Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1. САНАВАЛЛАТ ОБЪЯВЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЙНУ (4:1-3)

Неем. 4:1-3. Враги иудеев (имевшие в тех местах авторитет и силу), имена которых неоднократно встречаются в книге, – Санаваллат, Товия Аммоиитянин, Тешем Аравитянин (2:10,19; 4:1,3,7; 6:1, 12, 14), – всячески пытались помешать осуществлению их планов. Санаваллат при каждом случае, в присутствии тех, кто разделял его настроения, в частности, Самарийских военных, поднимал вопрос об этих «жалких иудеях», глумясь над их усилиями «оживить пожженные… камни из груд праха».

Не вполне ясно звучат его слова: неужели им это дозволят? (В подлиннике эта фраза с трудом поддается прочтению, но по контексту и на некоторых лингвистических основаниях полагают, что в ней и двух следующих фразах Санаваллат издевается над религиозными чувствами иудеев: неужели они и в самом деле надеются на помощь своего Бога и, посредством принесения Ему жертв, думают преуспеть в этом непосильном для них деле?) «То, что они возведут, и лисица, махнув хвостом, разрушит», смеялся в унисон Санаваллату Товия.

2. НЕЕМИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ (4:4-6)

Неем. 4:4-5. Нельзя не заметить, что в подходе Неемии к решению проблем молитва всегда играет важную роль. В психологической войне, объявленной ему Санаваллатом, он постоянно ищет помощи Божией: «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении». Дальнейшие слова Неемии (стихи 4-5) являются примером молитвы, призывающей кары Божии на головы врагов. Мы встречаем подобные и у псалмопевца. Неемия просит Бога, чтобы грех Санаваллата и его окружения и те издевательства, которым они подвергают евреев, пали на их головы: да будут и они уведены в плен, чтобы там познать всю меру унижения!

Как следует относиться к таким молитвам христианам, особенно в свете слов Иисуса Христа о необходимости молиться за врагов (Матф. 5:44; сравните Рим. 12:14,20)? Тут надо кое-что пояснить. Во-первых, «объявляя войну» иудеям, Санаваллат и его «компания» на деле объявляли войну Богу и Его планам. Во-вторых, Бог от начала осудил врагов Израиля, и молитва Неемии, по сути своей, соответствовала воле Божией (Иис. Н. 1:5).

Соответствовала она и обещанию, которое Бог дал Аврааму относительно «злословящих Его народ» (Быт. 12:3). Наконец, Неемия не пытался мстить сам, как не следует пытаться это делать и христианам, ибо отмщение – функция Бога (Втор. 32:35; Рим. 12:19). (также комментарии на псалмы, призывающие кару, во Вступлении к книге Псалмов.)

Неем. 4:6. У Неемии молитва сочеталась с собственными усилиями. Он и иудеи, чьей работой он руководил, продолжали строить стену. Это пример для некоторых христиан, которым свойственно, помолившись, сесть, сложа руки, и ждать результатов. В случае Неемии мы видим взаимодействие Божией воли с человеческой активностью.

Перед лицом своих врагов иудеи уповали как на силу молитвы, так и на фактор собственных стараний. Они работали, веря, что Бог им поможет, и сложили всю стену до половины ее высоты. Совершено это было за поразительно короткое время, возможно, недели за четыре, судя по тому, что, как, записано было Неемней (6:15), вся работа была закончена в 52 дня.

3. ПОПЫТКА САНАВАЛЛАТА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ (4:7 12)

Неем. 4:7-9. Видя, что стена, сооружаемая иудеями, растет, враги их решили, объединив усилия, действовать открыто. Санаваллат и самаряне сговорились выступить войною на Иерусалим с севера, Товия и его соплеменники Аммонитяне – с востока, Гешем (2:19) и другие Аравитяне (арабы) с юга, а с запада – филистимляне из города Азот. В ответ иудеи, укрепившись молитвою, выставили против врагов круглосуточную стражу.

Неем. 4:10-12. Однако многие в среде строителей стали к этому времени сдавать – физически и душевно. Работа казалась им бесконечной, угрозы врагов – напасть на них внезапно и перебить – пугали и изматывали, тем более что слухи о готовящемся нападении подтверждались иудеями, жившими по соседству от враждебно настроенных чужеземцев (стих 12).

4. СТРАТЕГИЯ НЕЕМИИ (4:13-15)

Неем. 4:13-15. К сожалению, в подлиннике смысл стих 13 не вполне ясен, и переводят его по-разному. Фраза «места сухие» (русский текст) в англ. переводе звучит как «места возвышенные». Существует предположение, что в низменных местах… за стеною (в укрытиях) Неемия установил камнеметательные машины, а на виду (на возвышенных местах) расставил хорошо вооруженных людей, по принципу «семейных отрядов». Народ, естественно, был в страхе, и Неемия старался успокоить строителей, вселить в них мужество, напоминая, что на их стороне – Господь, и что у них нет иного выбора, как сражаться за близких своих и за домы свои.

Узнав, что замысел их раскрыт, неприятели иудеев отказались от него, и строители возвратились к стене, каждый на свою работу.

5. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ (4:16-23)

Неем. 4:16-18а. Однако от усиленных мер предосторожности иудеи не отказались. С того дня половина молодых строителей (полагают, что здесь речь может идти о каком-то специальном «контингенте» молодежи, имевшемся в распоряжении Неемии, так как он неоднократно говорит о своих людях, служащих, слугах, стражах, сопровождавших его; 4:32; 5:10,16; 13:19) занималась работою, а другая половина – во всеоружии охраняла их. Может быть, они так и «располагались» вдоль всей стены: группа строителей, и тут же – несколько мужчин, охранявших их. За работой и готовностью к защите неусыпно наблюдали «начальствующие» (это передано фразой, что они находились позади всего дома Иудина). Но и сами строители не выпускали оружия из рук, и работать им не только в переносном, но и в буквальном смысле приходилось одною рукою.

Неем. 4:18б-20. Поскольку работавших у стены разделяло порой немалое расстояние, Неемия велел им прислушиваться к звуку трубы, чтобы немедленно собраться в то место, где внезапно нападут враги. При этом он напомнил им, что на их стороне будет сражаться… Бог.

Неем. 4:21-23. Тем, которые жили за пределами города, сказано было не уходить на ночь домой, ибо это сопряжено было с опасностью, но оставаться в Иерусалиме вместе со своими… рабами; очевидно, сменяя друг друга, последние несли ночную стражу. Никто из строителей не снимал с себя одежды и не расставался с оружием; последняя фраза стих 23, включающая слово вода, не одинаково передается в разных переводах, а в Септуагинте вообще опущена. Толкуют эту фразу различно: в русском тексте она передана в том смысле, что каждый имел воду под рукою, чтобы не отлучаться со своего места; известно и другое ее прочтение: одежду строители снимали только для того, чтобы омыться водою.