Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ АМАНА (3:1-6)

Есф. 3:1. Через какое-то время после описываемых событий «Артаксеркс» сделал самым доверенным своим сановником некоего Амана… Вугеянниа. Другое, весьма распространенное, написание слова «Вугеянин» – «Агагит»; отсюда оно расшифровывается некоторыми как «потомок Агага» (имя древнего царя амаликитян). К примеру, Иосиф Флавий считал Амана амаликитянниом.

Но не все разделяют эту точку зрения, выражая сомнение в том, что высокопоставленный персидский сановник мог происходить из западно-семитского племени, жившего в Палестине за 600 лет до описываемых событий. Относительно недавно археологами была обнаружена надпись, из которой следует, что в Персидской империи имелась провинция под названием «Агаг»; может быть, оттуда и был родом Аман.

Есф. 3:2-4. Царь издал приказ, обязав всех «служащих при нем» падать ниц пред Аманом. И хотя это не было равносильно акту поклонения божеству (как в случае с тремя юношами в книге Даниила; Дан. 3:8-13) упорное нежелание Мардохея склоняться перед Аманом могло быть как-то связано с его иудейским вероисповеданием, запрещавшим «падать ниц» перед кем-нибудь, кроме Иеговы.

Во всяком случае из последней фразы стих 4 следует, что свой отказ подчиниться «повелению царскому» (стих 3) Мардохей обосновывал тем, что он – Иудеянин. И все же можно думать, что не столько скрупулезным следованием религиозному закону, сколько гордостью, объяснялось нежелание Мардохея воздавать почести персидскому сановнику.

Фразе устоит ли в слове своем Мардохей (русский текст) в англ. тексте Библии соответствует (примерно) следующее: «чем закончится для Мардохея его поведение, станут ли его терпеть». По смыслу это, однако, почти одно и то же: «служащим», донесшим Аману на Мардохея, интересно было посмотреть, «устоит ли» Мардохей в упрямстве своем, или будет сломлен силой Амана.

Есф. 3:5-6. Непокорность Мардохея так в конце-концов озлобила Амана, что он решил, что наложить руку на него одного будет слишком мало, и задумал Аман истребить всех Иудеев, соплеменников Мардохея, по всему царству Персидскому. Перед нами ранний пример готовившейся в массовом масштабе антисемитской акции. Литературное повествование об этом дважды достигает высшего напряжения – здесь и в тот момент, когда Аман сознает, что сам стал жертвой своего заговора против евреев (7:6).

Итак, Аман планировал уничтожение евреев во всем царстве «Артаксеркса», значит, и в Палестине, где жили в это время люди, подчинившиеся Господу и возвратившиеся в землю обетованную, чтобы там поклоняться Ему в восстановленном храме и жить в соответствии с требованиями закона Моисеева (толкование на. Езд. 1-6).

Гибель тысяч иудеев помешала бы осуществлению Божиих планов; однако любую «помеху» сокрушает сила Его. Любым человеческим намерениям, внушенным силой зла, в состоянии воспрепятствовать Бог (Иов. 42:2), совершающий порой явные чудеса или дела на грани сверхъестественного, порой же действующий посредством случайных как будто совпадений, как в данном повествовании.

Б. Аман склоняет царя к мысли об истреблении иудеев (3:7-15)

1. АМАН БРОСАЕТ ЖРЕБИЙ (3:7-9)

Есф. 3:7. Этот стих звучит не вполне ясно, но смысл его, видимо, в том, что, начиная с первого месяца (т. е. Нисана, или апреля-мая) года (двенадцатого года правления «Артаксеркса»), по приказу Амана изо дня в день… бросали пур (жребий по-вавилонски), чтобы определить наилучшее время для совершения массовой акции по уничтожению иудеев. Прошло четыре с половиной года, как Есфирь стала (в 478 г. до Р. Х.; 2:16) царицей. Наконец жребий, или пур (отсюда название праздника Пурим, 9:26) пал (указал) на двенадцатый месяц… Адар (474-года) как на благоприятное время.

В системе религиозных верований персов большое значение придавалось судьбе и случаю. Потому и Аман, не раздумывая, подчинился «диктату жребия». Едва ли сознавал он, что Бог, сотворивший все сущее и контролирующий все дела и события, определил и эту ситуацию, которая лишь по видимости определена была «пуром» (сравните Прит. 16:33; толкование на Деян. 1:26).

Господь, между тем, уже направлял развитие событий и человеческие настроения и решения так. чтобы все это вкупе привело Его народ к избавлению от гибели, уготованной ему Аманом. Итак, был месяц Адар (февраль-март), и назначен был день – 13-ый день этого месяца (3:13; сравните 8:12; 9:1) для уничтожения иудеев от мала до велика «по всем областям» (стих 8).

Есф. 3:8-9. И явился Аман к царю со своим «предложением», ложно и огульно обвинив всех евреев в том, что они живут по своим законам, и законов царя… не выполняют. Зачем же ему терпеть их в качестве своих подданных! – воскликнул он.

Судя по стиху 9, Аман выразил готовность внести в казну царскую свой «вклад» (для осуществления задуманной им акции) – громадную сумму денег (десять тысяч талантов серебра по весу составляли более 300 тонн его). Иначе говоря, он предлагал царю своего рода взятку. Несомненно человек очень богатый, Аман мог, тем не менее, рассчитывать на то, что сумма, предложенная им Ксерксу, «окупится» – после конфискации имущества евреев. Царь, однако, взять у Амана его серебро не пожелал (стих 11).

2. РАЗРЕШЕНИЕ ЦАРЯ ПОЛУЧЕНО (3:10-11)

Есф. 3:10-11. Можно лишь удивляться тому, с какой готовностью принимал могущественный царь советы своих сановников (сравните 1:16-22; 2:2-4). Видимо, не слишком утруждая себя раздумьями, принял он и совет Амана; в знак того, что официально разрешает ему поступить с этим народом, как ему угодно, царь отдал… Аману свой перстень-печать, чтобы скрепить указ против Иудеев (сравните 8:8; Дан. 6:17). Заметим в этой связи, что четырежды на страницах книги Есфирь назван Аман «врагом Иудеев» (7:6; 8:1; 9:10,24). Ни Аман ни сам царь не подозревали, какую роль сыграет в этом зловещем деле царица-еврейка Есфирь.

3. ПИСЬМА, ПРИЗЫВАЮЩИЕ УБИВАТЬ ИУДЕЕВ, РАЗОСЛАНЫ ПО ВСЕЙ ИМПЕРИИ (3:12-15)

Есф. 3:12-15. Одинакового содержания письма с повелением истребить Иудеев от мала до велика написаны были многочисленными писцами на языках всех народов Персидской империи. «Скрепленные царским перстнем», они были приравнены закону (стих 14), и быстро доставлены гонцами во все области. Аман предписывал от имени царя погубить евреев, где бы они ни жили, а имущество их разграбить (стих 13). Это должно было произойти в марте 474 г. до Р. Х.

Указ царя вызвал смятение в Сузах. Возможно, потому, что до сих пор столь кровожадного указа из царского дворца не исходило. И даже в глазах древневосточного общества, жившего по жестоким обычаям, он был жесток чрезмерно. Не исключено, что, читая письмо, составленное Аманом, представители других народоа задавались вопросом: а не их ли очередь следующая?