Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. СОЛОМОН-ПРАВИТЕЛЬ (ГЛ. 4)

а. Официальные лица при Соломоне (4:1-6)

3-Цар. 4:1-3. Мудрость государя, несомненно, сказывается в избрании и назначении им сановников. Соломон назначил одиннадцать начальников. Трое из них названы священниками: Азария (стих 2), Садок и Авиафар (стих 4). Азария был не сыном, а внуком Садока (сравните 1-Пар. 6:8-9); словом «сын» на страницах Священного Писания нередко называются потомки. Елихореф и Ахия были писцами, своего рода секретарями при государе.

Это был важный пост: на писцах лежала вся дипломатическая переписка, они готовили царские указы, тексты торговых и военных договоров и т. п. Дееписатель… Иосафат – вел повседневные важные записи государственного значения и, очевидно, являлся к царю с докладами. В том же качестве служил Иосафат и при Давиде (2-Цар. 8:16; 20:24).

3-Цар. 4:4. Ванея был главнокомандующим армии Соломона. Садок и Авиафар «сослужили» как первосвященники при Давиде (2-Цар. 15:35). Но Авиафар был отстранен от служения Соломоном как принявший участие в заговоре Адонии (3-Цар. 2:20-27). Садок же продолжал выполнять обязанности первосвященника (2:35). Здесь Авиафар упомянут как один из сановников Соломона потому, что и, попав в опалу, сохранил свой сан.

Не исключено, что Азария (4:2) и Садок (4:4) параллельно несли первосвященническое служение, как прежде Авиафар и Садок.

3-Цар. 4:5-6. Двое из перечисленных здесь названы сыновьями Нафана (не пророка Нафана; полагают, что их отцом был Нафан, сын Давидов (2-Цар. 5:14), и тогда Соломону они приходились племянниками). Азария (не тот же, что назван в стихе 2) стоял над 12 «начальниками округов» (приставниками), перечисляемыми в стихах 8-19.

Завуф принадлежал к священнической «чреде» и был личным советником Соломона, носившим титул друг пара (как Хусий при Давиде; 2-Цар. 15:37). Ахисар, очевидно, надзирал за многочисленной дворцовой челядью и отвечал за все работы, исполнявшиеся при дворе.

Адонирам (сравните 5:14) был главным надсмотрщиком над жившими в Израиле неевреями, которые исполняли разнообразные общественные работы (5:13-14; 2-Пар. 2:2), в том числе и «оброчные» (9:21; 2-Пар. 8:8); он же ведал сбором податей (9:15).

б. Начальники округов при Соломоне (4:7-19)

3-Цар. 4:7-19. Израиль был разделен на 12 административных округов (согласно числу месяцев в году), и в обязанности каждого из 12 – соответственно – приставников входило доставлять (в назначенный ему месяц) продовольствие царю и дому его, а также ячмень и солому тысячам его коней и мулов (4:28). Судя по тому, что двое из «приставников» были зятьями Соломона (4:11,15), весь этот перечень высших сановников царя относится примерно к середине его правления. Из перечисленных лишь Ахимаас, женатый на дочери Соломона (возможно, сын священника Садока; сравните 2-Цар. 15:27), упоминается не только здесь. карту «12 округов при Соломоне и окрестные народы». Колено Иудино не вошло ни в один из округов – может быть, потому, что Соломон не обложил его податью и «оброком».

в. Преуспевание Соломона (4:20-28)

3-Цар. 4:20. Соломон правил единым царством, сильным и процветавшим, с многочисленным, как песок у моря, населением. (Комментарии на Иуду и Израиль в 1:35.) Наслаждаясь миром и благополучием, люди ели, пили и веселились.

3-Цар. 4:21. Царство Соломона простиралось от реки Евфрата (сравните стих 24) на востоке и севере до земли Филистимской на западе и Египта – на юго-западе. Это не значит, что завет, заключенный Богом с Авраамом (Быт. 15:18-20), исполнился в дни Соломона – ведь не вся эта территория входила в географические границы собственно Израиля; многие вассальные Соломону царства сохраняли известную автономию и лишь платили ему дань (дары). Собственно Израиль лежал в границах от Дана до Вирсавии (3-Цар. 4:25).

