Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ВРАГИ ИУДЕИ (24:1-7)

4-Цар. 24:1-4. Навуходоносор наследовал своему отцу Набополассару на троне вавилонском в 605 г. до Р. Х. Ранее в том же году он предводительствовал армией отца в сражении с армией фараона (Нехао) и нанес ей поражение при Кархемише на р. Евфрат (в северной Сирии). В результате этой битвы Вавилон стал сильнейшим государством на Ближнем Востоке. Под его контроль перешел и Египет со всеми своими вассалами, включая Иудею.

В том же 605 году Навуходоносор вторгся в пределы Иудеи и увел в Вавилон первых пленников, включая Даниила (Дан. 1:1-3). И сделался Иоаким подвластным ему на три года, но затем попытался сбросить с себя его иго, обратившись (безуспешно) за помощью к недавнему своему господину – фараону. В конце-концов он сам был уведен в плен в Вавилон (2-Пар. 36:6), но позднее или был освобожден вавилонянами, или бежал, потому что умер он в Иерусалиме (Иер. 22:19; толкование на 4-Цар. 24:10-11).

Иудею же, по воле Господней, наводняли то одни вражеские полчища, то другие; крайней ослабленностью ее в последние годы правления Иоакима пользовались и сами вавилоняне (халдеи), и сирийцы и моавитяне, и аммонитяне. Их вторжения в землю были карой Божией, которую Господь насылал на иудеев за то, что они постоянно грешили перед Ним, как и предупреждал их чрез пророков Своих: Исаию, Михея, Иеремию, Аввакума и др.

4-Цар. 24:5-7. Пророк Иеремия презирал Иоакима за нечестивые дела его (Иер. 22:18-19; 26:20-23; 36). Когда Иоаким умер (в 598 г. до Р. Х.), ему наследовал в Иерусалиме сын его Иехония. Царского погребения Иоаким не был удостоен (Иер. 22:19).

Фараон Нехао даже и не пытался возвратить себе территории от потока Египетского (Вади эль-Ариш) на юге страны до реки Евфрата на севере, включая всю Палестину, захваченные у него Навуходоносором. Сила, достигнутая на то время Вавилоном, тоже была частью Божьего плана по «воспитанию» Его народа.

Ж. Нечестивое правление Иехонии (24:8-17)

1. О НЕУГОДНЫХ ГОСПОДУ ДЕЛАХ ЕГО (24:8-17)

4-Цар. 24:8-9. Иехония стал царствовать после смерти своего отца Иоакима. Правил он Иудеей всего три месяца, будучи восемнадцати лет от роду, и так же, как Иоаким, делал неугодное в очах Господних.

2. ВТОРАЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИУДЕЕВ (24:10-17)

4-Цар. 24:10-12. Навуходоносор послал свои войска (евр. «рабов» в значении «воинов») осадить Иерусалим еще при отце Иехонии – Иоакиме, вероятно, потому, что тот противился господству вавилонян и продолжал искать помощи против них в Египте. Скорее всего, во время осады своей столицы Иоаким и умер, но не исключено, что он был убит кем-то из числа постоянно вторгавшихся в страну иноземцев (стих 2). В какой-то момент Навуходоносор, повелевший осадить Иерусалим, сам пришел под стены его (в 597 г. до Р. Х.), и тогда новый иудейский царь Иехония, не желая подвергать опасности разрушения целый город, добровольно сдался царю Вавилонскому вместе с матерью своей и всеми своими приближенными. Было это на восьмом году царствования Навуходоносора.

4-Цар. 24:13-16. И вывез вавилонский царь все сокровища из Иерусалима (как дворцовые, так и храмовые). Золотые сосуды царя Соломона он не изломал (не вполне верная передача соответствующего евр. слова в Септуагинте, отразившаяся во многих переводах, включая русский), а тоже вывез (впоследствии персидский царь Кир возвратил иудеям эти сосуды; Езд. 1:7). Это опустошение Иерусалима и храма совершилось во исполнение слова Божия (3-Цар. 9:6-9).

В плен Навуходоносор увел, помимо самого царя и всего его дома, и все войско его, числом семь тысяч (стих 16), а также тысячу художников и строителей, и множество других людей – всего десять тысяч (стих 14), включая будущего пророка Иезекииля (Иез. 1:1-3). Надо сказать, что цифровые данные касательно этой депортации несколько расходятся в 4-Царств, 2-Паралипоменон и у пророка Иеремии.) Никого, пишет автор 4-Царств, не осталось, кроме бедного народа земли. Это было второе вавилонское пленение иудеев; первое произошло после победы над ними Навуходоносора в 605 г. до Р. Х.

4-Цар. 24:17. Согласно пророчеству Иеремии (Иер. 22:30), никто из сыновей Иехонии не наследовал трона иудейского. Царем над Иудеей царь вавилонский поставил дядю его Матфанию, третьего из сыновей Иосии (таблицу «Пять последних царей Иудеи» в толковании на 4-Цар. 23:31-32); Матфания был младшим братом Иоахаза и Иоакима. Навуходоносор, по своему праву суверена, изменил имя и ему, назвав Седекией – в знак полной вассальной зависимости от него царя иудейского (толкование на 23:34).

3. Нечестивое правление Седекии (24:18 – 25:7)

Хотя Седекия был царем Южного царства, народ Иудеи, видимо, не признавал в нем такового. Частично это могло объясняться тем, что на трон он был посажен иноземным правителем (2-Пар. 36:10-13). И в этом же возможное объяснение того факта, что древние ближневосточные тексты, трактующие события ветхозаветного времени, как на последнего царя Иудеи указывают на Иехонию.

1. И ДЕЛАЛ СЕДЕКИЯ НЕУГОДНОЕ В ОЧАХ ГОСПОДНИХ. (24:18-20)

4-Цар. 24:18-20. Сев на трон в двадцать одни год. Седекия царствовал одиннадцать лет (597-586 г. до Р. Х.). И во всем был так же не угоден Господу, как брат его Иоаким (может быть, Иоаким упомянут здесь потому, что, как и Седекия, царствовал 11 лет, тогда как непосредственный предшественник Седекии Иехония оставался на троне всего три месяца).

Снова говорится о том, что причиной бедствий Иудеи был гнев Господень (сравните 21:6,15; 22:13,17; 23:19,26). Иегова отверг Иуду от лица Своего (т. е. изгнал его из земли обетованной; сравните 17:18,20,23; 23:27; 24:3).

На протяжении нескольких лет Седекия был покорным вассалом царя Вавилонского. Но в конце-концов под давлением своих националистически настроенных приближенных (Иер. 37-38) и соблазняемый предложениями соседних племен (идумеев, финикийцев, аммонитян, моавитян; Иер. 27:3) сообща сбросить иго Вавилона, Седекия восстал против Навуходоносора (в союзе с египетским фараоном Офрой, правившим с 589 по 570 г. до Р. Х.).