Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение
2-я Паралипоменон

Данная глава излагает историю царствования Ахава, царя Израиля, в том же виде, что и Книга Царств, гл.22, которая похвально отзывается о том, что Ахав заключил союз с таким благочестивым человеком, как Иосафат. А здесь как великий позор царствования Иосафата представляется тот факт, что он связался с таким нечестивым человеком, как Ахав. Данная глава повествует:

(I) что он породнился с Ахавом (ст. 1). (II) Он согласился пойти вместе с ним, чтобы отвоевать Рамоф Галаадский у сириян (ст. 2,3). (III) Прежде чем выступить, они посоветовались с пророками, ложными и истинными, стоит ли им идти (ст. 4-27). (IV) Чем закончился их поход. Иосафату с трудом удалось спастись (ст. 28-32), а Ахаву была нанесена смертельная рана (ст. 33,34).

Стихи 1-3. I. Величие Иосафата возрастало. В предыдущей главе о нем сказано (гл 17:5), что было у пего много богатства и славы, а данная глава вновь повторяет, что его богатство и слава умножились благодаря его благочестию и мудрому руководству.

II. Но он не стал мудрее, ибо в противном случае не объединился бы с Ахавом этим деградировавшим израильтянином, посвятившим себя нечестивым делам. Что хорошего он мог сделать вместе с таким плохим человеком? Что хорошего он мог сделать для человека, который, несмотря ни на что, оставался нечестивым идолопоклонником и преследователем? Иосафат породнился с ним, то есть женил своего сына Иорама на дочери Ахава Гофолии.

1. Это был самый неудачный брак, когда-либо заключенный домом Давидовым. Интересно, на что надеялся Иосафат, совершив этот поступок.

(1) Возможно, гордость нашла себе достойную ровню так часто поступают люди гордые. Религия запрещала ему женить сына на языческих принцессах, окружавших его: «Не бери из дочерей их жен сынам своим», а, имея в изобилии богатство и славу, он считал унижением для себя женить его на подданной. Он решил, что это должна быть царская дочь, а, следовательно, дочь Ахава, мало задумываясь о том, что ее матерью была Иезавель.

(2) Некоторые думают, что он это сделал из политических соображений, надеясь благодаря этому союзу объединить царства в лице своего сына. Возможно, Ахав хотел обольстить его, пообещав назначить своим наследником, хотя не собирался этого делать.

2. Благодаря этому браку Иосафат (1) стал близким родственником Ахава. Он нанес ему визит в Самарию, и Ахав, гордясь оказанной честью, устроил роскошный прием, соответственно возможностям того времени: он заколол для него множество скота мелкого и крупного (ст. 2), что было довольно простой пищей. Совершив этот поступок, Иосафат не последовал путями своего отца Давида, который возненавидел сборище злонамеренных и не желал сидеть с нечестивыми (Пс 25:5), вкушая от сластей их (Пс 140:4).

(2) Заключил союз с Ахавом против сириян. Ахав убедил его объединить армии и выступить против сириян, чтобы вернуть Рамоф Галаадский город в колене Гадовом, находящийся по ту сторону Иордана. Неужели Ахав не знал, что этот город, равно как и все остальные города Израиля, по праву принадлежал Иосафату как наследнику дома Давидова? С каким же выражением лица он просил Иосафата помочь вернуть его тому, кто незаконно захватил власть и необоснованно владел этим городом? Но Иосафат, как человек уступчивый, согласился пойти вместе с ним: «Как ты, так и я» (ст. 3). Милости, оказанные некоторыми людьми, хранят опасность, а их общество заразно. Пир, устроенный Ахавом для Иосафата, предназначался лишь для того, чтобы склонить его участвовать в этом походе. Лживы поцелуи ненавидящего.

Стихи 4-27. Данные стихи почти слово в слово пересказывают 22 главу 3 Книги Царств. Мы не будем повторять то, что было сказано ранее, ибо нам нечего добавить, но используем данную возможность и задумаемся о том:

(1) что мы обязаны признавать Бога на всех наших путях и вопрошать, что скажет Господь, прежде чем принять решение. Иосафат не хотел приступать к действиям, не сделав этого (ст. 4). С помощью молитвы, к которой мы прилагаем всю свою веру, беспристрастного совета с Писанием и собственной совестью, обращая внимание на намеки провидения, мы можем задать вопрос и получить на него удовлетворительный ответ.

