Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

ж. Всплытие топора (6:1-7)

4-Цар. 6:1-4а. В следующем эпизоде участвует целая пророческая община. Вероятно, число таких общин, которыми руководил Елисей, возрастало по мере роста его известности. И стало ученикам одной из Елисеевых школ тесно – в том месте, где они жили при нем. Возможно, имеется в виду пророческая школа в Иерихоне (близко расположенном от р. Иордан, куда отправились за строительным материалом пророки и где они намеревались обосноваться на новое жительство). Свой план они согласовали с Елисеем, который принял его и сам пошел с ними.

4-Цар. 6:4б-7. Когда они рубили деревья, то у одного из пророков топор сорвался с топорища и упал в воду. Он вскрикнул в смятении, обернувшись к Елисею: остался, мол, без топора, который к тому же был не его, а одолженный. Тогда Елисей бросил в указанное дровосеком место кусок дерева, и железный топор чудесным образом всплыл. Незадачливому ученику Елисея осталось лишь протянуть руку и подобрать его. Так группе верных последователей Иеговы было явлено еще одно доказательство того, что Он в силах исполнить любую их нужду, и сверхъестественное для Него столь же «в порядке вещей», сколь и естественное!

з. Ослепление сирийских воинов (6:8-23)

4-Цар. 6:8-16. Как уже упоминалось, в дни служения Елисея сирийцы и израильтяне находились то в состоянии войны, то в состоянии мира. Хронологически эти периоды не определены, так как автору важна не последовательность событии, а то, что совершал Елисей на службе у Господа. Было время (судя по характеру дальнейшего повествования, это время предшествовало исцелению Неемана Елисеем), когда сирийцы предприняли ряд успешных, в силу их внезапности, набегов на территорию Израиля.

Царь Сирийский, по всей вероятности, все тот же Венадад II. Но, примечательно, что, описывая этот случай, автор называет по имени лишь Елисея, видимо, желая сосредоточить внимание читателя на Господе и Его пророке. Итак, готовя очередную военную провокацию, Венадад планировал расположиться лагерем где-то у израильской границы, откуда мог бы ударить неожиданно.

Бог, однако, «объявил» (сравните 4:27) Елисею относительно этого места, а пророк передал об этом царю Израильскому (Иораму). И послал туда царь разведчиков и убедился в верности полученной им информации. И принял предостережение Елисея к сведению. Внезапность нападения была сорвана. Такое происходило не раз и не два.

4-Цар. 6:11-14. Раздосадованный серией этих неудач, Венадад решил, было, что кто-то из его приближенных в сношении с царем Израильским. Но один из его офицеров, наслышанный о сверхъестественных прозрениях и удивительных делах Елисея, сказал Венададу, что причина их неудач в этом израильском пророке, которому известно и то, что царь говорит в своей спальне. Венадад решил схватить Елисея и, узнав, что он теперь в городе Дофаиме (километрах в 18 на север от Самарии), послал туда много войска и даже копей и колесницы.

Не удивительно ли, что, зная теперь о том, что Елисею и обо всех передвижениях сирийских войск было известно, Венадад думал захватить его врасплох! Видимо, в сверхъестественный характер способностей Елисея он не верил, как не верил и в то, что истинным Богом является лишь Иегова. Ему предстояло убедиться в этом.

4-Цар. 6:15-17. Если предположить, что под «служителем человека Божия» здесь подразумевался Гиезий, то этим подтверждается, что исцелению Неемана еще предстояло произойти. Встав поутру и увидев, что город их окружен войсками, конями и колесницами, служитель перепугался и бросился к Елисею: что нам делать? Елисей, однако, оставался спокоен. Слуге он заметил, что им бояться нечего, ибо за ними – сила, бесконечно превосходящая силы сирийцев.

И помолился Елисей, чтобы Господь дал его слуге увидеть сонмы невидимых духов (ангелов), всегда готовых исполнить Божий распоряжения (сравните Быт. 32:1-2). И по действию Господа служителю Елисея действительно стали, видимы огненные кони и колесницы (сравните 4-Цар. 2:11), заполнившие гору у Дофаима. Итак, армия Венадада была окружена невидимым ей воинством небесным и находилась под его контролем.

