Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Обещание Господа Езекии (19:1-7)

4-Цар. 19:1-2. Услышав то, что сановники сообщили ему, царь Езекия тоже разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. Там он молился Богу с надежде получить от Него ответ. Тем же временем послал Езекия двух из трех своих приближенных (сравните 18:18), участвовавших в переговорах с представителями Сеннахирима, и с ними старшин священников, покрытых в знак скорби вретищами, за жившим в Иерусалиме пророком Исаией. Он и Езекия знали и чтили один другого.

4-Цар. 19:3-4. Посланцы царя передали пророку то, что им было поручено. День скорби и наказание пришел в Иудею, говорили они. За грехи их Бог отрекся от них к отдал врагам на посрамление. Бедствие достигло высшей точки, но нет у них сил дать отпор захватчикам – ассирийцам. Они подобны рожающей женщине, у которой иссякли силы, чтобы дать младенцу выйти на свет. И вот последнее упование царя Езекии на то, что Господь, слышавший, как хулил Его Рабсак, захочет посредством народа Своего явить ассирийцам силу Боге живого. Принеси же Ему молитву, просил царь пророка, о тех, которые еще в живых.

4-Цар. 19:5-7. Исаия отвечает пришедшим к нему словами надежды, исходящими от Господа: пусть не смущают иудеев слова поношения в Его адрес, которые произносили ассирийцы. Вот, Сеннахирим, волей Господа, получит некую весть, которая заставит его возвратиться в землю свою, и там настигнет его гибель от меча.

г. Господь действует (19:8-13)

4-Цар. 19:8. Между тем, Рабсак возвратился к своему господину не в Лахис, откуда, как ему стало известно, Сеннахирим ушел, а в Ливну.

4-Цар. 19:9-13. Пока шли переговоры под стенами иудейской столицы, Сеннахириму доложили, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский (иногда называемый царем Египетским), и Сеннахирим вышел из Лахиса (Ливна, против которой он вступил по дороге в сражение, находилась юго-западнее Иерусалима, на полпути между ним и Лахисом). (Под «Ефиопией» (евр. Куш) здесь подразумевается территория, сегодня соответствующая южной части Египта, Судану и северной Эфиопии. Тиргак был союзником Езекии. Напомним, что события, о которых тут речь, по всей вероятности, имели место в 701 г. до Р. Х.)

Итак, Рабсак доложил своему царю о переговорах с сановниками Езекии, и Сеннахирим снова послал к иудейскому царю своих послов сказать, чтобы не рассчитывал на помощь своего Бога и не обнадеживал себя тем, что ассирийцы ушли теперь из-под стен Иерусалима. Аргументы Сеннахирима те же, что и прежде, только хвастая своими победами, он называет большее число покоренных им городов (сравните 18:11,34), которые не спасли их боги. В Харане (находился в северо-западной части Месопотамии, между реками Евфрат и Хавор) жил какое-то время Авраам; Рецев находился северо-восточнее сирийской Пальмиры и южнее Харрана; Еден представлял собой маленькое государство в бассейне р. Евфрат, и там же находился Фалассар.

д. Молитвы Езекии (19:14-19)

4-Цар. 19:14-16. Новые послы Сеннахирима доставили иудейскому царю письме (содержание которого изложено выше). Прочитав его, Езекия опять пошел в дом Господень, и развернул письмо ассирийского царя пред лицом Господним, и молили Его молитва – образец глубокого богопочитания и искреннего обращения к Творцу и Владыке всего сущего (включая и могущественную Ассирию).

В сознании Езекии нет месте другим богам, он уповает лишь на Бога Израилева, сидящего на херувимах, т. с. невидимо пребывающего в храме на троне Своем над крышкой ковчега завета, между херувимами (сравните 1-Цар. 4:4; 2-Пар. 6:2; 1-Пар. 13:6). Езекия молит, чтобы Иегове прислушался к его словам, чтобы он «увидел» Сеннахирима и услышал, как дерзко он богохульствует.

4-Цар. 19:17-19. Езекия легко мог понять, почему до сих пор ассирийцы столь успешно покоряли города и страны: те народы полагались на защиту своих богов, которые не боги, а дерево и камень, не Творец, но творение рук человеческих, подлежащее истреблению огнем. Но вот он, Езекия, обращается к Богу живому, Который в силах спасти народ Свой от руки царя ассирийского. Это была молитва веры, одна из прекраснейших молитв, записанных на страницах Священного Писания. И целью ее было не только получить избавление от грозящей гибели; Езекия искренне хотел, чтобы все царства земли узнали: их Бог – не бессильный идол, но единственный и истинный Господь.

е. Ответ Господа (19:20-34)

4-Цар. 19:20. Господь услышал молитву Езекии, и ответ на нее он получил через Исаию. Пророчество его, изложенное в следующих стихах, есть предвестие кары, которая настигнет дерзкого язычника Сеннахирима.

4-Цар. 19:21-24. В первой части (стихи 20-28) пророческого ответа, который слышит Езекия от Исаии, излагаются причины близкого осуждения Сеннахирима. Иносказательностью и поэтичностью речи подчеркиваются как непреложность этого ответа, так и божественный источник его.

