Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Деян. 7:1. Упоминаемым здесь первосвященником был, по всей вероятности, тот же Каиафа, который председательствовал на судах над Господом (Матф. 26:57; Мар. 14:54; Лук. 22:53; Иоан. 18:13,24; толкование на Деян. 4:5-6).

2. РЕЧЬ СТЕФАНА В СИНЕДРИОНЕ (7:2-53)

Деян. 7:2-53. Из записанных в книге Деяний Апостолов эта речь – самая длинная, что говорит о значении, которое придавал ей Лука. Греческий еврей Стефан всей жизнью своей и словами прокладывал путь Благовестию, выводя его в мир, лежащий за границами иудаизма. Но что конкретно из сказанного им в этой речи привело Стефана к гибели? Обвинений, выдвинутых против него, он, если и коснулся в ней, то косвенно; не защите себя посвятил он ее, а обзору истории Израиля и Божиих дел в ней – с одной целью: отстоять правоту христианства. Три главные мысли «красными нитями» проходят через эту смелую речь.

1. План Божий развивается и подвержен изменениям. Ибо в своих отношениях с родом человеческим и, в особенности, с Израилем Бог являет Себя как Начало творящее. Эту мысль Стефан раскрывает в пяти пунктах: а) Обетование Аврааму (стихи 2-8). Осуществляя Свой план относительно человеческой расы, Господь решает вывести Авраама, отца евреев, из Месопотамии в землю обетованную и дать ему 12 внуков, родоначальников будущих 12 колен Израильских, б) Пребывание Иосифа в Египте (стихи 9-16).

Переселение в Египет совершилось во исполнение Божиего предсказания, записанного здесь в стихах 6-7. Для потомков Иакова оно явилось событием, перевернувшим весь их жизненный уклад, в) Освобождение, пришедшее с Моисеем (стихи 17-43). Значительная часть речи Стефана посвящена Моисею и Исходу – еще одному определяющему аспекту израильской истории, г) Возведение скинии (стихи 44-46).

Сама конструкция скинии делала ее переносным сооружением, что, в свою очередь, свидетельствовало о временном ее характере. (Скинией свидетельства оиа была названа потому, что свидетельствовала о присутствии Бога среди иудеев.) д) Сооружение храма (стихи 47-50). Даже и храм предназначен был быть символом Божиего присутствия, а не действительным домом Бога. Деятельный Божий труд в народе израильском от Авраама до Соломона отмечен был творческим духом «нововведений» и перемен. Проводя эту мысль, Стефан стремился показать: если волей Божией Израиль знал на пути своей истории столько радикальных «перемен», как можно утверждать, что закон и храм – незыблемы и вечны?

2. Божии благословения отнюдь не ограничены землей Израиля и местом расположения храма.

Стефан привел четыре примера: а) Патриархи и вожди израильские были благословлены не в своей земле. Бог воззвал к Аврааму в Месопотамии и дал ему обетование прежде переселения его в Харран (стих 2). В Египте… Иосиф нашел благоволение у фараона, потому что Бог был с ним (стихи 9-10). В землю Маднамскую…

Моисей был послан Богом (стихи 29-34). (Чтобы подчеркнуть, что Бог благословил Моисея в этой чужой земле, Стефан замечает, что там родилась от Моисея два сына.) б) Сам закон дан был евреям не в их земле, а в пустыне (стих 38). в) В пустыне же была возведена скиния. Скиния свидетельств была у отцов наших в пустыне, говорит Стефан (стих 44).

И они взяли ее с собой во владения народов, изгнанных Богом от лица их (стих 45). г) Из слов Стефана явствовало, что даже их храм не следовало «суживать» в его богословском значении. Как может он, в самом деле, быть местом обитания Божиего, когда в Писаниях прямо сказано: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих (стих 49; Ис. 66:1).

3. Прошлое Израиля свидетельствует о его непрестанном противлении Божиим планам и людям, которых посылает Бог. И это – главная мысль в речи Стефана, как явствует из раздела, где она достигает своего апогея (Деян. 7:51-53). Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Тема эта звучит на протяжении всей речи Стефана, получая раскрытие в ряде конкретных примеров,

а) Вместо того, чтобы из Месопотамии прямо идти в землю обетованную, Авраам на какое-то время остается в Харране (стихи 2-4).

