Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

В. Храм и дворец Соломона (главы 5-8)

1. ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ (ГЛ. 5)

а. Соломон обращается к Хираму (5:1-6)

3-Цар. 5:1. Тир, расположенный на север от Израиля, был значительным портовым городом на побережьи Средиземного моря и одним из главных городов Финикии, дружественной Израилю страны. Хирам, царь Тирский, всегда был другом Давида. Когда Давид сооружал свой дворец, Хирам послал ему необходимые материалы и строителей (2-Цар. 5:11). Теперь, узнав о воцарении в Израиле сына Давида, он послал к нему своих послов.

3-Цар. 5:2-5. Хирам, очевидно, знал о желании своего друга Давида построить храм, как и о том, что по причине войн, которые он вел, ему не позволено было приступить к строительству. Теперь, когда Господь… даровал Израилю мир (4:24-25), Соломон мог осуществить желание отца. Об этом он ставит в известность Хирама, ожидая помощи и сотрудничества с его стороны.

3-Цар. 5:6. Кедры ливанские в обилии произрастали на западных склонах Ливанских гор (на восток от Тира); в наши дни их осталось совсем немного. Это были очень старые деревья с твердой красивой древесиной; они представляли собой отличный строительный материал, так как нелегко поддавались гниению и действию древесных «жучков».

Очевидно, Сидоняне (жители Сидона, другого крупного финикийского города, расположенного на север от Тира) славились умением рубить кедры, и Соломон хотел, чтобы своим искусством они поделились с его людьми; он предлагает Хираму оплатить их услуги (рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих.

б. Хирам заключает договор с Соломоном (5:7-12)

3-Цар. 5:7-9. На просьбу Соломона Хирам откликнулся с энтузиазмом. Может быть, в результате многолетних дружественных контактов с Давидом Хирам проникся почтительным отношением к Иегове. Он славит Господа за то, что дал Давиду сына, способного мудро управлять многочисленным народом Израиля.

Возможно, в стихах 3-6 приведен не весь текст послания Соломона Хираму, судя по тому, что во исполнение желания Соломона финикийский царь готов поставить ему не только кедровые, но и кипарисовые деревья. В ответ он просит исполнить и его желание – доставлять продовольствие для его дворца.

3-Цар. 5:10-12. Соломон согласился на условия Хирама и стал ежегодно поставлять ему примерно 5 млн. литров пшеницы (в древности зерно хранилось в керамических сосудах) и приблизительно 450 тыс. литров оливкового… масла. А также, судя по 2-Пар. 2:10, ячмень и вино. По-видимому, и Хирам содержал большой двор, куда входило множество придворных, помимо членов царской семьи.

Союз между Хирамом и Соломоном (опять подчеркивается мудрость еврейского царя; стих 12) и мир между ними продолжался долгие годы.

в. Соломон облагает своих подданных трудовой повинностью (5:13-18)

3-Цар. 5:13-18. Трудовой повинностью… царь обложил множество проживавших в стране неизраильтян (сравните 2-Пар. 8:7-8). Однако на государственной работе (на горах Ливанских) они находились по месяцу, а затем два месяца проводили дома, работая на себя. Помимо тридцати тысяч рабочих, периодически отправлявшихся в Финикию, на подготовке строительства было занято 3 300 начальников (т. е. надзирателей за рабочими), плюс еще 550, о которых сказано в 9:23. (Приведенные здесь данные незначительно расходятся с приведенными в 2-Пар. 2:18 и 8:10.) Начальствовал над всеми ними… Адонирам (сравните 3-Цар. 4:6).

Семьдесят тысяч носильщиков переносили известняковые блоки, вырубленные в каменоломнях Ханаана, севернее Иерусалима, доставляя их к месту строительства. В каменоломнях было занято восемьдесят тысяч каменотесов. Под «обделанными камнями» понимались те, которые предварительно подверглись своеобразной обработке, принятой в древнем Израиле. Особым способом этим камням придавалась «рельефность», благодаря которой каждый выделялся потом на общем фоне стены.

На вырубке и обработке камней, а также на «приготовлении» деревьев к употреблению их строителями, были заняты люди как Соломона, так и Хирама (в том числе Гивлитяне, т. е. жители финикийского города Гевала (современный Библос), расположенного менее чем в 20 км. на север от Бейрута и километрах в 80 севернее Тира).