовавший о том, как удивительно действовал Бог, стоявший на защите их и тогда, когда они об этом не подозревали. Слишком многие обстоятельства в книге могли определяться лишь Им, Который творит Историю не только на главных ее направлениях, но и на «путях», сугубо, казалось бы, частных.

Повторим эти обстоятельства, вдумываясь в них, вкратце: царица Астинь (Аместрис?), персиянка, была низложена, чтобы могла воцариться Есфирь, иудеянка, которой предстояло спасти свой народ. Аман, некогда высоко вознесенный, потерял все, включая жизнь, а безвестный Мардохей Иудеяиии удостоился самого высокого положения при государе.

Царский указ, который нес гибель всему еврейству, был «пересилен» другим указом, приведшим к уничтожению почти 76 тысяч их врагов. Удивительно ли, что уже около 2-х с половиной тысяч лет евреи по всему миру празднуют Пурим как самый веселый свой праздник, который каждый год возрождает в них уверенность в том, что их великий Бог – с ними!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10