б) Иосиф был продан братьями своими в рабство в Египет (стих 9).

в) Моисей был отвергнут израильтянами (стихи 23-29). Крайне важно в этой связи отметить, что как Иосиф, так и Моисей были приняты «своими» лишь со второго раза (стихи 13,35-36). Параллель с Иисусом Христом, подразумевавшаяся тут Стефаном, едва ли не дошла до его слушателей,

г) От поклонения истинному Богу Израиль постоянно обращался к идолопоклонству (стихи 39-43). В этом грехе, особенно отвратительном в глазах иудеев апостольского века, конечно же, сказывалось упорное неверие Израиля. Именно за этот грех Бог наказал их изгнанием в Вавилон (стих 43).

д) Смысла и назначения храма, который возвел в своей земле, народ израильский не понял (стихи 48-50). Из слов Стефана ясно следует, что иудеи верили, будто храм – это земное жилище Бога, нечто вроде иудейской «горы Олимп». На деле же он был местом поклонения Богу и вознесения Ему молитв, а не «домом» Его (сравните стих 48 с 3-Цар. 8:23-53).

Три главные мысли в речи Стефана тесно связаны между собой. Поскольку Богом предусмотрен План в развитии и поскольку благословения Его не приурочены лишь к местонахождению храма, Израилю следует быть настороже, чтобы не стать «камнем преткновения» на путях осуществления Отцом Небесным Его намерений, как это неоднократно бывало в прошлом (стих 51). Между тем, они становятся этим «камнем», препятствуя Божией работе через Церковь и не желая признавать действия Его благословений за пределами Израиля. Сказанное Стефаном в конце его речи имело непосредственное отношение к тому, в чем его обвиняли (6:11-14).

Возникает хронологическая проблема в 7:6, где сказано, что Израиль будет в порабощении и притеснении лет четыреста. В Гал. 3:17 Павел говорит о 430 годах, имея в виду период от получения обетования Авраамом (Быт. 15:13-16) до заключения Синайского завета. Разница между 400 и 430 легко объяснима тем, что Стефан прибегал к округленным цифрам. Другое возможное объяснение: 400 лет составляли время фактического рабства, тогда как 430 – время от утверждения завета (Быт. 39:9-15) до Исхода, совершившегося в 1446 г. до Р. Х.

Главная проблема, однако, в том, сколько времени пробыл Израиль в египетском рабстве. Если в Гал. 3:17 подразумевается, что 430 лет прошло от данного Аврааму обетования (Быт. 15) до Исхода, то время, проведенное Израилем в Египте составило бы 215 лет. Но если Деян. 7:6 принимать так, как сказано, то рабство израильтян продолжалось 400 лет.

Может быть наилучшее решение проблемы в следующем: обетования были даны Аврааму, Исааку и Иакову (они – все трое – были преемниками Божиего обетования); из Быт. 46:1-4 узнаем, что оно было подтверждено Иакову в Вирсавии, на его пути в Египет. От этого момента (когда Бог в последний раз дает обетование патриархам) до Исхода прошло 400 лет.

Другое из кажущихся противоречий у Стефана находим в 7:14. Он говорит о «семидесяти пяти душах» в семье Иакова, но в арамейском тексте как книга Бытия (Быт. 46:27), так и книга Исхода (Исх. 1:5), говорится о «семидесяти душах». В Септуагинте же и тут и там стоит «75». Считается, что Стефан, как грекоязычный иудей, пользовался Септуагинтой, и этим объясняется его «ошибка». Но чем объяснить это расхождение?

По всей видимости, тем, что соответствующий еврейский текст включает Иакова, Иосифа и двух сыновей его – Ефрема и Манассию (получается цифра 70), тогда как в Септуагинте Иаков и Иосиф опущены, зато включены семь внуков Иосифа (упоминаемые в 1-Пар. 7:14-15,20-25). Это «совпадает» с Быт. 46:8-26, где перечислено 66 имен, с опущением Иакова, Иосифа и даух сыновей Иосифа.

