Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

к. Забота Елисея о сонамитянке (8:1-6)

Этот рассказ иллюстрирует Божий заботы о тех, которые и во времена всеобщего отступничества уповают на Него.

4-Цар. 8:1-3. Женщину, сына которой воскресил (4:8-37), Елисей предупредил о надвигающемся на Израиль семилетнем голоде и посоветовал ей вместе с семьей уйти на это время из страны. Упоминание об этом голоде мы находим в 4:38. Пророк получил о нем откровение от Господа. Голод посылался Израилю в наказание за отступничество (Втор. 11:16-17; 28:38-40; 3-Цар. 18:2), и подтверждением этому служит, что соседние страны, в частности, земля филистимлян, голодом поражена не была.

Привыкшая доверять слову человека Божия, Сонамитянка ушла к филистимлянам и прожила в их стране семь лет. Когда же вернулась с семьей в Израиль, то пришла к царю Иораму просить о возвращении им дома и поля, которые в их отсутствие, вопреки закону Моисея, были кем-то взяты.

4-Цар. 8:4-5. Как раз в это время царь разговаривал с Гиезием, слугою Елисея; следовательно, эпизод этот имел место до поражения Гиезия проказой (5:27; напомним еще раз, что, повествуя о пророке Елисее, автор хронологического принципа не придерживается). Иорам о делах человека Божия расспрашивал больше из любопытства, так как всерьез веру в Иегову никогда не исповедовал. Однако и на него, как на всякого другого человека, не мог не произвести сильного впечатления рассказ о том, как пророк воскресил умершего (4:32-37). И вот случилось, что «герои рассказа» – женщина и тот самый сын ее – как раз подошли к царю.

4-Цар. 8:6. На вопрос Иорама, так ли все было, Сонамитянка подтвердила слова Гиезия, вероятно, дополнив их подробностями. Под впечатлением необычайной истории царь сделал благородный жест: он повелел не только возвратить сонамитянке все принадлежащее ей, но и выплатить ей все доходы, которые были получены с ее поля за семь лет (судя по этой последней детали, земля семьи, покинувшей Израиль на время голода, могла быть отторгнута в пользу самого царя).

Этот короткий рассказ является прекрасной иллюстрацией «Божьего расписания», действующего в жизни каждого верующего. Господь позаботился о жизни и благополучии верной Ему сонамитянки, удалив ее из Израиля на время голода и приведя «пред очи царя» в самый благоприятный для нее момент. Рассказ Гиезия как нельзя более расположил Иорама в пользу сонамитянки.

л. Азаил убивает Венадада II (8:7-15)

4-Цар. 8:7-8. Елисей посетил Дамаск, столицу Сирии, когда враждебно настроенный к Израилю царь Венадад был болен (он умер в 841 г. до Р. Х.). Пророк, совершивший столько необычайных дел, часть которых имела прямое отношение к Сирии, конечно, хорошо известен был царю. Своему сановнику Азаилу он велел встретить Елисея с дарами. Язычник Венадад по-своему чтил и Господа и потому хотел от Его пророка услышать, выздоровеет он или нет (сравните со схожим желанием израильского царя Охозии, жившего в дни Илии, узнать у «Веельзевула, божества Аккаронского», о том, поднимется ли он с одра болезни; 1:2).

4-Цар. 8:9. Фразу о дарах, нагруженных на сорок верблюдов, не обязательно понимать буквально: на древнем Востоке было в обычае своего рода «шоу» поднесения даров, когда действительно ценный подарок мог быть всего один, и нес его один из верблюдов в целом караване. Азаил называет Венадада «сыном» Елисея в знак почтительного отношения к пророку (сравните с употреблением слова «отец» в 5:13; 6:21).

