Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. О НЕЧЕСТИВОЙ ЖЕНЕ АХАВА (ГЛ. 19)

а. Бегство Илии (19:1-18)

3-Цар. 19:1-5а. Царицы Иезавели на горе Кармил не было, и обо всем происшедшем там она узнала от своего мужа. Возможно, Ахав надеялся, что сила Иеговы, явленная Им через Илию, произведет на царицу впечатление, и она предпочтет Господа Ваалу. Но та лишь впала в ярость и через своего посланца клятвенно заверила Илию, что не пройдет и суток, как она поступит с ним так же, как он поступил с пророками Ваала.

Примечательно, что угроза Иезавели испугала Илию. Не так давно он уговаривал «не бояться» сарептскую вдову (17:13) и совсем недавно всенародно продемонстрировал бессилие богов, которыми клялась отомстить ему Иезавель. И вот теперь он испугался той силы, которой обладала царица, словно позабыв о том, как Бог хранил его под Своей защитой на протяжении трех с половиной лет. (Высказывалось в этой связи соображение, что страх этот мог быть допущен в душу пророка Самим Богом, чтобы не утратил он сознания своей немощи.) Так или иначе, Илия бежал из Изрееля, чтобы спасти жизнь свою… в Вирсавию. Скрываясь от мести царицы, он прошел через всю территорию Иудеи (Вирсавия – самый южный город Иудеи).

Ища уединения, он… отошел оттуда в пустыню (Негев) на день пути (оставив своего слугу в Вирсавии), т. е. прошел еще километров 20. Пришедши, Илия сел под можжевеловым кустом (это растение пустыни, достигающее трех метров высоты и более, служит для топлива, а также дает некоторую тень). Пророк настолько впал в уныние, что стал просить у Бога смерти. Его заявление «ибо я не лучше отцов моих» (19:4), возможно, свидетельствовало о том, что Илия почел себя не справившимся со своим предназначением, поскольку ему, как и «отцам», не удалось отвратить израильтян от поклонения Ваалу. Измученный бегством и переживанием, Илия заснул.

3-Цар. 19:5б-8. Проснулся Илия от прикосновения Божиего посланника и слов Его: встань, ешь. Подкрепившись свежей лепешкой и напившись воды из кувшина (оставленных ангелом), Илия… опять заснул. Можно предположить, что Ангел явился Илии в образе человеческом, как это часто бывало в ветхозаветное время. И вторично явился ему Божий посланник некоторое время спустя, побуждая еще раз подкрепиться перед дальней дорогой. Моисей и израильтяне 40 лет странствовали по этой пустыне, питаемые Божией манной, усваивая по пути уроки милости Его и заботы.

Теперь Илии предстояло пересечь эту же пустыню за сорок дней и сорок ночей, хотя прямой путь от Вирсавии до Хорива (древнее название горы Синай; сравните Исх. 3:1; 17:6; 33:6; Втор. 5:2; 3-Цар. 8:9; Пс. 105:19; Мал. 4:4) не занял бы более 14 дней, ибо составляет примерно 200 км. Следовательно, Илия шел медленно, видимо, избирая окольные пути, чтобы уйти от возможных преследователей; вероятно, он делал продолжительные остановки, и все это время Бог не переставал духовно укреплять его. Может быть, Он чудесным образом питал Своего пророка, как и при начале его пути (стихи 5-7), но, возможно, что, подкрепившись пищей, данной ему ангелом, Илия последующие 40 дней… и ночей ничего не ел и не пил, как в свое время Моисей (Исх. 34:28; Втор. 9:9,18).

Наконец он дошел до горы Божией Хорива, где Бог когда-то открылся Моисею и израильтянам и где Он вступил в завет со Своим избранным народом.

б. Илия получает откровение (19:9-18)

3-Цар. 19:9-16. В одной из горных пещер Илия нашел убежище для себя. И там ему было дано откровение свыше. Вопросом к Илии: что ты здесь (делаешь)? – Бог начинает беседу с ним. Отвечая Иегове, Илия не скрывает от Него охватившее его чувство подавленности, беспомощности и одиночества – перед лицом преследующих его нечестивцев!

Конечно, он знал, что не «один остался» среди верных Богу пророков (сравните 18:13), но чувствовал себя так, как если бы остался… один. «Возревновавший о Господе… Саваофе», он полагал, что потерпел поражение. Однако милостивый Бог не стал ни упрекать, ни наказывать Своего удрученного пророка, Он лишь наглядно продемонстрировал ему, что Божий пути – не то же самое, что пути человеческие.

