Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение
2-я Паралипоменон

В данной главе сообщается:

(I) какие города построил Соломон (ст. 1-6). (II) Каких работников он нанял (ст. 7-10). (III) Как он позаботился о надлежащем месте проживания для своей жены (ст. 11). (IV) Какой порядок проведения богослужения в храме он постановил (ст. 12-16). (V) Как он развивал торговлю с чужеземными странами (ст. 17,18).

Стихи 1-11. Обо всем этом рассказывается в 3 Книге Царств 9:10-24, и поэтому мы обратим внимание лишь на то, что:

I. Хотя Соломон был мужем очень образованным и начитанным, тем не менее он не проводил свои дни в созерцании, а действовал; он не оставался большую часть времени в своем кабинете, а строил города по всей стране и укреплял их. Так во время мира он готовился к войне; и это должны делать мужчины так же, как летом обеспечивать себя пищей на зиму.

II. Так как он был активным человеком и не стремился проводить все время в удовольствиях, то для работы нанял много людей. Задача государства всеми возможными средствами развивать производство и не давать подданным бездельничать. В то время в Израиле было много иноплеменников, большую часть которых составляли остатки хананеян. Им разрешили остаться жить, но при этом они должны были трудиться. Жители Лаиса, которые не были заняты делом, стали легкой добычей для захватчиков (Суд 18:7).

III. Когда Соломон приступил к строительству дома Божьего, то сделал эту работу хорошо и быстро; он процветал во всех своих делах и построил все, что хотел построить (ст. 4-6). Кто талантлив в строительстве, тот увидит, что один проект влечет за собой следующий, и второй, как правило, изменяет и улучшает предыдущий. Обратите внимание:

(1) божественное провидение удовлетворяло даже прихоти Соломона и даровало успех не только в строительстве необходимых объектов, дававших ему особое преимущество, но и во всем, что он захотел построить. Так иногда и Бог Отец потакает невинным желаниям Своих детей, которые служат Ему. Подобным образом Он доставил удовольствие Иакову, пообещав: «Иосиф своею рукою закроет глаза твои».

(2) Соломон знал, как поставить преграду своим желаниям. Он не был из тех, кто бесконечно умножает их и не может насытиться, а знал, когда следует остановиться, ибо когда он закончил все, что хотел построить, то больше не желал ничего. Но после этого он не огорчился, что больше нечего строить, как огорчился Александр, когда увидел, что больше нечего завоевывать (Авв 2:5).

IV. Одной из причин, почему Соломон построил дворец для царицы и переселил ее туда вместе со свитой, было его желание, чтобы она не жила в доме Давида (ст. 11);

он полагал, что тот дом был местом великого благочестия, в то время как ее дом, скорее всего, будет местом суеты. Похоже, она была последовательницей иудейской религии, но вопрос в том, были ли такими же последователями все ее слуги. Возможно, некоторые из них хранили у себя египетских идолов, были язычниками и распутниками. И хотя у Соломона не было достаточно ревности и смелости, чтобы искоренить это нечестие и исправить то, что делалось неправильно, но сильное беспокойство о чести и памяти своего отца не позволяло ему допустить, чтобы подобным образом осквернялось место, где находился ковчег Господень, где святой Давид вознес много хороших молитв и воспел много благозвучных псалмов. Это не означало, что все места, где находился ковчег, были святыми и их нельзя было использовать для обычного предназначения, ибо тогда таковыми считались бы дома Авинадава и Аведдара. Но место, где он пребывал так долго и где его посещало много людей, вызывало великое благоговение и не подходило для веселья и беззаконий (как оказалось впоследствии), процветавших во дворе дочери фараона. Отметьте: следует соблюдать древние вехи, разграничивающие священные и обычные вещи. Только внешний двор храма предназначался для женщин.

Стихи 12-18. Данные стихи описывают:

I. Порядок поклонения, учрежденный Соломоном. Храм строился для того, чтобы в нем происходили богослужения. На какие бы затраты он ни пошел, возводя здания, но если бы он пренебрегал поклонением, которое должно было совершаться в нем, то это все было бы бессмысленно. Помогая другим совершать религиозные обряды, мы не искупим собственное пренебрежение. Когда Соломон построил храм, то (1) учредил там святые всесожжения согласно закону Моисея (ст. 12,13). Напрасно строили жертвенник и напрасно сходил огонь с небес, если жертвы не приносились постоянно в качестве пищи для жертвенника и топлива для огня. Там в должное время приносились ежедневные жертвы, сколько нужно на день, еженедельные жертвы по субботам удвоенное количество по сравнению с обычными днями, ежемесячные жертвы в новомесячия и ежегодные жертвы во время торжественных праздников. Теперь же от нас требуются только духовные жертвы, которые мы должны приносить ежедневно и еженедельно; и поэтому хорошо следовать учрежденной манере поклонения.

(2) Учредил славословие согласно распоряжению Давида, который здесь назван человеком Божиим, как Моисей, ибо Бог наставил их обоих и дал им власть сделать это. Соломон следил, чтобы эти постановления соблюдались по уставу каждого дня (ст. 14). Хотя Соломон был мудрым и великим человеком, хотя он построил этот храм, но не пытался изменить или добавить что-то к тому, что во имя Бога постановил человек Божий, а тщательно соблюдал его постановления и использовал свою власть, чтобы они соблюдались. Тогда не отступали от повелений царя ни в чем (ст. 15). Он соблюдал Божьи законы, и поэтому все повиновались его приказам. Когда учредили правильный порядок богослужения, тогда сказали: «Дом Господень совершенно окончен» (ст. 16). Это было главным вопросом, а не место, и поэтому храм считался неоконченным, пока не учредили богослужение.

II. Торговлю Соломона. Он лично посетил морской порт Елаф и Ецион-Гавер, ибо имеющие бизнес скоро убедятся в том, что очень полезно лично следить за ходом дел и своими глазами наблюдать за ним (ст. 17). Ханаан был богатой страной, но за золотом Соломон был вынужден послать в Офир; израильтяне были умными и предусмотрительными людьми, но вынуждены обратиться к царю Тирскому в поисках людей, знающих море (ст. 18). Тем не менее Ханаан был избранной землей Бога, а Израиль избранным Божьим народом. Это учит нас, что благодать, а не золото является наилучшим богатством, равно как наилучшим знанием знание Бога и Его законов, а не искусство и науки.