4-Цар. 6:18-20. Далее Елисей взывает к Господу, чтобы ослепил сирийцев, пришедших за ним, и Господь поразил их слепотою. И сказал им Елисей, что он проводит их к тому человеку, которого они ищут. Они пошли за ним, покорные и беспомощные, и пришли в столицу Израиля – Самарию. Могла ли целая израильская армия мечтать о таком успехе, которого Бог достиг посредством одного человека, и при том без пролития крови? Затем, по просьбе Елисея, Господь открыл глаза сирийским воинам, и они поняли, что оказались в плену у царя Израиля.

4-Цар. 6:21-23. Можно себе представить неимоверную радость Иорама! В этой ситуации он, обращаясь к Елисею, почтительно называет его «отцом». И спрашивает у него совета, не избить ли ему пленных. Елисей отвращает царя от намерения бессмысленного убийства и предлагает, накормив беспомощных врагов, отпустить их к их государю.

Так и было сделано. Сказано, что те полчища Сирийские в землю Израилеву более не ходили. Это, видимо, надо понимать в том смысле, что на какое-то время между Израилем и Сирией установился мир. Едва ли можно сомневаться, что в обеих странах сердца многих исполнились страхом перед Господом после этой удивительной победы!

и. Голод в Самарии (6:24 – 7:20)

Однако ни Иорам, ни народ израильский в целом так и не обратились к Господу. И тогда Бог, чтобы вразумить их, поставил их в ситуацию несравненно более тяжелую.

4-Цар. 6:24-25. 1 ) Отчаянное положение (6:24-31). После того (некоторое время спустя после описанного события) Венадад II начал открытую войну против Израиля. Отдельных набегов на территорию соседей его отряды более не совершали, ибо царь собрал все войско свое и осадил Самарию. Когда запасы истощились, в городе начался страшный голод; дело дошло до того, что ослиную голову (наименее питательную и самую невкусную часть туши этого животного, которое к тому же считалось нечистым) продавали, чуть ли не за килограмм серебра, а голубиный помет (который в этих условиях использовался, вместо соли) шел примерно по 60 гр. серебра (примерно за пол-литра).

4-Цар. 6:26-27. Из ответа Иорама возопившей к нему женщине (стих 27) видно, что в сердце его кипела злоба против Господа, допустившего такое бедствие в Самарии. Между тем, Бог предупреждал Израиль, что если он отвернется от Него, именно бедствия такого рода (включая голод и людоедство – Лев. 26:29; Втор. 28:53,57) постигнут его.

Женщине царь помочь не мог – ни хлебом с гумна, ни вином из виноградного точила. В ситуации, когда Господь не хочет помочь им, с горечью признается в своем бессилии и царь.

4-Цар. 6:28-31. И все-таки он согласен выслушать женщину. И узнает, что впавшие в безумие матери едят собственных детей! В отчаянии царь раздирает на себе одежды и облачается во вретище (одежду грубой ткани, сотканной из черной козьей шерсти, – символ скорби и покаяния). Однако покаяние Иорама трудно совместить со вспыхнувшей в нем злобой по отношению к слуге Божию Елисею. Вместо того, чтобы увидеть причину кары Господней там, где ее следовало увидеть, – в собственном отступничестве, Иорам решил, что во всем виноват Елисей, хотя тот всего лишь объяснял Израилю, что ждет его, и, предостерегая царя и народ, призывал их одуматься.

4-Цар. 6:32. 2 ) Пророчество о снятии осады (6:32 – 7:2). Старцы, сидевшие с Елисеем в доме у него, были, видимо, какими-то официальными лицами в стране. Возможно, они пришли к пророку, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Предупрежденный Богом, Елисей объявил им, что Иорам, сын убийцы Ахава, послал кого-то покончить с ним. В ярости своей Иорам не хотел признать, что в Елисее – не источник беды, а ключ к ее устранению. Пророк не велит старцам впускать в дом того, кто послан царем, может быть, с тем, чтобы не дать повода к вспышке насилия.

4-Цар. 6:33. Посланный, тем не менее, появился; может быть, он, стоя у двери, слышал то, что возвестил Елисей «старцам» (7:1). Прежде, однако, он дает знать Елисею: царь убежден, что все это бедствие от Господа. Чего мне впредь ждать от Него? – дерзко спрашивает царь пророка через своего посланца. Допускают, что и сам Иорам стоял в эти минуты у дверей Елисеева дома (окончание стих 32).