Образ «девствующей дочери Сионе», возможно, выражает неприступность Иерусалима, который с тех пор, как стал «городом Давидовом», ни разу не был покорен врагами. Не против города, однако, выступил Сеннахирим, «дерзя и возвышая голос», а против Бога, Святого Израилева (на этот титул Иеговы толкование во Вступлении к книге Исаии, в разделе «Внутренние свидетельства»). И это было непростительным грехом его и залогом гибели, которая настигнет его.

Образ «одоления» Ливана (здесь имеется в виду не только страна, но и высочайшая в этих местах гора) и уничтожения «рослых кедров его и отличных кипарисов» есть образ хвастливой гордости того, кто приписывает себе эти «подвиги». Однако это же может быть и символом в действительности произведенного Сеннахиримом опустошения городов и стран ближневосточного региона, уничтожения им лучших их граждан (в частности, граждан покоренного Израиля). В конце стих 23 Сеннахирим как бы говорит о том, что прошел «Ливан» из конца в конец, и наилучшие места его (роща сада его) принадлежат теперь ему.

«Пить воду чужую» (из чужих колодцев) – образ покорения чужой земли. До сих пор хвастливая речь Сеннахирима (в пересказе Исаии) относилась к Палестине; б стих 24 он говорит о Египте, который тоже намеревался завоевать.

4-Цар. 19:25-26. Обращаясь к Сеннахириму, Бог говорит через Исаию, что победы Ассирии – отнюдь не заслуга ее царя, ибо во всем происходящем – воля Его, Он предначертал это, а ныне выполнил руками Сеннахирима (сравните Ис. 10:5). Потому и лежат в развалинах укрепленные города и жители их – бессильны и посрамлены.

4-Цар. 19:27-28. Бог дает понять Сеннахириму, что не только дерзость его против Него знает, но и все подробности жизни его (стих 27). Он укротит ассирийского царя, как укрощают необузданных животных (стих 28). Примечателен образ кольца, «вложенного» в ноздри; на некоторых древних каменных плитах обнаружены высеченные ассирийцами «победоносные изображения»: длинной чередой ведут они своих пленных, скованных цепью, которая пропущена через кольца в их ноздрях. Бог обещает Сеннахириму, что и с ассирийцами поступят так, как они поступают теперь с другими. Его же самого Бог, стреножив, возвратит назад туда, откуда он пришел.

4-Цар. 19:29-31. Исаия говорит Езекии о знамении, посылаемом ему свыше, – в подтверждение того, что возвещенное ему исполнится: на протяжении двух лет жители Иерусалима будут питаться от того, что земля произведет сама. Даже если бы ассирийцы возобновили осаду и стали бы поедать то, что посеяно иерусалимлянами, не оставляя им ничего, то и тогда голод иудеям не угрожает. Да, они не смогли бы в этом случае сеять за городскими стенами, но тому, что упало на землю в пределах их, Бог повелит разростись так, что хватит на всех. А на третий год нормальный цикл сеяния – жатвы будет возобновлен.

Это чудо сверхъестественного «умножения» пищи явится предвестием другого – в дальнем плане: Бог намерен «умножить» и народ Иудеи, сильно сократившийся в числе по причине войн и вражеских нашествий. (Сеннахирим уверял, что увел из Иудеи в плен 200 тысяч 150 человек.) Подобно «упавшим зернам», которые два года будут кормить город, уцелевшее в доме Иудином пустит опять корень и принесет обильный плод. И все это сделает ревность Господа Саваофа (Всемогущего).

4-Цар. 19:32-34. Пророчество заканчивается обещанием, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и вынужден будет снять осаду с него, и возвратится в свою страну; Господь же будет охранять город сей, потому что Он избрал его, и ради Давида, которому Он обещал, что сохранит царство его ( 3-Цар. 11:13).

ж. Уход Сеннахирима (19:35-36)

4-Цар. 19:35-36. Той же ночью Ангел Господень (толкование на Быт. 16:9) нанес массовое поражение ассирийскому воинству. На утро насчитали в стане сто восемьдесят пять тысяч мертвых. (Иосиф Флавий полагает, что это был внезапный взрыв эпидемии чумы; высказывались и другие предположения.) Несомненен сверхъестественный характер происшедшего; возможно, это осознал и Сеннахирим. так или иначе, ему ничего не оставалось, как возвратиться в свою столицу – Ниневию.

з. Смерть Сеннахирима (19:37)

4-Цар. 19:37. Двадцать лет спустя (в 681 г. до Р. Х.). Сеннахирим пал жертвой заговора. Он был убит своими двумя сыновьями, когда поклонялся в доме Нисроха, бога своего (которого ассирийцы изображали в виде полу-орла полу-человека). Скорее всего, храм Нисроха находился в Ниневии. Так или иначе, защитить поклонявшегося ему этот бог не сумел и в святилище своем Убийцы бежали в Армению, которую отделяли от Ниневии примерно 500 километров. На ассирийский престол сел третий сын Сеннахирима – Асардан (681-669 гг. до Р. Х.) Так исполнилось слово Господа (19:7).