(2) Что нечестивая компания очень опасна даже для благочестивых людей. Даже имеющий мудрость, благодать и решительность не может быть уверен, что близкое общение с нечестивцами не принесет ему вреда. И данные стихи рассказывают, что, уступив Ахаву, Иосафат воссел в царской одежде и терпеливо выслушал лжепророков, говоривших во имя Господа (ст. 9);

при этом он слишком мягко порицал царя израильского за то, что он не любит пророка Господнего (ст. 7), и не осмелился ни осудить лжепророка, подло оскорбившего верного провидца, ни противостать Ахаву, заключившему его в темницу. Кто осмеливается сидеть в собрании развратителей, тот должен знать, что теперь за малейшую ошибку на него будет возлагаться большая вина, если только он не отличается необычной мудростью и смелостью, что свойственно немногим.

(3) Насколько несчастны люди, которых окружают льстецы, особенно лжепророки, обещающие мир и пророчествующие только хорошее. Так обманывали Ахава, что заслуженно привело его к гибели, ибо он предпочитал общаться и слушать тех, которые льстили ему, а не благочестивого пророка, честно предостерегшего об опасности. Правильнее всего поступает тот, кто позволяет своим друзьям, и в частности служителям, честно и открыто говорить правду, кто принимает их обличения не только терпеливо, но и с благодарностью. Не всегда наилучшим является совет, который нам больше всего нравится.

(4) Что сатана обладает силой, которая с божественного позволения действует в сынах противления. Один лживый дух может сотворить 400 лжепророков и использовать их для обмана Ахава (ст. 21). Являясь лжецом, дьявол становится убийцей и губит людей, обманывая их.

(5) Что Бог справедлив, предавая сильным заблуждениям тех, кто верит лжи, кто не принимает любви истины, а восстает против нее (ст. 21). Пусть дух лжи преуспевает, чтобы увлекать в гибель тех, кто отказывается принимать увещевания, побуждающие к долгу и блаженству.

(6) В сложной ситуации находятся верные священники, которых часто ненавидят, преследуют, с которыми плохо обращаются за то, что они остаются верными своему Богу и честными и милостивыми к душам человеческим. Михея ударили по щеке, заключили в темницу и приговорили питаться хлебом и водой за то, что он поступил по совести. Но он с уверенностью предложил подождать итога событий, ибо так могут поступать все, кого преследуют за их верность (ст. 27). Время покажет, кто прав, а кто нет, когда явится Христос к неизреченному утешению Своего преследуемого народа и вечному смятению их преследователей, которые увидят в тот день (ст. 24) то, чему они не верили.

Стихи 28-34. Данные стихи рассказывают о том:

(1) что Иосафат, надев одежду Ахава, подверг себя опасности, но был спасен. У нас есть основания думать, что Ахав, притворяясь другом, на самом деле посягал на жизнь Иосафата и желал ему смерти; тогда управлять страной начал бы наследник царя, который был зятем Ахава. В противном случае он никогда не посоветовал бы ему вступить в сражение в своей одежде, которая делала его легкой мишенью для врага; и если он действительно желал его смерти, то это было самое мерзкое предательство, в котором мог быть виновен человек, поэтому он справедливо пал в яму, которую копал для своего друга. Враги очень быстро заметили царскую одежду и яростно атаковали неосмотрительного правителя, который теперь, когда было слишком поздно, предпочел бы оказаться облаченным в одежду обычного воина, а не царя. Он закричал, обращаясь то ли к друзьям за помощью (но Ахав не обратил на это внимание), то ли к врагам, давая им понять, что он не является царем Израиля, и призывая исправить ошибку. Или, возможно, он воскликнул к Богу, чтобы Тот помог и спас его (к кому еще он мог воззвать?), и увидел, что сделал это не напрасно: Господь помог ему в беде и отвел от него начальников колесниц (ст. 31). Бог держит в Своей руке сердца всех людей и поворачивает их так, как Ему угодно (вопреки их первым намерениям), чтобы они служили Его целям. Многими людьми движет невидимая сила, которая непонятным образом руководит их поступками.

(2) Что нечестивый Ахав надел чужую одежду, желая обезопасить себя, но, тем не менее, был убит (ст. 3З). Ни военная хитрость, ни оружие не смогут спасти тех, кого Бог предопределил для гибели. Разве может Что-то навредить тем, кого защищает Бог? И что может укрыть тех, кого Бог собирается уничтожить? Иосафат в одежде Ахава спасся, а Ахав, облаченный в латы, был убит, ибо не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа.