Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

м. Благочестивое правление Азарии в Иудее (15:1-7)

4-Цар. 15:1-4. Азария («Иегова помог») именовался также Озией, или Осией («Иегова – сила моя»); на страницах Ветхого Завета мы сталкиваемся с ним именно как с Озией уже в этой главе (стих 30, 32, 34), а также в 2-Пар. 26; Ис. 1:1; Ос. 1:1; Ам. 1:1; Зах. 14:5 и в других местах. Двадцать седьмой год отравления Иеровоама II с его отцом Иоасом приходился на 767 г. до Р. Х. В тот год Азария (Озия) стал единолично управлять Иудеей (до того он замещал на престоле своего отца – Амасию, находившегося в плену в Израиле, а затем, по возвращении Амасии, царствовал вместе с ним до его смерти).

Азария был шестнадцати лет, когда сел на трон, вместо отца (выше), в 790 г. до Р. Х.). Царствовал он в Иерусалиме в общей сложности пятьдесят два года (790-739 гг. до Р. Х.). На тот момент это было самое длительное правление одного царя (как в Иудее, так и в Израиле). Азария, подобно своему отцу, был благочестивым царем, но и при нем высоты не были отменены (толкование на 3-Цар. 22:43); поклонение Иегове на высотах совершалось в ослушание Моисеева закона (Втор. 12:2-7,13-14).

4-Цар. 15:5. Автор 2-Паралипоменон повествует об Азарии (Озии) более полно, рассказывает и о том, за какое согрешение был он поражен проказой (2-Пар. 26:16-21). Став прокаженным (в 750 г. до Р. Х.), Азария разделил трон с сыном своим Иофамом; это «двойное правление» продолжалось до смерти Азарии в 739 г. В соответствии с законом, действовавшим в Израиле, прокаженный царь в какой-то степени изолировал себя от общества, но по-прежнему играл политическую роль; делами же дворца и земли управлял Иофам.

4-Цар. 15:6-7. Помимо того, что было написано об Азарии в летописи царей Иудейских, мы знаем (2-Пар. 26:22), что о нем писал Исаия. Может быть, этот пророк и был составителем его летописи, как и некоторых других царей Иудеи, но, возможно, Исаия оставил какое-то другое «описание».

Похоронили Азарию в городе Давидовом, в районе Царских гробниц (2-Пар. 26:23); и воцарился на троне Иудеи Иоафам, сын его.

Азария был одним из тех царей Иудеи, которые оставили в ее истории наиболее заметный след. Он расширил территорию страны к югу от Елафа (4-Цар. 14:22), на востоке до пределов аммонитян, которые сделались его данниками (2-Пар. 26:8); на западе он воевал с филистимлянами и одерживал над ними победы (2-Пар. 26:6-7). Азария укрепил Иерусалим и вел строительные работы в разных частях Иудеи (2-Пар. 26:9-10,15), реорганизовал армию (2-Пар. 26:11-14).

Вместе территория Израиля и Иудеи при Иеровоаме II и Азарии – соответственно, была примерно такой же, какой была при Давиде и Соломоне, т. е. до разделения страны на Северное и Южное царства. После смерти израильского царя Иеровоама II Азария, царь иудейский, сделался еще могущественнее; одно время он стремился возглавить коалицию соседних народов, чтобы отразить угрозу со стороны Ассирийского царства. К несчастью, возгордившись своими успехами и победами, Азария вторгся в сферу богослужения, и Бог смирил его, наслав на него страшную болезнь (2-Пар. 26:16-21).

н. Нечестивое правление Захарии в Израиле (15:8-12)

4-Цар. 15:8-12. На тридцать восьмом году правления Азарии в Иудее (753 г. до Р. Х.) на трон Израиля воссел Захария, сын Иеровоама II, правивший всего шесть месяцев. При нем, как и при его предшественниках, в Израиле продолжали поклоняться золотым тельцам в Дане и Вефиле (напомним, что культ этот был введен царем Иеровоамом I). Захария был принародно убит неким Селлумом, воцарившимся после него; то обстоятельство, что ему позволено было сесть на трои, говорит о том, что Захария не был популярен в народе. Со смертью Захарии прекратилась пятая династия израильских царей – во исполнение слова Божьего, изреченного Ииую, о том, что четыре потомка его, один за другим, будут царствовать над Израилем (10:30).

