Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Г. Распределение Неемией участков работы (глава 3)

Работа строителей ожидала огромная и тем более трудная, что совершать ее предстояло во враждебной и, следовательно, крайне неблагоприятной обстановке. От руководившего ею требовался особый организаторский талант. И Неемия обладал им. Уникальность его плана видна из следующей главы.

Для каждого он определил точное место работы, и усилия всех были скоординированы, что следует из постоянно повторяющейся фразы «подле них».

Среди восстанавливавших стену было немало таких, которые работали близ своих домов. Преимущества распределения строительных участков и по такому принципу очевидны. Во-первых, это обусловливало личную заинтересованность работников, и отсюда желание трудиться, не жалея сил. Во-вторых, это вело к экономии времени: строителям не надо было тратить его, добираясь «на работу» в другую часть города.

В-третьих, в случае нападения неприятелей работнику не грозило «искушение» бежать со своего участка: напротив, он стал бы защищать его, свой дом и семью. Наконец, в-четвертых: для строивших близ своих жилищ все дело обращалось как бы в «семейное предприятие», в которое каждый член семьи вкладывал все свои силы и умение.

Однако было на строительстве и немало народу «пришлого», т. е. не-иерусалимлян. Стену поделили (как подсчитано) на 42 участка, которые разобрали не только по принципу семьи (рода), но и по принципу принадлежности (не-иерусалимлян) к одному месту (Иерихону, Гаваону, Фекойе и пр.) или к одной и той же профессии (священники, торговцы); некоторые священники и храмовые служители (нефинеи) чинили стену вблизи храма (впрочем, и жилища их, очевидно, находились неподалеку от него).

В стихе 1 читаем, что первосвященник и с ним рядовые священники строили Овечьи ворота. Именно эти ворота, через которые прогоняли к храму жертвенных животных, представляли для них, по роду их деятельности, особый интерес.

1. РАБОТЫ НА СЕВЕРНОЙ СТЕНЕ (3:1-5)

На карте «Иерусалим в дни Неемии» указаны 10 ворот и 4 башни, которые упоминаются в этой главе. Шесть из десяти ворот были восстановлены (стих 1, 3, 6, 13-15). Несмотря на предположительность местонахождения тех или иных пунктов (обратите внимание на вопросительные знаки и пунктирную линию на карте), третья глава (на основании которой эта карта сделана), помогает составить представление о планировке Иерусалима в дни Неемии.

Неем. 3:1-2. Свой отчет о строительных работах Неемия начинает с Овечьих ворот в северо-восточной стене города и продолжает его, следуя «против часовой стрелки». Известно, что Овечьи ворота находились именно в этом месте, потому что они были расположены вблизи «купальни Вифезды» (Иоан. 5:2), местонахождение которой установлено археологами.

Елияшив, первосвященник (сравните Неем. 13:4), приходился внуком Иисусу (12:10), который был первосвященником в дни Зоровавеля (Езд. 3:2). Он и братья его священники полностью восстановили Овечьи ворота и освятили их, а затем они же возвели участок стены до башни Меа и от нее до башни Хананэла (так, видимо, следует читать не вполне ясно звучащее окончание стих 1). Точное местонахождение этих башен неизвестно, но, по всей вероятности, они находились между Овечьими и Рыбными воротами.

Неем. 3:3-5. Ворота Рыбные получили свое название от того, что ими проходили в город тиряне, торговавшие морской рыбой (13:16) – на рынке, который, видимо, располагался неподалеку от этих ворот. Ворота находились западнее башни Хананэла, на расстоянии двух участков, на которых, как сказано в стихе 2, работали жители Иерихона и некто Закхур. Далее работал Меремоф, сын священника Урии (Езд. 8:33); он же, судя по Неем. 3:21, строил и на другом участке.

Подле трудился Мешуллам (тоже работавший и в другом месте; стих 30), который принадлежал к знатному иерусалимскому роду. Эти и перечисляемые далее строили друг подле друга. Сказано, что и Фекойцы (жители Фекои, которая находилась примерно в 20 км. на юг от Иерусалима, и откуда был родом пророк Амос; Ам. 1:1) чинили стену, хотя самые знатные люди этого города не захотели поработать для Господа своего.

2. РАБОТЫ НА ЗАПАДНОЙ СТЕНЕ(3:6-12)

Неем. 3:6-12. Между Старыми воротами (стих 6) и стеной широкой (стих 8) находились ворота Ефремовы (12:39). Гаваон и Мицфа, жители которых работали на этом участке, располагались в нескольких километрах на северо-запад от Иерусалима. (Местонахождение Меронофа – не известно.) Не ясен смысл слов подвластными заречному областеначальнику (стих 7); их толкуют по-разному, в частности, и так: жителей Гаваона и Мицфы обязал помогать на строительстве стены губернатор-перс – во исполнение приказания Артаксеркса содействовать иудеям в восстановлении города.

Местонахождение Старых ворот, как и Печной башни (стих 11), не известно, но башня могла находиться поблизости от печей на улице хлебопеков (Иер. 37:21).

Не вполне ясно, какой смысл вкладывает автор в неоднократно встречающиеся в этой главе слова «на втором участке». По мнению одних, они говорят о том, что некоторые строители работали на двух разных участках (к примеру, стих 11), другие считают, что речь в таких случаях идет о «втором участке» той или иной части стены.

