Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

4. БОЛЕЗНЬ ЕЗЕКИИ (20:1-11)

а. Моление Езекии (20:1-7)

4-Цар. 20:1. В те дни относится к дням осады Иерусалима Сеннахиримом (18:13 – 19:36). В ответ на мольбу Езекии Бог прибавил ему 15 лет жизни (20:6), и царь этот умер в 686 г. до Р. Х. (Иерусалим был осажден в 701 г. до Р. Х.); сравните Ис. 38.

Езекия страдал от какого-то мучительного нарыва, ему становилось все хуже, и пророк Исаия был послан к нему, чтобы подготовить его к смерти. Ты не выздоровеешь, сказал пророк, а потому должен распорядиться относительно дел в стране и во дворце.

4-Цар. 20:2-3. Искренней и проникновенной была молитва Езекии Господу: он напоминал Ему о своей верности и преданности, о постоянном стремлении своем делать угодное в очах Его. Известие о близкой смерти так потрясло царя, что он горько заплакал. Страшила ли его смерть только потому, что он хотел еще жить и царствовать, или потому, что наследник его – Манассия был слишком юн? Огорчение его, возможно усугублялось мыслью о том, как станет радоваться и хвастать враг его Сеннахирим.

4-Цар. 20:4-6. Ответ на молитву царя последовал так быстро, что Исаия, возвращавшийся домой, повернул назад, во дворец – на этот раз с доброй вестью от Господа: жизнь Езекии будет продлена Богом еще на пятнадцать лет. В третий день пойдешь в храм, чтобы поклониться Господу, возвестил ему пророк. Иегова повторил через Исаию свое обещание защитить Иерусалим от ассирийцев (сравните 19:34).

4-Цар. 20:7. Болезнь Езекии названа по-еврейски шхин, что буквально значит «гнойные нарывы» Высказывались разные предположения о происхождении этих нарывов или нарыва у Езекии Своего рода пластырь из смокв, который велит приложить к нарыву. Исаия известен был в древнем мире как вытягивающее гной средство, ко врачи, лечившие Езекию, почему-то не прописали его раньше; может быть, полагали, что в его случае оно не подействует. Некоторые полагают в этой связи, что оно «подействовало» как проводник сверхъестественной исцеляющей силы Божьей.

б. Знамение для Езекии (20:8-11)

4-Цар. 20:8. Просить знамения в подтверждение того, что Бог действительно исполнит обещанное, было обычным у древних евреев (сравните Суд. 6:17,36-40; 1-Кор. 1:22). В глазах Божьих эти просьбы если целью их было укрепиться в вере, были правомочны.

4-Цар. 20:9-11. Бог через Исаию предложил царю выбрать для себя знамение: вперед ли пройти тени на десять ступеней (очевидно, в этом случае тень «прошла бы» быстрее обычного, иначе это вовсе не было бы знамением) или воротиться на десять ступеней?

«Ступени Ахазовы» (стих 11) могли представлять из себя солнечные часы неизвестной нам конструкции, либо быть обыкновенной лестницей (сооруженной при Ахазе); в данном случае они были использованы Богом для совершения чуда по просьбе Езекии.

Царь предпочел то, что явилось бы более необычным: пусть воротится, тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и тень спустилась на десять ступеней. Не обязательно думать, что для этого Бог совершил поворот солнца или заставил землю вращаться в обратном направлении.

Ведь схожие чудеса, которые действовали «в ограниченных масштабах», т. е. были «местного», а не вселенского значения, совершались Им и прежде (сравните Исх. 10:21-23; Иис. Н. 10:12-13).

5. ВИЗИТ ВАВИЛОНЯН К ЕЗЕКИИ (20:12-19)

Этот эпизод, видимо, имел место вскоре после выздоровления царя.

а. Езекия принимает гостей (20:12-15)

4-Цар. 20:12-13. Очевидно, не Беродах, а Меродах, или Мардук (имя одного из главных божеств, почитавшихся вавилонянами); описка в этом месте была сделана еще древнееврейским переписчиком. Известно, что Меродах Баладан был царем вавилонским дважды: в 721-710 и в 703-702 г. до Р. Х. В 702 году он бежал в страну Елам, где собирал силы для отпора ассирийцам.

Очевидно, и в Иудею он послал послов в надежде, что царь Езекия станет его союзником. (в толкование на Ис. 39:1 относительно последовательности этих событий: болезни Езекии, визите к нему послов Меродаха Баладана и появления Сеннахирима под стенами Иерусалима.) Подарок Езекии, который, царь слышал, был болен, предназначен был содействовать миссии послов Меродаха. Несомненно, царь Вавилона «в изгнании» хотел подробнее узнать и о чуде «отступления тени», о котором уже слышал (2-Пар. 32:31).

Езекия показал гостям из Вавилона все свои богатства и все оружие, какое имел; может быть, он полагал, что будущим союзникам следует знать, какой вклад способна внести Иудея в поражение общего врага – Ассирии.

б. Пророчество осуждения (20:14-19)

4-Цар. 20:14-18. От Исаии, которого Езекия всегда воспринимал как посланца Божия, царь не стал скрывать визита к нему вавилонян. Видимо, он не думал, что его желание заключить с Вавилоном союз, было политически неразумным. Исаия же, прозревавший будущее, не одобрял попыток царя Иудеи вступать с союзнические отношения с Вавилоном, Ассирией ил и Египтом (Ис. 30-31).

Знал он и о том, что Египет возгордится в сердце своем (2-Пар. 32:25); и вот возвестил ему о том, что все, что теперь царь показал своим гостям, взято будет в Вавилон. И не только сокровища и оружие его, но и сыновья, которым предстоит еще родиться (пророк имел ввиду пленение Иуды Вавилоном): и станут потомки Езекии евнухами во дворце (царя Вавилонского. Евнухи (сарис) нередко занимали высокое положение при дворах древневосточных царей (толкование на Дан. 1:3).

4-Цар. 20:19. Благочестивый Езекия покаялся (2-Пар. 32:26) и смиренно принял полученное им откровение относительно будущего суда над народом (благо слово Господне), возблагодарив Бога за то, что в его дни мир и благосостояние не будут отняты от Иудеи.

6. СМЕРТЬ ЕЗЕКИИ (20:20-21)

4-Цар. 20:20-21. Речь идет о сооружении при Езекии туннеля от источника Гихон к Силоамскому пруду (своего рода водохранилищу); это было одним из самых важных дел, сделанных Езекией (сравните 2-Пар. 32:30), и поэтому автор особо оговаривает его. Длина этого туннеля составляла примерно 600 метров. Он был прокопан от старейшего водного источника, находившегося сразу за Иерусалимской стеной, под нее и к водному резервуару в пределах города. Источник Гихон был затем замаскирован, так чтобы ассирийцы не обнаружили его и не оставили Иерусалим без воды. Водопровод Езекии был примечателен в инженерном отношении; следы его видны и сегодня.

За годы до своей смерти Езекия сделал соправителем своим сына своего Манассию (в 697 г. до Р. Х.). Отец и сын правили вместе до смерти Езекии в 686 г. до Р. Х. После чего Манассия стал править единовластно.