Система идолопоклонства, установленная Иеровоамом (12:28-33), вскоре была осуждена Божиим пророком. Иносказательно и вместе с тем наглядно этот человек обличил нечестивые нововведения Иеровоама. Но вслед за тем сам пророк попал в сеть, расставленную ему.
а. Пророчество (13:1-10)
3-Цар. 13:1-3. Миссию свою этот человек
Божий, имя которого не названо, исполнил на основании слова Господня (стихи 1-2,9); его пророчество, произнесенное публично, прозвучало как слово осуждения из уст Самого Бога – в тот момент, когда Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Вероятно, не случайно пророк этот, посланный свыше, пришел в Вефиль… из Иудеи, где жил при правителе из дома Давида.
Это пророчество одно из самых впечатляющих в Священном Писании, потому что в нем было названо даже имя царя, который появился на исторической сцене лишь 290 лет спустя, и предсказано все то, что он действительно совершил. Иосия, который царствовал с 640 по 609 гг. до Р. Х., в точности исполнил сказанное человеком Божиим (4-Цар. 23:15-20). Он уничтожил жертвенник в Вефиле, возведенный Иеровоамом, и убил всех лжесвященников, служивших там.
Знамения нередко сопутствовали пророчествам такого рода, которым исполниться предстояло долгое время спустя. В данном случае знамением явилось то, что неугодный Богу «жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался» (стих 5).
3-Цар. 13:4-6. Однако едва лишь слова о знамении были произнесены, как Иеровоам приказал схватить пророка. И при этом простер вперед руку свою (жест символизировавший власть). Но прежде чем распался жертвенник, совершилось знамение непредсказанное: рука царя одеревенела – в знак того, что Божия власть выше власти Иеровоама, и что власть этого земного царя Бог в состоянии «парализовать» и лишить всякого значения и силы. И тогда царь смирился перед Богом и просил пророка умолить Его исцелить ему руку, что Господь и совершил в милости Своей. В словах Иеровоама о Иегове «твой Бог» (а не «наш Бог») можно усмотреть признак того, что он и сам сознавал свое отступничество.
3-Цар. 13:7-10. На Ближнем Востоке обычай гостеприимства почитался священным. Тем не менее, гостеприимство царя пророк отвергает. Ведь вкушать пищу с тем, кто пригласил тебя под свой кров, означало вступить с ним в дружбу, принять его покровительство. Но Божиему человеку запрещено было вступать в близкое общение с нечестивым Иеровоамом, да, видимо, и с жителями Иерусалима (не ешь там, идолопоклонство которых было Богу отвратительно. Вероятно, возвратиться другою дорогою пророку сказано было с тем, чтобы его не выследили на обратном пути и не причинили ему зла. До этого момента пророк исполнял указания свыше в точности.
б. Согрешение пророка (13:11-19)
3-Цар. 13:11-19. В Вефиле жил один пророк весьма преклонных лет (старец). Может быть, по старческой немощи не стал он уходить с насиженного места после того, как израильтяне впали в идолопоклонство, и остался жить в центре его.
С какой целью поехал он за человеком Божиим… из Иудеи, не сказано. Возможно, услышав про все, что тот сделал, просто захотел поближе с ним познакомиться. А, может быть, и позавидовал ему и поддался злому против него умыслу. Так или иначе, но когда пророк из Иудеи отказался воспользоваться и его гостеприимством, вефильский пророк солгал ему и заманил его к себе в дом обманом. Видимо, богоотступничество царя Иеровоама настолько сказалось на нравственном состоянии его подданных, что даже и пророк в царстве его впал в соблазн и стал причиной гибели своего собрата.
в. Смерть и погребение Божиего человека из Иудеи (13:20-32)
3-Цар. 13:20-22. Хотя старый пророк согрешил, слово Господне прозвучало именно к нему (возможно, с тем, чтобы он вполне осознал последствия своего греховного поступка), как это происходило и во многих других случаях, когда Господь обращался к Своим пророкам, вышедшим из повиновения Ему (например, к Ионе, к Илии). Вефильский старец возвестил своему гостю о его печальной судьбе: за то, что он не соблюл повеления…
Господа, он не будет погребен вместе с отцами своими (для древних евреев, веривших в посмертное общение со своими предками, это имело особое значение). Суровое наказание этого пророка, особенно в сравнении с тем, что другой пророк, введший его в соблазн, как будто бы остался не наказанным, может показаться несправедливым. Однако суровость эта пропорциональна значимости той миссии, которой Бог удостоил пророка из Иудеи. Всему Израилю предстояло услышать о его пророчестве относительно Божиего суда над Иеровоамом.
