Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5. ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АХАВА ПО ОТНОШЕНИЮ К НАВУФЕЮ (ГЛ. 21)

а. Предложение Ахава Навуфею (21:1-4)

3-Цар. 21:1-2. Какой-то период после битвы при Афеке (20:26-34) мир царил в Израиле. Мирное течение дел было, однако, нарушено частным, но имевшим роковые последствия, событием; о нем и рассказано здесь. В этом событии отразились деспотично-капризные характеры Ахава и Иезавели.

Земля Назуфея непосредственно примыкала к владениям Ахава… в Изрееле. И вот Ахав загорелся желанием расширить свои владения за счет виноградника соседа; он предложил ему купить у него виноградник (или дать ему другой в ином месте), чтобы самому насадить на этой земле сады и огороды.

3-Цар. 21:3-4. Навуфей был, однако, богобоязненным евреем: зная, что продавать наследственную землю запрещено законом Моисея (Лев. 25:23-28; Чис. 36:7), он на предложение царя ответил отказом.

В скверном настроении вернулся Ахав домой (здесь о его душевном состоянии говорится в тех же словах, что и в 20:43). Капризный царь вел себя как обиженный ребенок: лег на постель свею, повернулся лицом к стене и отказался принимать пищу.

б. Вмешательство Иезавели (21:5-10)

3-Цар. 21:5-7. Появившейся в его спальне жене царь рассказал о причине своего огорчения. Ей же, воспитанной в языческих представлениях, чуждо было уважение к человеческим правам, которые евреями, в соответствии с Моисеевым законом, блюлись и почитались. У нее в голове не вмещалось, как это Ахав, будучи царем, не может взять того, что ему приглянулось. Не колеблясь ни минуты, она решила научить супруга пользоваться царской властью.

3-Цар. 21:8-10. Коварная царица задумала расправиться с Навуфеем (вероятно, человеком знатного рода) руками старейшин Изрееля (т. е. по решению суда того города, где он жил). С этой целью она и нависала им письма… от имени Ахава, которые запечатала… его печатью (перстнем с вырезанным на нем именем царя). Иезавель достаточно знала израильские законы, чтобы пользоваться ими в своих целях. Общий пост объявлялся в Израиле в случае народных бедствий, с целью покаяния, при необходимости испросить помощь у Бога (в частности, при совершении суда).

Требуя объявления поста, Иезавель тем самым придает «делу Навуфея» общегосударственное значение. Зная, что по еврейскому закону для вынесения обвинения требуются, по крайней мере, два свидетеля (Втор. 17:6-7), царица оговаривает присутствие их в неправедном суде (стих 10). Судьба Назуфея ею предрешена: надо, чтобы эти негодные люди… свидетельствовали против него, будто он «хулил Бога и царя». Хула на Бога требовала побития камнями (Лев. 24:16); Иезавель добавила и «царя» – для пущей уверенности в вынесении угодного ей приговора.

в. Убийство Навуфея (21:11-16)

3-Цар. 21:11-14. Мужи города Изрееля, старейшины и знатные его, больше, очевидно, боялись гнева царицы, чем гнева Господня, почему и выполнили ее указания в точности. Навуфей и его сыновья (4-Цар. 9:26) были побиты камнями, о чем и было доложено Иезавели.

3-Цар. 21:15-16. С «утешившим» его известием царица явилась к Ахаву: бывший хозяин вожделенного виноградника мертв, и царь может взять его в свое владение. Ахав так и поступил.

г. Пророчества Илии (21:17-26)

3-Цар. 21:17-19. Богом снова был избран Илия, чтобы возвестить царю Ахаву (находившемуся в винограднике Навуфея) об ожидавшей его участи. Да, непосредственной виновницей гибели Навуфея была царица Иезавель, но она действовала от имени царя, так что, в конечном счете, виновником совершенного ею преступления явился он: ты убил, и еще вступаешь в наследство? Эти слова Господа предстояло пророку передать царю. Как и те, что определят участь Ахава: «на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».

3-Цар. 21:20-22. Нашел ты меня, враг мой! – этими словами встретил Ахав Илию, когда пророк приблизился к царю, стоявшему в украденном им винограднике. По-видимому, все свои возможные невзгоды царь связывал с Илией, охотившимся, как он полагал, за ним. Из «смущающего Израиль» (18:17) пророк превратился, по мнению Ахава, в его личного врага. Между тем как врагом Господу и служителям Его сделался сам Ахав, настолько, по суетности своей и слабоволию, предавшийся греху, что постоянно делал неугодное пред очами Господа (стих 20; сравните стих 25).

О предстоящем истреблении Ахава и дома его говорится в тех же буквально словах, что и об истреблении других нечестивых царей (стих 21; сравните с 14:10 и 16:3, и толкование на эти стихи). Да, династии Ахава предстояло прерваться так же, как прерваны были династии Иеровоама и Ваасы (4-Цар. 9:9).

3-Цар. 21:23-24. Бесславный конец ожидал и царицу Иезавель, главную виновницу грехопадения Израиля: ее псы съедят… за стеною Изрееля (4-Цар. 9:10,36-37). (В те времена в городах и за их стенами жили дикие собаки, питавшиеся городскими отбросами.)

Подобно Иезавели, не удостоятся царского погребения и потомки Ахава: трупы их тоже съедят псы или расклюют птицы (сравните 14:11; 16:4).

3-Цар. 21:25-26. В этом месте автор делает вставку, давая собственную оценку Ахаву и Иезавели. Царь, который официально ввел в стране культ Ваала, объявляется им самым нечестивым. Автор повторяет, что Ахав постоянно делал неугодное пред очами Господа, добавляя, что к этому его подстрекала жена его Иезавель. Нечестие Ахава сравнивается с нечестием аморреев, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых, т. е. изгнал из Палестины, когда израильтяне вступили в ее пределы в дни Иисуса Навина (Иис. Н. 10:12-13).

д. Раскаяние Ахава (21:27-29)

3-Цар. 21:27-29. Пророчество Илии сокрушило Ахава. Раскаяние царя, слабохарактерного, находившегося под сильным воздействием жены-язычницы, было, видимо, искренним. Он смирился перед Господом и в знак этого разодрал одежды свои (сравните Есф. 4:1; Иов. 1:20), возложил на себя вретище (сравните Быт. 37:34; 3-Цар. 20:31-32; Есф. 4:1; Неем. 9:1; Дан. 9:3) и постился (сравните Неем. 9:1; Дан. 9:3); и все, кто видели царя, видели, как он печален и удручен.

Увидел это и Бог, и, несмотря на грех и вину Ахава, явил ему (до известной степени) милость. Династия Ахава все-таки прервется, сказал Бог Илии, но произойдет это не в его дни, а во дни сына его; имелся в виду Иорам (4-Цар. 9:24-26; 10:17). Что же до Иезавели, которая не покаялась, то над ней без всякой милости исполнилось то, что Бог возвестил о ней (4-Цар. 9:30-37).