Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского к книге К Евреям

1Во оно же время возложи Ирод царь руце озлобити некия иже от церкве. 2Уби же Иакова брата Иоаннова мечем. 3И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и Петра: бяху же дние опресночнии. 4Егоже и емь всади в темницу, предав четырем четверицам воинов стрещи его, хотя по пасце извести его к людем. 5И убо Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от церкве к Богу о нем.

Во оно же время. В какое это время? При Клавдие императоре. Потому что римский император Каий назначил Агриппу царем иудейским, определивши Ирода вместе и с Иродиадою в Лугдон город галилейский. Это тот Ирод, при котором пострадал Иоанн, как об этом повествуют Иосиф и Евсевий. Итак это разногласие в имени, то есть, что вместо Агриппы сказано Ирод, произошло или от ошибки писца, или потому, что он носил два имени. Замечательно, что из двенадцати учеников Господних прежде всех пострадал Иаков. Озлобити некия иже от церкве. Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называются церковию. И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и Петра. Чтобы никто не сказал, что апостолы потому бестрепетно и безбоязненно идут навстречу смерти, что Бог восхищает их из рук ее, для того Бог и допустил, чтобы были преданы смерти и старейшие из них: Стефан и Иаков. Этим Бог показывает самим убийцам, что Он и от этого не удаляет их и здесь не препятствует им. Делом приятным было для их неуместных страстей убийство и убийство беззаконное. Надобно было положить конец их стремлению, а он Ирод, как палач больных, а не как врач их, подстрекает их, хотя тысячи примеров видел он и в жизни деда и отца своего Ирода. Бяху же дние опресночнии. Егоже и емь всади в темницу. Опять обнаруживается излишняя щепетильность иудеев: убить они не препятствовали, а препятствовали сделать это в такое время. Предав четырем четверицам воинов стрещи его. Это происходило и от гнева и от боязни. Чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией. А это случилось ради Петра, который был весьма известен. Молитва же бе прилежна бываемая от церкве к Богу о нем. Послушайте, как они ходатайствовали за учителей. Они не возмутились, не взбунтовались, но обратились к истинной сподвижнице – молитве.

6Егда же хотяше его извести Ирод, в нощи той бе Петр спя между двема воинома связан железнома ужема двема, стражие же пред дверми стрежаху темницы. 7И се ангел Господень предста, и свет возсия в храмине: толкнув же в ребра Петра, воздвиже его, глаголя: востани вскоре, и спадоша ему ужя железная с руку. 8Рече же ангел к нему: препояшися, и вступи в плесницы твоя: сотвори же тако. И глагола ему: облецыся в ризу твою, и последствуй ми. 9И изшед в след его идяше: и не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети. 10Прошедша же первую стражу и вторую, приидоста ко вратом железным, вводящым в град, яже о себе отверзошася има: и изшедше преидоша стогну едину, и абие отступи ангел от него.

Бе Петр спя. Не был ни в смущении, ни в страхе, но в ту самую ночь, когда его намеревались вывести из темницы, спал, предоставив все на волю Господа. Обрати внимание и на то, как тщательна стража: спали с ним и стражи. Но для чего воссиял свет? Чтобы Петр мог и видеть и слышать ангела и чтобы не подумал, что это – воображение. Сказано: вскоре, чтобы он не замедлил. Даже и толкнул его ангел, – так крепко он спал. Что же касается выражения: толкнув в ребра, – так оно указывает не на смущение ангела, а на побуждение не затягивать времени. Препояшися, и вступи в плесницы твоя. Как это Петр поступал вопреки повелению, которое говорит: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла» (Матф. 10:9-10)? А у него были и одежда и обувь, хотя в то время следовало ходить без обуви, потому что особенная нужда в ней бывает зимою. Но и Павел, пиша Тимофею: потщися прежде зимы приити, говорит ему: фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси (2 Тим. 4:12-21). Никто не может сказать, чтобы Павел не имел другой одежды, которую он носил. Они не противились повелению Христову: да не будет! Напротив, они даже очень следовали повелению; потому что повеление это было дано на время, а не навсегда. К тому же и Лука говорит, что Христос сказал ученикам: егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чесого лишени бысте? они же реша: ничесоже. Рече же им: «но ныне иже имате влагалище, да возмет, такожде и мех» (Лук. 22:35-36). Итак Христос дал в то время такое повеление, желая показать свое могущество; потому что, скажи мне, какая важность была в том, чтобы иметь одну одежду? Итак какая же? Когда нужно было ее мыть, то ужели следовало ходить нагим, или сидеть дома? А когда наступал сильный холод, и стужа стягивала тело, то ужели следовало отогреваться и не проповедывать? Ведь тела у них были не адамантовые. И не ведаше, яко истина есть бывшее от ангела: мняше же видение зрети. Это очень естественно при изумительной необычайности того, что случилось; потому что необычайность знамений поражает зрителя. Петр думал, что видит видение. А сам опоясывался и обувался. Что же другое мог он чувствовать, как не изумление?