о. Нечестивое правление Селлума в Израиле (15:13-16)

4-Цар. 15:13-16. Всего одни месяц (в 752 г. до Р. Х.) продолжалось царствование Селлума в Самарии – самое короткое (после семидневного пребывания на престоле Замврия; 3-Цар. 16:15-20) царствование в истории Израиля.

Менаим (согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия) был главнокомандующим армии при Иеровоаме II. Он стоял в Фирце, прежней столице Израиля (3-Цар. 15:21,33; 16:6,8-9,15,17,23). В его глазах Селлум был узурпатором трона; право на него после смерти Захарии принадлежит ему, Менаиму, полагал главнокомандующий.

Типсах, вероятно, находившийся неподалеку от Фирцы и Самарии, видимо, оказал Менаиму сопротивление; жители его (как и прилегающей территории) не пожелали признать в нем царя и отказались впустить его в город. Тогда Менаим взял Типсах силой и подверг его разрушению; все горожане, включая беременных женщин, были зверски убиты. Вероятно, таким образом Менаим хотел запугать другие израильские города и добиться от них поддержки.

п. Нечестивое правление Менаима в Израиле (15:17-22)

4-Цар. 15:17-18. Царствование Менаима, основателя седьмой династии израильских царей, продолжалось десять лет (752-742 г. до Р. Х.). В отступничестве своем от Иеговы Менаим ничем не отличался от многих своих предшественников.

4-Цар. 15:19-22. В ассирийских клинописях Фул отождествляется с Тиглат-Палассаром III (745-727 г. до Р. Х.; в библейском написании – Феглаффелласар – стих 29; 16:7,10; 1-Пар. 5:26). Здесь первое в книге упоминание об Ассирии; при Менаиме ассирийцы впервые вступили на землю Израиля (в 743 г. до Р. Х.). Фул был одним из могущественнейших ассирийских царей.

Менаим откупился от него, уплатив ему огромную дань, – примерно 37 тони серебра; это серебро собрано было с богатых Израильтян (здесь употреблено евр. слово гибборехайл, которым в книге Руфь назван Вооз). И помог Фул утвердиться Менаиму на царстве, а сам ушел из пределов израильских. Когда Менаим умер, то воцарился Факия, сын его.

Р. Нечестивое правление Факии в Израиле (15:23-26)

4-Цар. 15:23-26. Факия царство вял два года в Самарии (742-740 гг.до Р. Х.). В религиозной политике он следовал все теми же неугодными Господу путями. Один из его высших офицеров, по имени Факей составил против него заговор. Очевидно, из Галаада (в Трансиордании) Факей привел в Самарию пятьдесят человек своих подчиненных; они ворвались в царские покои и умертвили царя вместе с Арговом и Арием (возможно, принцами или сановниками). После чего Факей узурпировал трон.

С. Нечестивое правление Факея в Израиле (15:27-31)

4-Цар. 15:27-28. Пятьдесят второй год правления Азарин, царя Иудейского, был 740 годом до Р. Х. (Азария оставался царем и какую-то часть 739 года.) И вот в это время над Израилем воцарился Факей. По некоторым данным Факей считал Менаима не царем, а узурпатором трона, и в Галааде, на восточном берегу Иордана, основал своего рода «конкурентное правительство»; в Галааде он вел жизнь крупного военного сановника, признававшего, до поры до времени, свою зависимость от Самарии.

Но свое двадцатилетнее (стих 27) правление он начал именно в Галааде в 752 году, т. е. в тот год, когда Менаим «воцарился» в Самарии. С 752 г. по 740 г. правления Менаима и Факея «перекрывают» таким образом друг друга. А в 740 г., убив сына Менаима – Факию, Факей начинает царствовать в Самарии и остается на троне до свержения своего в 732 г. до Р. Х.

