Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ГЛ. 8)

а. Помещение в храм ковчега (8:1-11)

3-Цар. 8:1-2. В полностью завершенный храм следовало перенести ковчег завета Господня из скинии, установленной для него Давидом (2-Цар. 6:17) на горе Сион, т. е. в юго-восточной части Иерусалима, носившей название города Давидова (сравните 2-Цар. 5:7). (карту «Иерусалим во времена царей» – там, где толкование на 3-Цар. 9:15.) Для этого созвал Соломон старейшин Израилевых и всех глав племен (начальников колен) и глав всех семей (глав поколений), составлявших Израиль. И собрались они все к царю Соломону на праздничное торжество, приуроченное к празднику кущей в месяце Афаним; это сентябрь-октябрь (Лев. 23:33-36). (таблицу «Календарь в Израиле» – там, где толкование на Исх. 12:1.)

3-Цар. 8:3-5. Согласно предписанию Бога, ковчег несли священники; они несли его на шестах, продетых в прикрепленные к ковчегу кольца. Можно представить себе, сколь торжественным и радостным был этот день, когда ковчег и скинию собрания, взятую в Гаваоне (2-Пар. 1:3-4), и все священные принадлежности ее несли по запруженным ликующими толпами улицам Иерусалима – в новый их дом. В этот день принесено было такое великое множество жертв, что исчислить их было невозможно.

3-Цар. 8:6-9. И поставлен был ковчег… на место его… во Святое Святых, под простертые крылья херувимов (напомним, что на крышке ковчега тоже находились херувимы, но меньшие размером; Исх. 25:18). В кольцах по бокам ковчега, теперь уже навсегда, были оставлены шесты, на которых его носили, ибо так повелел Бог (Исх. 25:15).

Когда двери в святилище были открыты, головки шестов были… видны… но… наружу они не выходили. Фраза они там и до сего дня, как и следующий стих, были, очевидно, написаны не автором книги, бывшим свидетелем опустошения храма (3-Цар. 14:26; 4-Цар. 16:17), а кем-то до разрушения его в 586 г. до Р. Х., и позднее попали в книгу.

Две каменные скрижали с выбитыми на них словами закона, положенные в ковчег Моисеем, все еще находились там. Они должны были напоминать израильскому народу, что он все еще – объект Божиих благословений и несет ответственность за исполнение Моисеева завета. Однако сосуда с манною и расцветшего посоха Аарона, которые долгие годы хранились в ковчеге (Евр. 9:4), в нем – на время установления ковчега в храме – уже не было. Возможно, они похищены были филистимлянами или другими врагами Израиля. Но, может быть, до Соломона и в его дни эти предметы хранились не в ковчеге, а лежали перед ним (Исх. 16:33-34; Чис. 17:10), а в ковчег были положены позднее и, в конце концов, были утеряны.

3-Цар. 8:10-11. Облако, наполнившее храм, было зримым свидетельством присутствия в нем славы Господней. Такое же явление имело место по освящении скинии (Исх. 40:34-35).

б. Соломон обращается к народу (8:12-21)

3-Цар. 8:12-14. Ссылаясь на слова Господа, что Он благоволит обитать во мгле, Соломон мог иметь в виду сказанное в Исх. 19:9; Втор. 4:11; также Исх. 34:5; Лев. 16:2; Втор. 31:15. Из перечисленных мест видно, как часто облако символизировало присутствие Господне. Соломон говорит, что исполнил свое намерение построить храм в жилище Богу, где бы Он пребывал (как прежде пребывал в скинии) во веки (т. е. как можно дольше). В великолепии созданного им храма царь Соломон постарался отразить несравненное величие Иеговы.

Обратившись лицем к стоявшим перед ним израильтянам, царь благословил все их собрание.

3-Цар. 8:15-21. И ныне исполнил рукою Своею; это означает, что сделанное Соломоном на самом деле исполнено было Самим Богом (сравните стих 24). В стихе 16 Соломон подразумевает обещание Бога, что нмя Его (т. е. Он Сам) будет обитать в Иерусалиме (толкование на 2-Пар. 6:6), где присутствие Его и явления природы Его и силы будут очевидны. В молитвах Соломона слово «имя» встречается 14 раз (3-Цар. 8:16-20,29,33,35,41-44; в стихе 43 – дважды и в стихе 48).

Как бы устами Господа воздает Соломон должное отцу своему Давиду за желание построить храм (стихи 17-18), но затем объясняет народу, что желанием Бога было, чтобы храм этот построил сын Давида (сравните 2-Цар. 7:12-13). И Соломон поступил по желанию Бога и прославил Его. Зримо для людей храм являлся (в первую очередь) местом для ковчега; он был земным троном Бога и вместилищем Божиих обетовании по завету, которые Он дал искупленному Им народу.

в. Молитва Соломона при освящении храма (8:22-53)

3-Цар. 8:22-24. Соломон… стал, а затем опустился на колени (стих 54), на сооруженный во дворе храма медный амвон (2-Пар. 6:13). Свою молитву он начал с вознесения хвалы Богу Израилеву, подобного Которому нет ни на небесах ни на земле. Продолжая молитву, Соломон просил Бога не оставлять милостью Своей народ Его – Израиль. Девять просьб можно выделить в этой молитве:

1) Да услышит Бог молитвы царя Соломона и Своего народа.