И если бы теперь Бог оставил без наказания его самого, ослушавшегося того же самого слова свыше, о котором он возвестил публично (стих 9), то не была бы ли тем самым брошена тень как на его пророчество, так и на верность Бога слову Его? По сравнению с этим, согрешение старого пророка могло быть воспринято как частное дело, подлежавшее осуждению Богом в частном, так сказать, порядке.
3-Цар. 13:23-32. Львы и дикие звери не разгуливали по дорогам древнего Израиля, однако, случалось, выходили и на дороги, появлялись в населенных местах (сравните Суд. 14:5) и порой убивали людей. Но этот лев был послан свыше, чтобы покарать пророка из Иудеи; это ясно из того, что, умертвив его, он стал подле тела и стоял, не прикасаясь к нему, как не прикоснулся и к ослу пророка (стих 28).
О гибели человека Божия стало известно в городе (стих 25). Скорбя о нем, пророк, воротивший его с дороги, оплакал его и похоронил в собственной гробнице (стих 30). Конечно, его мучила совесть, и не давало покоя сознание своей вины. К нему пришло убеждение, что пророчество погибшего относительно Иосии сбудется (стих 32; сравните стих 2).
Из этой истории явствует, насколько важно неуклонно повиноваться слову Божию; то, о чем здесь рассказано, должно было послужить уроком Иеровоаму и еврейскому народу того времени. Кроме того, здесь явно подчеркнута та мысль, что кому больше дано, с того больше спросится; с пророком, на которого возложил большую ответственность, Бог и поступил более сурово, чем со «старцем», которому дано было меньше.
3. УПОРНОЕ ОТСТУПНИЧЕСТВО ИЕРОВОАМА (13:33-34)
3-Цар. 13:33-34. Итак, грехи царя Иеровоама (12:25-33) все были «взвешены» и подсчитаны, и был ему послан предупредивший его (13:1-6), тем не менее, очевидный урок (включая и трагическую смерть Божиего человека) не пошел царю Иеровоаму на пользу: он не сошел со своей худой дороги. Назначение им в священники каждого желающего, возможно, явилось наиболее дерзким проявлением его духовного отступничества.
Он пренебрег исполнением Божией воли, как была она выражена в законе Моисея. Все это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели. И хотя Бог использует социальные и политические ситуации, возникающие в человеческой среде, для осуществления в конечном счете Своих целей, грех Иеровоама навлек на Израиль тяжелые бедствия.
2. ПРИХОД БОЖИЕГО ЧЕЛОВЕКА ИЗ ИУДЕИ (13:1-32)
Система идолопоклонства, установленная Иеровоамом (12:28-33), вскоре была осуждена Божиим пророком. Иносказательно и вместе с тем наглядно этот человек обличил нечестивые нововведения Иеровоама. Но вслед за тем сам пророк попал в сеть, расставленную ему.
а. Пророчество (13:1-10)
3-Цар. 13:1-3. Миссию свою этот человек
Божий, имя которого не названо, исполнил на основании слова Господня (стихи 1-2,9); его пророчество, произнесенное публично, прозвучало как слово осуждения из уст Самого Бога – в тот момент, когда Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Вероятно, не случайно пророк этот, посланный свыше, пришел в Вефиль… из Иудеи, где жил при правителе из дома Давида.
Это пророчество одно из самых впечатляющих в Священном Писании, потому что в нем было названо даже имя царя, который появился на исторической сцене лишь 290 лет спустя, и предсказано все то, что он действительно совершил. Иосия, который царствовал с 640 по 609 гг. до Р. Х., в точности исполнил сказанное человеком Божиим (4-Цар. 23:15-20). Он уничтожил жертвенник в Вефиле, возведенный Иеровоамом, и убил всех лжесвященников, служивших там.
Знамения нередко сопутствовали пророчествам такого рода, которым исполниться предстояло долгое время спустя. В данном случае знамением явилось то, что неугодный Богу «жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался» (стих 5).
3-Цар. 13:4-6. Однако едва лишь слова о знамении были произнесены, как Иеровоам приказал схватить пророка. И при этом простер вперед руку свою (жест символизировавший власть). Но прежде чем распался жертвенник, совершилось знамение непредсказанное: рука царя одеревенела – в знак того, что Божия власть выше власти Иеровоама, и что власть этого земного царя Бог в состоянии «парализовать» и лишить всякого значения и силы. И тогда царь смирился перед Богом и просил пророка умолить Его исцелить ему руку, что Господь и совершил в милости Своей. В словах Иеровоама о Иегове «твой Бог» (а не «наш Бог») можно усмотреть признак того, что он и сам сознавал свое отступничество.