3-Цар. 19:11-14. Встав у своей пещеры, Илия сделался свидетелем (согласно англ. тексту Библии) разыгравшихся по повелению Господа стихий, как за столетия до того был их свидетелем в этих же местах Моисей (Исх. 19:16-18), да и сам он – в известном смысле – совсем недавно на горе Кармил (3-Цар. 18:38,45). Илии было, однако, возвещено, что на этот раз не в сильном ветре… не в землетрясении и не в огне будет Господь, но в веянии тихого ветра (согласно англ. тексту – «в тихом голосе, шепоте»). Очевидно, это следует понимать в том смысле, что на этот раз Иегова даст откровение о Себе не в действии стихий, а в тихом и ласковом обращении к человеку (образ духовного, милосердного Начала, каковым и на страницах Ветхого Завета является Бог).

Есть основания полагать, что между демонстрацией Илии действия стихий и прозвучавшим для него «тихим голосом» прошло какое-то время. Илия снова сидел в пещере, но услышав сие (т. е. веяние ветра или шепот), опять вышел, закрыв лице… милотью (плащом). На вторично, в той же форме, прозвучавший к нему вопрос Господа (сравните стих 9), пророк ответил теми же словами (сравните стих 10).

3-Цар. 19:15-17. И тогда Бог повелел пророку возвратиться тем же путем, каким шел сюда, но идти в Дамаск – с тем, чтобы исполнить три Его задания: помазать Азаила в царя над Сириею (табл. «Цари Сирии в 3 и 4 книгах Царств» в комментарии на 3-Цар. 11:23-25), Ииуя – в царя над Изралем, а Елисея… из Авел-Мехолы в преемники себе. Через этих трех людей Иегове предстояло покончить с поклонением Ваалу, и зачинателем этого процесса должен был стать Илия.

Азаил впоследствии послужил орудием Божиего наказания Израиля, о чем читаем в 4-Царств; Ииуй уничтожил дом Ахава и культ Ваала (4-Царств). Оба они действовали мечом в буквальном смысле слова, Елисей же действовал «мечом духовным».

На деле Илия выполнил лишь последнее из указаний Господа, помазав Елисея в пророки вместо себя, но через него, своего преемника, он как бы выполнил и первые два задания. Елисей, хотя и необычным образом, был вовлечен в воцарение Азаила в Сирии (4-Цар. 8:7-11), а один из его помощников помазал в цари Ииуя (4-Цар. 9:1-3).

3-Цар. 19:18. Бог затем открыл Илии, что сохранил в Израиле семь тысяч верных Своих последователей, не преклонившихся пред Ваалом и не целовавших, как это принято у язычников, символы и изображения этого божества. Число «семь тысяч», которым обозначен здесь «остаток» верных Иегове, может соответствовать неопределенному множеству людей; «7», как известно, является числом святости, божественной полноты.

Сообщенное ему Богом не могло не обрадовать Илию, в отношении которого, если бы не страх и уныние, охватившие его, о чем повествуется в этой главе, трудно было бы поверить, что он был «человеком, подобным нам» (Иак. 5:17).

в. Преемник Илии (19:19-21)

3-Цар. 19:19-20. Илия оставил Синайский полуостров и на обратном пути встретил Елисея (имя это значит «В моем Боге – спасение»). Было это близ родного города будущего пророка Авел-Мехолы (стих 16), в Иорданской долине, на полпути между Мертвым морем и морем Киннеретским, или Геннисаретским озером, на территории северного, Израильского, царства. Елисей, очевидно, принадлежал к состоятельной семье, владевшей большим земельным наделом (это видно из того, что пахал Елисей на 12-Парах волов).

Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть (плащ) свою; это было символическим действием, означавшим передачу силы и власти, сопряженных со статусом пророка. И Елисей осознал это, что видно из реакции его на действие Илии. Немедленно Елисей… оставил свой труд земледельца и последовал за Илиею. По его просьбе пророк разрешил ему проститься с родными. Фраза, переведенная как что «сделал я тебе?» – это идиоматическое выражение, означающее «поступай, как хочешь», или «разве я останавливаю тебя?» Илия как бы давал понять Елисею, что при всей важности пророческого призвания за ним остается свобода выбора.

3-Цар. 19:21. Символическое значение имеет и поступок Елисея, о котором говорится в этом стихе. Заколов пару волос и поджегши плуг, на котором пахал, Елисей тем запечатлел свое решение порвать с прежней жизнью ради служения Богу. Для прощального пиршества он… нажарил мясо волов и раздал его людям, и они ели. А сам Елисей стал слугою и помощником пророка Илии.