4-Цар. 8:10-13. Елисей велел Азаилу передать царю, что он выздоровеет (так, собственно, и было бы, если бы не «вмешательство» Азаила), но затем сказал царскому посланнику, что на самом деле Венадад умрет – это открыл ему Господь. И хотя пророк не сказал Азаилу, что он-то и убьет своего господина, сам он, несомненно, это знал. Устремив на него взгляд, исполненный укора и скорби, пророк долго не сводил его с Азаила, так что привел его в смущение. Радуясь предстоящей смерти Венадада, он чувствовал, что Елисей читает его мысли.

И заплакал человек Божий – не из жалости к Венададу, а потому что Господь открыл ему и то, как много зла принесет его убийца Израилю. Когда он рассказал об этом Азаилу, тот притворился обиженным и оскорбленным: разве способен он, раб, мол, и жалкий пес, на такие жестокости (стих 12), да и в целом на такое большое дело? И пророк не скрыл от него полученного им откровения от Господа: он, Азаил, станет царем Сирии.

4-Цар. 8:14-15. Возвратившись к государю своему, Азаил утешил его «доброй вестью». Решив, однако, опередить ход событий и узурпировать трон, он на следующий же день удушил Венадада – таким способом, чтобы смерть его выглядела естественной. И воцарился Азаил (согласно предсказанию пророка; стих 13) вместо него.

Возможно, помазание Азаила в цари было совершено еще Илией (3-Цар. 19:15), но, может быть, «помазанием» (в переносном смысле) следует рассматривать то пророчество, которое возвестил Азаилу Елисей (во исполнение поручения, данного ему наставником его Илией). Бог периодически наказывал Свой народ за нежелание его перестать поклоняться идолам, и частью этого наказания явилась жестокая политика Азаила в отношении Израиля. Человек этот не был выходцем из знати; в одной из ассирийских клинописей, сделанных при Салманассаре III, он назван «ничейным сыном». И вот этот «ничейный сын» правил Сирией сорок лет (с 841 по 801 г. до Р. Х.) и был современником трех израильских царей – Иорама, Ииуя и Иоахаза, а также иудейского царя Иоаса.

в. Нечестивое правление Иорама, сына Иосафатова, в Иудее (8:16-24)

Действие вновь переносится в Южное царство, в Иудею; автор повествует об Иораме, сыне Иосафата.

1. ГРЕХОВНОСТЬ ИОРАМА (8:16-19)

4-Цар. 8:16-19. Иосафат назначил Иорама своим соправителем в тот год, когда ходил сразиться за Рамоф Галаадский вместе с Ахавом, царем израильским (853 г. до Р. Х.). Полагая, что покидает Иудею на несколько месяцев, он оставил в Иерусалиме сына своего Иорама, вместо себя. Восемнадцатый год правления Иосафата в Иудее (852 г), когда в Израиле стал править сын Ахава – Иорам (3:1), стал вторым годом совместного пребывания у власти в Иерусалиме Иосафата и его сына Иорама (1:17).

Пятый год правления Иорама Израильского был тем годом (848 г. до Р. Х.), когда единовластным правителем Иудеи тоже стал Иорам, сын Иосафатов. Он пребывал на троне (включая годы правления вместе с отцом) 13 лет (853-841 г. до Р. Х.), а единовластно царствовал в Иерусалиме – восемь лет (848-841 гг). К несчастью, на Иорама иудейского более чем его благочестивый отец влияла нечестивая жена его Гофолия, дочь Ахава; очевидно, этот брак состоялся во укрепление политического союза между царем Иудеи Иосафатом и царем Израиля Ахавом. Так или иначе, Иорам был одним из нечестивых царей Иудеи. Но ради Своего завета с Давидом – Господь хранил его династию и не допустил гибели Иуды (о царе из рода Давидова как о «светильнике» в толковании на 3-Цар. 11:36; сравните также с 2-Цар. 21:17 и 3-Цар. 15:4).