Из ряда стихов этой главы следует, что на строительстве были заняты люди разных профессий (Уззиил… серебряник, или ювелир, и Ханания (стих 8), который, согласно английскому переводу, был из семьи аптекарей, парфюмеров) и разного общественного положения (Рефаия и Шаллум были «начальниками полуокругов иерусалимских» (стихи 9,12), а Малхия и другой Шаллум (стих 14:15) – начальниками округов).

3. РАБОТЫ НА ЮЖНОЙ СТЕНЕ (3:13-14)

Неем. 3:13-14. На ней работали Хануи и жители Заноаха (находился в нескольких километрах от Иерусалима), а также Малхия. Ворота Долины были местом, откуда начал свою ночную «инспекцию» Неемия, и где он закончил ее (2:13,15). Ворота Навозные получили свое название от того, что тоже вели в долину Генном (на юге от Иерусалима), куда через них свозили и сбрасывали городские отбросы. Тысяча локтей стены на этом участке соответствовали примерно 450 метрам. Таково было расстояние между теми и другими воротами.

4. РАБОТЫ НА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ СТЕНЕ (3:15-27)

Неем. 3:15-16. Ворота Источника были в восточной стене, на север от ворот Навозных. Они назывались так потому, что находились поблизости от Силоамского источника (здесь назван «водоемом Селах»), который, в свою очередь, был недалеко от царского сада (им пытался уйти из Иерусалима, захваченного вавилонянами, последний иудейский царь – Седекия; Иер. 39:4). Ворота Источника и часть прилегавшей к ним стены чинил Шаллум… начальник округа Мицфы…

За ним чинил Неемия… начальник полуокруга Беф-цурского, до гробниц Давидовых и далее – до дома храбрых. Гробницы Давидовы, или гробницы царей иудейских, находились к востоку от горы Сион. «Выкопанным прудом», возможно, назван водоем, который в Неем. 2:14 назван «царским», но, может быть, под ним подразумевался так называемый «нижний пруд» (Ис. 22:9). «Домом храбрых», вероятно, называлась какая-то воинская казарма (о «храбрых Давида» в 2-Цар. 23:8).

Неем. 3:17-27. Левиты… Хашавия и Баввай были начальниками двух полуокругов Кеильских (это место соотносят с поселением Кила, Кеила, или Кеиль – в Иис. Н. 15:44 и 1-Цар. 23:1), которые находились в нескольких километрах на юго-восток от Иерусалима. Последовательно перечисляются левиты, которые чинили прилегавшие друг к другу участки юго-восточной стены: за ним… подле него… за ним и т. д.

Постоянно встречается фраза чинил на втором участке, о смысле которой предположительно говорится в комментариях на стихи 6-12. На «втором участке» (стих 19), вероятно, чинил не сам Езер, а жители Мицфы (сравните 3:7), которыми он руководил. Этот участок находился против оружейного склада (стих 19), где, очевидно, начинался подъем («всход»), а стена делала поворот (на углу). О поворотах стены сказано и в стихе 20, 24-25. Ссылки на частные дома как на «ориентиры» находим в стихах 20-21, 23-24, 28-30; причем в стихах 23-24 и 28-30 говорится о тех, кто чинили стену возле или против своих домов.

Из стиха 26 можно сделать вывод, что и нефинеи (храмовые служители) чинили стену «по месту своего жительства», но слово починили вставлено в этом месте по догадке переводчиком, в оригинале же сказано лишь то, что нефинеи жили в Офеле против Водяных ворот… (Холмистая местность Офел находилась между городом Давидовым и Храмовой горой, точнее, образовывала южный выступ этой горы, и нефинеям естественно было жить там.) Если исходить из того, что «на втором участке» означает, что некоторые люди работали на двух разных участках, то к их числу относился и Меремоф (стих 21 сравните со стихом 4). Очевидно, священники (стих 22) и левиты работали на тех участках стены, которые ближе подходили к храму.

«Верхний дом царский», над которым «выступала» (высилась) башня (стих 25), скорее всего был каким-то административным зданием с тюрьмой при нем.

5. РАБОТЫ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ СТЕНЕ (3:28-32)

Неем. 3:28-32. По мнению Иосифа Флавия, ворота Конские получили свое название от того, что через них вел кратчайший путь к царским конюшням. Восточные ворота (стих 29) располагались сразу на восток от храмовой площади.

Трижды встречаются в этой главе люди по имени Малхия (стих 11, 14, 31). Участок Малхии из стиха 31 тянулся на юг до дома нефинеев, о которых в стихе 26 сказано, что они жили в Офеле; рядом с ними жили торговцы. Ворота Гаммифкад, или Судные ворота, находились на северо-восточном углу стены. «Угольным жильем» могло быть названо какое-то жилое помещение, сооруженное на этом углу (в верхней части стены). Упоминание о воротах Овечьих (стих 32) возвращает читателя к «исходному пункту» этой главы (стих 1).

Д. Реакция Неемии на попытки воспрепятствовать работе (глава 4)

Несмотря на продуманную Неемией организацию процесса работ (глава 3), не все у строителей шло гладко. Дело, угодное Богу, как правило, вызывает сопротивление себе! Вот и новый вождь иудеев столкнулся с множеством проблем. таблицу «Проблемы, возникавшие у Неемии, и его ответные реакции на них».