11И Петр быв в себе, рече: ныне вем воистинну, яко посла Бог ангела своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей иудейских. 12Смотрив же прииде в дом Марии матере Иоанна нарицаемаго Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся. 13Толкнувшу же Петру во врата двора, приступи слышати отроковица именем Роди: 14И познавши глас Петров, от радости не отверзе врат, притекши же сказа Петра стояща пред враты. 15Они же к ней реша: беснуешися ли? она же крепляшеся тако быти. Они же глаголаху: ангел его есть. 16Петр же пребываше толкий: отверзше же видеша его, и ужасошася. 17Помаав же им рукою малчати, сказа им, како Господь его изведе из темницы. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. И изшед иде во ино место. 18Бывшу же дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть.

Ныне вем воистинну. Теперь, говорит, узнал, а не тогда. Ангелу угодно было, чтобы сердце Петрово наполнилось радостию вдруг и чтобы он понял то, что случилось, уже по освобождении. Смотрив же. Что значит: смотрив? Это значит, что, по размышлении, он увидел, что следует не прямо продолжать путь, а возблагодарив Благодетеля. А Иоанн, быть может, был не тот, который был постоянно с апостолами. Поэтому-то писатель и присовокупил его отличие, так как сказал: нарицаемаго Марка. Быть может, это – евангелист Марк, через которого, говорят, передал свое евангелие Петр; так как об евангелии от Марка говорится, что оно – Петрово евангелие. Это предположение оправдывается тем, что Петр и прочие апостолы проводили у него довольно времени. От радости не отверзе. Обрати внимание на благоговение отроковицы: от радости, говорится, не отверзе. Но это вышло прекрасно; иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это – он, так как и при этом не хотели верить. Они же глаголаху: ангел его есть. Это – верно; потому что у каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это – ангел, соображаясь с своим положением; потому что говорится: «идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их» (Матф. 18:20). А где Христос, там необходимо быть и архангелам и прочим силам. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. Как он нетщеславен! Не сказал: сделайте известным это всюду, но: – братиям. И изшед иде во ино место. Это – потому, что он не хотел испытывать Бога и вводить себя самого в искушения. Ангел же не говорил ему об этом; но тем, что оставил его молча и ночью извел его из темницы, дал ему позволение удалиться; так как апостолы сделали уже то, что было им повелено: «идите», говорится, «в храм, проповедуйте народу».

19Ирод же поискав его и не обрет, и истязав стражы, повеле отвести их: и изшед от Иудей в Кесарию живяше. 20Бе же Ирод гневаяся на Тиряны и Сидоняны: иже единодушно приидоша к нему, и умоливше Власта постелника царева, прошаху мира, понеже страны их от царства его питахуся.

Повеле отвести их. Для Бога возможно было вместе с Петром избавить и их. Но если бы ангел вывел и воинов вместе с Петром, то событие сочли бы бегством. Ирода же более печалило то, что он был осмеян, подобно тому, как и деда его, обманутого волхвами, также более терзало то, что его обманули. Бе же Ирод гневаяся на Тиряны и Сидоняны... Немало значения-в том, что писатель упомянул об этой истории, из которой видно, как тотчас же обрушилось над ним и постигло его наказание.

21В нареченный же день Ирод оболкся во одежду царску, и сед на судище пред народом, глаголаше к ним. 22Народ же возглашаше: глас Божий, а не человечь. 23Внезапу же порази его ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червми изъяден, издше. 24Слово же Божие растяше и множашеся.

Оболкся во одежду царску. Иосиф говорит, что Ирод, при наступлении следующего дня, прибыл в театр, одетый в удивительную по тканью, всю сделанную из серебра одежду. Здесь серебро, засиявшее при первом падении на него солнечных лучей, удивительно блистало каким-то поражающим и ужасающим зрителей переливом лучей света; и льстецы сейчас же стали называть его богом, прибавляя: будь милостив; если до сих пор мы боялись тебя, как человека, то с этого времени признаем, что ты выше человеческой природы. Заметь, как они льстили; но обрати свой взор и на величие духа апостолов. Кого так почитал целый народ, того они презирали. Однакож, если льстецы и кричали так, то какое же отношение имеет это к Ироду? То, что он принял этот крик, что счел себя достойным такой лести. Им же главным образом они и научены такой безрассудной лести. Итак и тот и другие заслуживали наказания; но так как еще не время суда, то наказывается только тот, кто особенно виноват. Если он, дозволивший себе выслушать лишь такое о себе мнение: глас Божий, а не человечь, потерпел такое посрамление, то гораздо более был бы наказан Христос, если бы не был самим Богом, Христос, постоянно говоривший: «слова эти – не мои» и: «ангелы служат мне».

25Варнава же Савл возвратистася из Иерусалима во Антиохию, исполнивше службу, поемше с собою и Иоанна нарицаемаго Марка.