2. ВОССТАНИЕ ЕДОМА И ЛИВНЫ (8:20-24)

Автор 4-Царств упоминает лишь о двух из трагических событий, которыми отмечено было царствование Иорама. Одно (описание его не включено сюда) – это убийство им шести его братьев (сыновей Иосафата); 2-Пар. 21:2-4. Представляется, что инициатором этой зверской акции была Гофолия, поскольку в практике иудейских царей подобное не было известно. Гофолия же, когда стала царицей, не останавливалась перед вещами такого рода (4-Цар. 11:1).

4-Цар. 8:20-22. Едом стал вассалом Иудеи после того, как Иосафат нанес поражение коалиции царей, куда входил и царь идумеев (2-Пар. 20:1-29). Видимо, тогда кто-то из идумеев был поставлен Иосафатом управлять страной в качестве наместника, вместо царя (3-Цар. 22:47). Известно, что в войне с моавитским царем Месой Едом был союзником Израиля и Иуды (4-Цар. 3:4-27). Но в дни Иорама (иудейского) идумеи (едомляне) восстали и, свергнув ставленника иудеев, поставили над собою царя.

Тогда Порам пошел в Цаир (один из идумейских городов; возможно, измененное звучание «Сеира», другого названия Едома), чтобы подавить мятеж. Попытка его, однако, не увенчалась успехом: по-видимому, ночью идумеи на своих колесницах окружили его, и он с трудом пробился через их кольцо; разбежались по своим шатрам и его воины.

Ливна находилась юго-западнее Иерусалима, близ филистимской границы, и, возможно, ее «отложение» от Иудеи произошло под воздействием филистимлян (2-Пар. 21:16). Восстали и аравийцы. Отца Иорама, Иосафата, как филистимляне, так и аравийцы, боялись и платили ему дань (2-Пар. 17:11). По всей видимости, при Иораме страна ослабла, не в последнюю очередь из-за своего отпадения от Господа.

4-Цар. 8:23-24. Иорам умер от мучительной болезни кишечника (2-Пар. 21:18-19). Еще в начале его царствования пророк Илия предупреждал его, что за свое нечестие он будет наказан (2-Пар. 21:12-15), однако, Иорам не внял словам пророка, и кара настигла его. Относительно летописи царей Иудейских толкование на 3-Цар. 14:29, а о городе Давидовом – в толковании на 3-Цар. 2:10.

г. Нечестивое правление Охозии, сына Иорама. в Иудее (8:25 – 9:29)

1. ГРЕХОВНОСТЬ ОХОЗИИ (8:25-29)

4-Цар. 8:25-27. Охозию израильского не следует путать с Охозией иудейским; это были два разных царя, живших в разное время, но каждый из них правил по году.

Охозия иудейский воцарился в последний год царствования Иорама царя Израильского (в 841 г. до Р. Х.). Было ему тогда 22 года (в год смерти его отца – тоже Иорама, но иудейского); матерью же его была Гофолия, дочь Ахава; Амврию она приходилась внучкой.

Под влиянием своей нечестивой матери (2-Пар. 22:3) Охозия, новый царь иудейский, стал, по примеру своих родственников из Северного царства, творить неугодное в очах Господних, следуя путем дома Ахавова.

4-Цар. 8:28-29. В дни Охозии Израиль и Иуда все еще были союзниками. И когда дядя Охозии (брат его матери Гофолии) Иорам пошел в Рамоф Галаадский, чтобы начать военные действия против сирийцев, молодой царь Охозия присоединился к нему. Теперь они воевали против нового царя Сирии – Азаила; эту битву не следует путать с той битвой за Рамоф, в которой был смертельно ранен царь Ахав, она произошла за 12 лет до того (3-Цар. 22:29-40).

А в этой был ранен Иорам, и возвратился он в Изреель (сравните 3-Цар. 21:1), чтобы лечиться от ран (вероятно, в Изрееле был его зимний дворец; сравните 4-Цар. 9:14-15). Туда из Иерусалима пришел – навестить больного родственника – царь Охозия. И как раз во время его визита к Иораму тот был убит напавшим на него Ииуем (9:14-26); Охозия же бежал в Мегиддо (9:27).