3-Цар. 8:25-30. Соломон просит, чтобы верность свою Давиду Господь продолжал являть народу израильскому (да останется «престол Израилев» за наследниками царя Давида; стихи 25-26 сравните с 2:4).

2) Просьба о праведных судах Божиих здесь, на земле.

3-Цар. 8:31-32. Да разрешает Сам Господь конфликты, возникающие между израильтянами, да воздает им по вине их и по правде.

3) Просьба о прощении грехов, наказание за которые придет на Израиль от неприятелей их.

3-Цар. 8:33-34. Царь просит Господа прощать кающийся Израиль, всякий раз возвращая его в землю его отцов.

4) Просьба об избавлении от наказания, которое выразится в удержании дождя.

3-Цар. 8:35-36. сравните Лев. 26:18-19; Втор. 11:16-17; 28:23-24.

5) Просьба о прощении грехов и избавлении от бедствий, посылаемых за них.

3-Цар. 8:37-40. Соломон перечисляет голод, болезни, стихийные бедствия, вражеские нашествия. Все это – орудия наказаний

Господних. Об избавлении от них по молитвам искреннего покаяния просит царь Того, Кто один знает сердце каждого человека.

6) Ходатайство Соломона о чужеземцах.

3-Цар. 8:41-43. Царь просит у Бога милости для всякого иноплеменника, узнавшего имя Его и пришедшего помолиться к храму. Да станут народы земли так бояться имени Иеговы, как боится его (в значении «чтит») Израиль.

7) Моление о даровании побед в битвах.

3-Цар. 8:44-45. Народу, молящемуся к храму Иеговы, да будут дарованы Им победы в битвах.

8) Моление о возвращении народа из плена.

3-Цар. 8:46-51. Как бы в пророческом видении судьбы Божиего народа обращается Соломон к Иегове. Да, за их грехи против Него они будут уведены в чужие земли; и воззовут к Нему о прощении, и Он вернет их в землю отцов. сравните «молиться, обратившись к земле своей», с молитвой Даниила (столетия спустя) у окон, смотревших на Иерусалим (Дан. 6:10).

9) Да внимает Господь всякой молитве.

3-Цар. 8:52-53. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (стих 52).

Мысль о том, что народ Израильский – наследие Божие (да хранит Он верность ему и милость в будущем, как хранил в прошлом!) пронизывает всю эту молитву Соломона (стихи 23-53).

г. Соломон благословляет народ (8:54-61)

3-Цар. 8:54-55. Все сие моление… Соломон произнес, стоя на коленях, с руками, простертыми к небу. И, встав с колен, он благословил народ.

3-Цар. 8:56-61. Царь прославил Господа за то, что Он дал покой народу Своему Израилю и сдержал все слова обещаний Своих, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея. Славя Бога, Соломон одновременно напоминал об этом народу. И еще три желания выразил он, обращаясь к Иегове. Да пребудет Он с ним, Соломоном, и с народом израильским во все время царствования его, как пребывал с отцами их; да даст народу желание и силы соблюдать все заповеди Его и уставы Его и законы Его – да звучат слова Соломонова моления в сердце Господа день и ночь, чтобы Он делал все потребное для них изо дня в день. Последним же пожеланием Соломона было, чтобы все народы земли познали, что единственный истинный Бог – Иегова, Господь (сравните 18:39).

Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, вновь повторяет Соломон народу. Он сознавал, что это – непременное условие осуществления Господних обетований, но, к несчастью, сам он, по прошествии времени, нарушил это условие.

«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом», – читаем мы о завершении освящения храма в 2-Пар. 7:1.

д. Жертвоприношения Соломона (8:62-66)

3-Цар. 8:62-63. Неправдоподобно большим представляется число животных, принесенных Соломоном в мирную жертву по случаю освящения храма: двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Однако до нас дошли и записи о других жертвоприношениях, включавших тысячи и тысячи голов скота. В данном же случае следует учесть, что тысячи священников приносили жертвы на «вспомогательных» жертвенниках, и празднество, на протяжении которого мясо жертвенных животных поедалось участниками общинных трапез, продолжалось две недели.

3-Цар. 8:64-66. В день освящения храма Соломон… освятил – посредством жертвоприношений – и двор пред храмом. Это произошло в начале праздника кущей, который обычно продолжался одну неделю, но по случаю этого особенного торжества продлен был еще на неделю. (Восьмый день в стихе 66 надо понимать как «на следующий день по истечении вторых семи дней».)

Праздник кущей праздновался в воспоминание о годах странствований Израиля в пустыне (Лев. 23:33,41-43). Поэтому и храм следовало освятить именно в этот праздник – ведь сооружение постоянного святилища символизировало окончание этих странствований.

От входа в Емаф до реки Египетской – так обозначены границы Израиля от Севера до юга; народ на празднество сошелся от границы до границы, т. е. весь он участвовал в нем. Возвращаясь по домам, люди радовались всему тому, что сделал Господь… народу Своему Израилю.