Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 – 6:7)

I. ОППОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ (3:1 – 4:31)

а. Повод для проповеди (глава 3)

Деян. 3:1. Очевидно, в Иерусалимском храме отведено было постоянное время для молитв: в 9 утра, в полдень и в 3 часа пополудни (что и соответствовало «часу девятому»). Возможно, это время уточнено здесь, чтобы яснее стало то, о чем говорится в 4:3.

Деян. 3:2. Описание хромого от рождения подчеркнуто свидетельствует о степени его беспомощности. Это был человек более 40 лет (4:22). Его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными (буквально «Прекрасными»), чтобы он мог просить милостыни у входящих в храм. Речь, по-видимому, идет о восточных воротах храма, которые вели со «двора язычников» в «женский двор».

Деян. 3:3-11. Сверхъестественное исцеление хромого Божией силой, явленной через Петра и Иоанна, и затем восторженная реакция этого человека на происшедшее с ним вызвали в народе изумление и вместе ужас. Люди стали сбегаться на «место происшествия» – в притвор… Соломонов (крытую галерею, которая тянулась вдоль всей восточной стороны внешнего двора; 5:12). В Деяниях Апостолов рассказывается еще о двух случаях исцеления калек (9:32-34; 14:8-10).

Деян. 3:12. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, Петр произнес короткую, но сильную проповедь.

Деян. 3:13-15. Прежде всего, чудо исцеления, совершенное ими, он приписывает Иисусу, Которого прямо называет Сыном Божиим (сравните 26; 4:27,30). Затем подчеркивает тяжесть вины перед Ним иудеев, напомнив, что Отец Иисуса – это Бог Авраама, Исаака и Иакова. На головы иудеев апостол обрушивает фразы, тяжелые, как удары молотом: вы предали прославленного Сына Божия, вы отреклись от Него пред лицем Пилата, когда Пилат хотел отпустить Его. Вы отреклись… от Святого и Праведного, предали на смерть Дающего жизнь, а взамен Его, просили об освобождении убийцы. Особенно сильно звучит фраза: А Начальника жизни убили. Убили Того, от Которого берет начало всякая жизнь – как физическая, так и высшая – духовная. Но Бог воскресил Его из мертвых, чему Петр объявляет себя и своих товарищей свидетелями.

Деян. 3:16. Напомним, что в библейские времена имя отождествлялось с личностью, носившей его. Не вполне ясно, о чьей вере говорит тут Петр, но, по всей вероятности, о вере своей и Иоанна во Христе (во имя Его), я силу которой Христос (имя Его) укрепил хромого. О самой же вере тут говорится как о даре Христа, даровавшего и это исцеление в присутствии многих свидетелей.

Деян. 3:17-18. В некоторое утешение им Петр оговаривается, что, знает, народ и его начальники… сделали это по неведению (сравните Деян. 17:30; Еф. 4:18; 1-Пет. 1:14), не осознав, Кто «посетил их». И поэтому Бог предоставляет им возможность покаяться. Их неведение было предузнано Богом, и в страдании Христа исполнились ветхозаветные пророчества (Деян. 17:3; 26:23).

Деян. 3:19-21. Снова, как и в день Пятидесятницы (2:38), Петр призвал иудеев к покаянию. Хотел ли он сказать, что, если Израиль покается, то Царство Божие придет на землю? Да, и вот почему. 1) Греч, фраза, переведенная как до… совершения всего (3:21) связана с «восстановляешь» в 1:6 и по смыслу и с грамматической точки зрения («совершение» и «восстановляешь» образованы от одного корня).

В обоих случаях предполагается «восстановление» царства Израилю (сравните Матф. 17:11; Мар. 9:12). 2) В Библейском учении о Цврстве понятие «восстановления» как бы параллельно понятию «сотворения вновь» («сотворению нового»); сравните Ис. 65:17; 66:22; Матф. 19:28; Рим. 8:20-23. 3) Грамматический анализ позволяет установить разницу между придаточными предложениями цели в 3:19 и в 3:20 (чтобы загладились и да пошлет). В первом случае подразумевается достижение ближайшей цели, во втором – отдаленной.

Если Израиль покается, осуществится и вторая цель – наступление Царства (в тексте – времена отрады); имеется в виду второе пришествие Христа Мессии (стих 20). 4) Ветхозаветные пророки… предвозвестили дни сии (сравните стих 24 и стих 21). Не надо думать, будто древние пророки «предсказывали» возникновение Церкви. Для них это оставалось тайной (Рим. 16:25; Еф. 3:1-6). Однако пророки часто говорили о золотом мессианском Веке, т. е. о Тысячелетием Царстве на земле.

Предложение личного спасения и предложение Тысячелетнего Царства указывают как на Божию милость, так и на неверность Израиля. Бог предоставлял иудеям возможность покаяться уже после того, как им явлено было знамение в воскресении Христа; они отвергли Иисуса до распятия Его, и теперь им предлагалось поверить в Мессию воскресшего. В Деян. 3:17-21 выражена та мысль, что, покаявшись, Израиль достиг бы двух целей: 1) прощения греков для каждого иудея в отдельности, и 2) возвращения Мессии к Израилю как к народу.

Деян. 3:22-23. Тут Иисус предстает как «новозаветный Моисей» – во исполение Втор. 18:15-19 (сравните Иоан. 6:14). Он придет не только как Освободитель (подобно Моисею), но, подобно ему же, – как Судья (сравните Лев. 23:39 с Втор. 18:19; также Чис. 14:26-35).

Деян. 3:24-25. То, что Петр упоминает о Самуиле как о пророке, следующем после Моисея (13:20), ясно говорит о том, что к Иисусу Навину сказанное во Втор. 18:15 не относилось.

Все пророки (Деян. 3:18,21) так или иначе писали о днях сиих, т. е. о наступлении мессианского Века. Иудеи были сынами пророков и Авраамова завета, т. е. завета, который был дан Аврааму (Быт. 12:2-3; 15:18-21; 17:1-8; 22:18) и подтвержден отцам иудеев (к примеру, Исааку; Быт. 26:41). Иудеи были бы благословлены Богом, если бы, подобно Аврааму, уверовали (Рим. 3:28-29; 4:3; Гал. 3:6-7). Но в семени этого еврейского патриарха Бог, как и говорил, благословил не только иудеев, а все племена земные (Быт. 12:3; Рим. 4:12,16; Гал. 3:29; Еф. 3:6).

Деян. 3:26. Первыми, к кому Бог послал, воскресив Его, Сына Своего Иисуса, были евреи. Этот «хронологический принцип» прослеживается как во всех Евангелиях, так и в книге Деяний Апостолов (к примеру, Матф. 10:5; Деян. 13:46; Рим. 1:16). Объясняется это тем, что установление Царства зависело и все еще зависит от отклика народа израильского на обращенный к нему Божий призыв (Матф. 23:39; Рим. 11:26).