Еще одно видимое расхождение содержится в Деян. 7:16. Из слов Стефана следует, что Иаков был погребен в Сихеме, тогда как в Ветхом Завете ясно говорится, что он и его жена Лия (а также родители его – Исаак и Ревекка и родители его отца – Авраам и Сарра) погребены были в пещере Махпела в земле Ханаанской (Быт. 49:29 – 50:13).

Среди погребенных в Сихеме не было Иакова, но были Иосиф и его братья. Вначале Иосиф был похоронен в Египте, но потом перезахоронен в Сихеме (Быт. 50:26; Исх. 13:19; Иис. Н. 24:32). Правда, в книге Иисуса Навина (24:32) говорится только о «костях Иосифа», но очевидно, что и братья его были погребены в Сихеме (хотя Иосиф Флавий оспаривает эту точку зрения).

Что же касается Деян. 7:16, то сказанное в этом стихе относится только к «отцам нашим» (подразумеваются также Иосиф и его братья; 7:15), а не к Иакову. Фраза Стефана о гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова (стих 16), представляет еще одну проблему. Судя по книге Бытия (33:19), этот участок земли купил Иаков, а не Авраам. Объяснено это может быть в том смысле, что Авравм «купил эту землю» в лице своего внука Иакова.

Заметим, что благожелательное упоминание о Сихеме, главном городе самарян, не могло «понравиться» судьям Стефана. Но читателям Деяний Апостолов эта его ссылка на Самарию помогла сделать еще один шаг в правильном направлении, т. е. в осмыслении того факта, что Благой Вести суждено было выйти за пределы Израиля (Деян. 8).

3. «АТАКА» НА СТЕФАНА (7:54 8:1а)

Деян. 7:54-56. Реакцию религиозных властей на речь Стефана легко было бы предсказать: они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Но Стефана это не испугало, ибо он, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Нам привычен образ Господа Иисуса, сидящего по правую руку Отца (Пс. 109:1; Рим. 8:34; Кол. 3:1; Евр. 1:3,13; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22). То, что Иисус стоял, возможно, означает, что Он поднялся навстречу Стефану. Деян. 7:56 является кульминационным стихом в этой главе по ряду причин.

Прежде всего, в нем подтверждается то, что Христос сказал на суде перед лицом первосвященника (Мар. 14:62). И так же, как тогда эти слова Его привели к обвинению в богохульстве, так теперь повторение их Стефаном вызвало яростную реакцию со стороны «религиозников». Далее. Термин Сын Человеческий исполнен тут особого значения.

В Новом Завете он употреблен здесь в последний раз, и это единственный раз, когда в Евангелиях или в Деяниях Апостолов он исходит не из уст Господа Иисуса. Это словосочетание – Сын Человеческий – впервые появляющееся в Дан. 7:13-14, показывает, что Иисус есть Мессия. Оно явно эсхатологического характера. (дополнительные толкование на «Сына Человеческого» в Мар. 8:31.) И последнее: в Деян. 7:56 как бы «слились» два замечательных мессианских текста – Дан. 7:13-14 и Пс. 109:1. В первом из них подчеркнут вселенский характер правления Господа. Он – не просто один из иудейских правителей; Он – Спаситель мира.

В Пс. 109:1 Мессия представлен как Сидящий по правую руку Отца. Этим подчеркиваются не только сила Иисуса Христа и занимаемое Им положение, но и признание Его Отцом как Ходатая (1-Тим. 2:5). Чем, в свою очередь, доказывается, что люди имеют иной доступ к Богу, помимо храма и священников.

Деян. 7:57-58. Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они… единодушно устремилась на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями. Ибо богохульство подлежало наказанию смертью (Лев. 24:16).

Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян. 7:43; сравните Лев. 20:2). Юноша по имени Савл разделял чувства тех, кто побивали Стефана камнями. И те, кто совершали казнь, предварительно сложили свои одежды у ног… Савла, чтобы постерег их.

Деян. 7:59-60. Со словами, обращенными к Господу, Стефан предал дух свой Ему. Еще за мгновение до этого он молился о врагах своих (сравните Лук. 23:34,46). …Почил – здесь относится к телу, но не к духу. (Об «умерших» – Иоан. 11:11; 1-Фес. 4:13,15.)