Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. МУДРОСТЬ СОЛОМОНА (ГЛ. 3)

Мудрость Соломона, явленную им в обращении с его политическими противниками, автор подчеркивает и на протяжении главы 3.

а. Соломон женится на дочери фараона; почитание им, наряду с Господом, других богов (3:1-3)

Отношение царя к возложенным на него обязанностям и его отношение к Богу – причина получаемых им свыше благословений.

3-Цар. 3:1. О женитьбе Соломона на дочери египетского фараона, видимо, сообщается вне хронологической связи с другими событиями его жизни, но – как о факте, имевшем важное историческое значение. Соломон заключил мирный договор с фараоном (по всей видимости, с одним из последних фараонов 21-ой династии), который и скрепил браком с его дочерью.

В его гареме было немало неизраильтянок; постановления закона, касавшиеся брака (Исх. 34:16; Втор. 7:3), Соломон не соблюдал с надлежащей строгостью, хотя по поводу его брака с египтянкой следует сказать, что упомянутые постановления прежде и более всего относились к хананеям, и есть основания полагать, что, по крайней мере, культ служения египетским богам этой царевной принесен в Иерусалим не был.

Заключив этот «политический брак», Соломон установил мир с большой соседней страной (лежавшей на юго-запад от Израиля), которая в дни Соломона значительно ослабела.

Свою жену-египтянку царь поселил в городе Давидовом, который в то время занимал лишь восточный холм Иерусалима. Стены, построенные вокруг него еще Давидом, Соломон значительно расширил (что и подразумевается под фразой «построил… стены вокруг Иерусалима»; это так называемая «первая стена»). Какое-то время спустя (после женитьбы на египтянке) Соломон воздвиг в Иерусалиме царский дворец и храм, и другие здания, в частности, дворец для египетской царевны (7:8).

3-Цар. 3:2-3. В дни Судей израильтяне переняли у хананеев обычай приносить жертвы на высотах, т. е. на вершинах холмов и на других возвышенных местах. (Хананеи полагали, что таким образом они «приближаются» к небу, и молитвы и жертвы их скорее достигают богов. (Хотя и запрещенные законом (Лев. 17:3-4; Втор. 12:5-6), жертвоприношения на высотах продолжали – до построения храма – совершаться (1-Цар. 9:12), совершал их и Соломон, несмотря на то, что «возлюбил… Господа и ходил по уставу Давида» (стих 3). Видя в этом известную «несовместимость», автор 3-Царств употребляет частицу но (стих 3).

б. Соломон просит у Бога мудрости (3:4-15)

3-Цар. 3:4-5. Именно о «возвышенном месте» в Гаваоне идет речь и в стихе 4 (в русском тексте – жертвенник). Гаваон был одним из наиболее почитавшихся в то время мест богослужения (находился километрах в семи на север от Иерусалима, на территории Вениамина). Там-то и совершил Соломон грандиозное жертвоприношение Господу. И там явился Господь Соломону во сне ночью. Подобные явления не были чем-то необычным в древнем Израиле (сравните Быт. 28:10-15; 37:5-7 и т. п.). Обращаясь к Соломону, Бог предлагает ему: проси, что дать тебе.

3-Цар. 3:6-9. Отвечая, царь, прежде всего, признает, что великая милость, которой Бог удостоил отца его, вызвана была неизменным стремлением Давида угодить Богу и тем, что в сердце своем он был искренен перед Ним. Далее Соломон выражает тревогу по поводу собственной неопытности как в общих житейских вопросах (я отрок малый, т. е. «дитя малое»; Соломону не было и 20 лет, когда он вступил на трон), так и в делах управления многочисленным народом, доверенным ему (не знаю ни моего выхода, ни входа – образное выражение). Сможет ли он быть достойным «соправителем» Иеговы? Исходя из этого, Соломон просит у Бога дать рабу Его сердце разумное, чтобы судить народ Его (т. е. управлять им так, как это угодно Богу) и различать, что добро и что зло.

3-Цар. 3:10-14. Благо Божиего народа Соломон ставил выше естественного для человека желания жить долго и мирно, быть богатым и сильным, наслаждаться славой. И это было угодно в глазах Божиих. А потому Он не только обещал Соломону исполнить его просьбу (Я даю тебе сердце мудрое и разумное, как никому прежде… и после тебя не восстанет подобный тебе), но и дать ему то, чего он не просил – богатство и славу, и долгую жизнь, если будет действовать по воле Его, исполняя Моисеев закон.

3-Цар. 3:15. Как это часто бывает, благословение Божие еще более приблизило к Богу благословенного Им. Характерно, что, осознав свой сон и все значение его как откровение свыше, Соломон не пошел на одну из высот, а отправился к скинии, в место, назначенное Богом для служения Ему, чтобы там принести Ему жертву благодарения. Он не вошел в Святое Святых, куда входить мог лишь первосвященник, однажды в году (Лев. 16).

Но царь стал пред ковчегом завета Господня (т. е. находясь вне скинии, он стоял лицом к ковчегу). Принесенные им всесожжения означали, что он полностью отдает себя Богу; жертвы мирные символизировали радость общения с Богом и людьми, источник которой – Он Сам. И сделал (Соломон) большой пир для всех слуг своих.

в. Соломон являет свою мудрость (3:16-28)

Инцидент, изложенный ниже, несомненно, предлагается здесь с целью показать, что Господь действительно дал Соломону мудрость, как обещал (стих 12). Царь обрел способность проникать в глубинные причины и мотивы человеческих поступков (в данном случае он проник в тайну материнского инстинкта), и это дало ему возможность верно судить, почему в той или иной ситуации люди ведут себя так, а не иначе. Выносить поверхностные суждения – на основании случайных слов и видимых действий – напротив, не совместимо с мудростью.

3-Цар. 3:16-23. Две… блудницы жили в одном и том же доме, и обе родили (мальчиков); Одна после другой через три дня. Одна из них, нечаянно придушив своего ребенка во сне (она заспала его), подложила мертвого младенца соседке, а ее, живого, сына… взяла себе. И когда на утро та уличила ее, то не призналась в «подлоге» Не в состоянии разрешить своего спора, обе предстали перед царем.

3-Цар. 3:24-27. Выслушав женщин, Соломон приказал рассечь живое дитя надвое, чтобы «поделить» его, таким образом, между спорящими. Как и предвидел он, женщина, родившая это дитя, предпочла отдать его другой, чем увидеть мертвым. Другая же, не имевшая жалости к не ею рожденному, зло воскликнула, что пусть, мол, никому не достанется: рубите его! И повелел Соломон отдать ребенка той женщине, которая действительно родила его.

3-Цар. 3:28. Об этом суде Соломона услышал весь Израиль, и люди прониклись к нему благоговейным страхом как к правителю, мудрость которого от Бога.