3-Цар. 13:7-10. На Ближнем Востоке обычай гостеприимства почитался священным. Тем не менее, гостеприимство царя пророк отвергает. Ведь вкушать пищу с тем, кто пригласил тебя под свой кров, означало вступить с ним в дружбу, принять его покровительство. Но Божиему человеку запрещено было вступать в близкое общение с нечестивым Иеровоамом, да, видимо, и с жителями Иерусалима (не ешь там, идолопоклонство которых было Богу отвратительно. Вероятно, возвратиться другою дорогою пророку сказано было с тем, чтобы его не выследили на обратном пути и не причинили ему зла. До этого момента пророк исполнял указания свыше в точности.
б. Согрешение пророка (13:11-19)
3-Цар. 13:11-19. В Вефиле жил один пророк весьма преклонных лет (старец). Может быть, по старческой немощи не стал он уходить с насиженного места после того, как израильтяне впали в идолопоклонство, и остался жить в центре его.
С какой целью поехал он за человеком Божиим… из Иудеи, не сказано. Возможно, услышав про все, что тот сделал, просто захотел поближе с ним познакомиться. А, может быть, и позавидовал ему и поддался злому против него умыслу. Так или иначе, но когда пророк из Иудеи отказался воспользоваться и его гостеприимством, вефильский пророк солгал ему и заманил его к себе в дом обманом. Видимо, богоотступничество царя Иеровоама настолько сказалось на нравственном состоянии его подданных, что даже и пророк в царстве его впал в соблазн и стал причиной гибели своего собрата.
в. Смерть и погребение Божиего человека из Иудеи (13:20-32)
3-Цар. 13:20-22. Хотя старый пророк согрешил, слово Господне прозвучало именно к нему (возможно, с тем, чтобы он вполне осознал последствия своего греховного поступка), как это происходило и во многих других случаях, когда Господь обращался к Своим пророкам, вышедшим из повиновения Ему (например, к Ионе, к Илии). Вефильский старец возвестил своему гостю о его печальной судьбе: за то, что он не соблюл повеления…
Господа, он не будет погребен вместе с отцами своими (для древних евреев, веривших в посмертное общение со своими предками, это имело особое значение). Суровое наказание этого пророка, особенно в сравнении с тем, что другой пророк, введший его в соблазн, как будто бы остался не наказанным, может показаться несправедливым. Однако суровость эта пропорциональна значимости той миссии, которой Бог удостоил пророка из Иудеи. Всему Израилю предстояло услышать о его пророчестве относительно Божиего суда над Иеровоамом.
И если бы теперь Бог оставил без наказания его самого, ослушавшегося того же самого слова свыше, о котором он возвестил публично (стих 9), то не была бы ли тем самым брошена тень как на его пророчество, так и на верность Бога слову Его? По сравнению с этим, согрешение старого пророка могло быть воспринято как частное дело, подлежавшее осуждению Богом в частном, так сказать, порядке.
3-Цар. 13:23-32. Львы и дикие звери не разгуливали по дорогам древнего Израиля, однако, случалось, выходили и на дороги, появлялись в населенных местах (сравните Суд. 14:5) и порой убивали людей. Но этот лев был послан свыше, чтобы покарать пророка из Иудеи; это ясно из того, что, умертвив его, он стал подле тела и стоял, не прикасаясь к нему, как не прикоснулся и к ослу пророка (стих 28).
О гибели человека Божия стало известно в городе (стих 25). Скорбя о нем, пророк, воротивший его с дороги, оплакал его и похоронил в собственной гробнице (стих 30). Конечно, его мучила совесть, и не давало покоя сознание своей вины. К нему пришло убеждение, что пророчество погибшего относительно Иосии сбудется (стих 32; сравните стих 2).
Из этой истории явствует, насколько важно неуклонно повиноваться слову Божию; то, о чем здесь рассказано, должно было послужить уроком Иеровоаму и еврейскому народу того времени. Кроме того, здесь явно подчеркнута та мысль, что кому больше дано, с того больше спросится; с пророком, на которого возложил большую ответственность, Бог и поступил более сурово, чем со «старцем», которому дано было меньше.
3. УПОРНОЕ ОТСТУПНИЧЕСТВО ИЕРОВОАМА (13:33-34)
3-Цар. 13:33-34. Итак, грехи царя Иеровоама (12:25-33) все были «взвешены» и подсчитаны, и был ему послан предупредивший его (13:1-6), тем не менее, очевидный урок (включая и трагическую смерть Божиего человека) не пошел царю Иеровоаму на пользу: он не сошел со своей худой дороги. Назначение им в священники каждого желающего, возможно, явилось наиболее дерзким проявлением его духовного отступничества.
Он пренебрег исполнением Божией воли, как была она выражена в законе Моисея. Все это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели. И хотя Бог использует социальные и политические ситуации, возникающие в человеческой среде, для осуществления в конечном счете Своих целей, грех Иеровоама навлек на Израиль тяжелые бедствия.