В религиозной политике Факей не только следовал своим многочисленным нечестивым предшественникам, но и, по свидетельству Иосифа Флавия, превзошел их как своим безбожием, так и склонностью нарушать закон Моисея.

4-Цар. 15:29. Возможно, частично оппозиция Факея Менаиму и его сыну Факию коренилась в их разных взглядах на политику Израиля в отношении Ассирии. Менаим настроен был примиренчески и готов был стать данником могущественного соседа (стихи 19-20). Факей же держался более твердой линии, был сторонником сопротивления. Очевидно, он нашел поддержку в народе, недовольном тяжелой податью, которой царь Менаим обложил зажиточных израильтян в пользу Ассирии. Воцарившись в Самарии, Факей заключил союз с Рецином, царем Дамаска, против ассирийцев.

Но это лишь привело к вторжению Тиглат-Палассара III (Фула) в землю филистимлян и в Израиль, а затем и в Сирию (в 734-732 гг.до Р. Х.; 2-Пар. 28:5-8). В этих битвах царь Ассирийский взял Ион, город колена Неффалимова, расположенную южнее его Авел-Беф-Мааху и другие города: Ианох и Кедес и Асор; он овладел Галаадом на восточном берегу Иордана и Галилеей, составлявшей северную часть Израиля, включая и всю территорию Неффалима, и переселил жителей этих мест в Ассирию. Эта первая депортация израильтян произошла, вероятно, в 733 г. до Р. Х. Вторая же последовала через 11 лет – в 722 г. до Р. Х.

4-Цар. 15:30-31. Результатом всех этих бесславных для Израиля дел явился заговор против Факея, составленный Осией; Факей был убит, и Осия воцарился вместо него. Было это в 732 г. до Р. Х. На одной из ассирийских клинописных таблиц имеется утверждение Тиглат-Паллассара III, что он приложил руку к возведению Осин на трон. Осия, как до него Менаим и Факей, подчинился ассирийскому царю.

Т. Благочестивое правление Иоафама в Иудее (15:32-38)

4-Цар. 15:32-35. Во второй год Факея, т. е. в 750 г. до Р. Х., в Иудее разделил трон со своим отцом Азарией (Озией) Иоафам. Шестнадцатилетнее его правление продолжалось по 735 г. до Р. Х. Но фактически он оставался у власти еще три года – до 732 г., правя вместе со своем сыном Ахазом, который уже официально считался царем. Иоафам был благочестивым царем, но и при нем не были уничтожены высоты (ком на 3-Цар. 22:43).

Лишь одно из дел, совершенных Иоафамом, записано в 4-Царств: при доме Господнем царь повелел возвести еще одни (северные) ворота, так называемые верхние ворота. Об осуществлении Иоафамом других строительных проектов, как и о подчинении им аммонитян, ставших данниками Иудеи, рассказано в 2-Пар. 27:3-5. Царствование Иоафама было успешным, потому что он «устроял пути свои пред лицом Господа, Бога своего» (2-Пар. 27:6).

4-Цар. 15:36-38. Объединенные силы Рецина, царя Сирийского, и Факея, царя израильского, выступили против Иудеи, чтобы принудить и ее принять их «жесткую линию» по отношению к Ассирии. Слова В те дни более всего относятся к промежутку времени между 735 и 732 г. до Р. Х., когда на троне Иудеи сидели Иоафам и Ахаз (толкование на 16:1).

Рецин и Факей оказывали давление на Южное царство по внушению Господа, Который хотел таким образом испытать веру иудейского царя ( 16:5-8 и особенно – Ис. 7:1-17). Слова отца его в стихе 38 могут относиться как к Давиду, чьим потомком был Иоафам, так и к его непосредственному отцу – Азарин, царствовавшему в Иерусалиме 52 года.