3-Цар. 4:22-25. О степени экономического процветания народа свидетельствует, в частности, количество продовольствия (стихи 22-23), ежедневно поставлявшегося к царскому двору (стих 7). Согласно произведенным подсчетам лишь муки тонкого и грубого помола доставлялось более 20 тысяч литров; перечисляется множество отборного скота, дичи и птиц.

Такое обилие и разнообразие поставок обусловливалось географической протяженностью царства – от города Типсаха, расположенного на берегу Евфрата (на севере) до филистимского города Газы на юге (сравните стих 21). Каждый жил под виноградником своим и под смоковницею своею – образно сказано о мире и процветании Израиля при царе Соломоне (сравните Мих. 4:4; Зах. 3:10). Ибо виноградник и фиговое дерево (смоковница) символизируют как израильский народ, так и изобилие земли Обетованной.

3-Цар. 4:26-28. У Соломона было множество коней; судя по количеству стойл, двенадцать тысяч только для его конницы (сравните 2-Пар. 1:14), плюс тысячи коней, которых впрягали в колесницы (судя по 2-Пар. 1:14, колесниц было 1400). Представляется, что стойл для коней колесничных было не сорок тысяч (по-видимому, при переписке вкралась ошибка), а четыре тысячи, как указано в 2-Пар. 9:25. Кони и колесницы, размещавшиеся по разным городам, которые в 2-Пар. 9:25 названы «городами колесничными» (сравните 3-Цар. 9:19), необходимы были как для успешного ведения войны, так и для обороны, служа (в глазах потенциального агрессора) надежным сдерживающим средством. Те же «приставники», которые ведали продовольственным обеспечением царского двора, доставляли… ячмень и солому для коней и… мулов.

г. О мудрости Соломона (4:29-34)

3-Цар. 4:29. Подчеркивается, что, во исполнение Своего обещания (3:12; 5:12), дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум. Мудрость – залог преуспевания; для государя – если он руководствуется ею и в собственной жизни, что с Соломоном, к сожалению, происходило не всегда. Под обширным умом царя понимается энциклопедичность его знаний (для того времени, конечно), присущие ему острота восприятия вещей и проницательность.

3-Цар. 4:30-31. Мудростью своей Соломон превосходил всех сынов востока и Египта (последний особенно преуспел в развитии естествознания; сравните со сказанным о Соломоне в 4:33); восточные земли и Египет славились своими мудрецами. И был царь мудрее всех людей, которых почитали за их ум и знания; они перечислены здесь: Ефан Езрахитяннн (Пс. 88, автором которого он, возможно, является), Еман (оба – Ефан и Еман – были музыкантами; 1-Пар. 15:19), Халкол и Дарда. Три последних названы тут сыновьями Махола, но в 1-Пар. 2:6 обо всех четырех (и о Зимри) сказано как о сынах (очевидно, в значении потомков) Зары; толкование на 1-Пар. 2:16.

3-Цар. 4:32-34. Мудрость Соломона нашла отражение в его притчах. Несколько сот их, из общего числа три тысячи, вошли в книге Притч и в книге Екклесиаста. Одной из написанных царем 1005 песней является Песнь Песней. Соломон был выдающимся представителем двух основных видов древнееврейской поэзии: нравоучительной (притчи) и лирической (песни). Прославился он и как исследователь в области ботаники и зоологии (стих 33).

Сказанное в стихе 34 является гиперболой, цель которой показать, что многие знаменитые люди из ближних и дальних мест приходили послушать… Соломона и поучиться у него, ибо он, как и обещал ему Бог, был признан мудрейшим человеком. Впоследствии на долгие века стало традицией всю мудрость Востока ставить в связь с именем Соломона.