Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

В. Сооружение скинии (главы 35-40)

Теперь, когда завет был обновлен, важно было возвести скинию. Большая часть того, что излагается в главах 35-40 относительно ее возведения, схожа с тем, что содержится в наставлениях, которые Бог дал Моисею на горе Синай (записано в главах 25-31); разница в том, что в главах 35-40 повествование о том, как исполняли Моисей и народ Божий заповеди, идет, как правило, частью в прошедшем времени. Имеется небольшое различие и в порядке изложения материала в этих двух важных разделах книги. Завершается книга Исхода записью о нисхождении Бога – с тем, чтобы обитать в славе Своей среди Своего народа г (40:34-38).

Комментарии на эти последние главы Исхода – сравнительно коротки потому что содержащийся в них материал уже подвергался разбору. И все-таки главы

35-40 не являются ненужным повторением; в них делается ударение на двух важных истинах: а) на верности Бога, Который поселился среди Своего народа, несмотря на все его ошибки и падения, и б) на послушании Моисея, в полной мере проявившемся в том, как исполнял он Божии наставления (сравните 25:9). По семь раз в каждой из двух последних глав встречаем слова «как повелел Господь Моисею» (39:1,5,7,21,26,29,31,40:19,21,23,25,27,29,32). Моисей действительно был верным слугой (Чис. 12:7; Евр. 3:5).

1. ПОДГОТОВКА К ВОЗВЕДЕНИЮ СКИНИИ (35:1 – 36:7)

а. О соблюдении субботы – повторение повеления (35:1-3)

Исх. 35:1-3. И собрал Моисей все общество сынов Израилевых (сравните стих 4 и толкование на 12:3), чтобы передать им наставления Господа. Стих 2 в 35 главе очень схож по своему звучанию со стихом 15 в 31 главе – в этих стихах излагается одно и то же повеление о субботе. Поскольку суббота была знамением завета, заключенного Богом с Израилем (31:16-17), соблюдение ее имело крайне важное значение.

Слова Моисея о субботе, обращенные к народу, здесь (главы 35-40) даются в начале раздела, а не в конце, как это имеет место в Божиих наставлениях, изложенных в главах 25-31. И это потому, что Израиль проявил склонность к непослушанию. Чтобы не допустить нарушения завета, следовало повиноваться наставлениям, касавшимся символа этого завета. Кроме того, по причине возбуждения и волнений, с какими приступал народ к возведению скинии, важно было, чтоб поклонение Богу не потерпело ущерба даже при произведении работ, связанных с этим поклонением.

Запрещение зажигать огонь в субботу (35:3) вытекает из приказа не готовить в этот день пищу, т е. не заниматься и кухонной работой (сравните 16:23).

б. Собирание строительных материалов (35:4-29)

Исх. 35:4-9. Продолжая говорить к Израилю, Моисей призвал народ приносить принадлежащие им вещи, потребные для возведения скинии (сравните 25:1-9). Эти вещи, точнее – строительный материал, отданный добровольно (каждый по усердию пусть принесет; сравните 35:21,29) был объявлен приношением Господу.

Исх. 35:10-19. Затем Моисей призвал работников (всякого… мудрого сердцем) к изготовлению различных предметов ее обстановки, утвари и одежд служебных для священников. Порядок перечисления всех этих принадлежностей тот же, что и в 36:8 – 39:31.

Исх. 35:20-29. Люди охотно стали предлагать свои имущество и услуги. Тогда как из 25:3 узнаем, что в золоте, серебре и меди была нужда, в 35:22 говорится, что золотые украшения были принесены.

Женщины не только приходили с приношениями (стихи 22,29), но и пряли пряжу, в том числе льняную (виссон) и козьей шерсти.

в. Назначение Веселиила и Аголиава

Исх. 35:30 – 36:1. Этот раздел схож с 31:1-11. Новое, по сравнению с ним, лишь в сообщении о способности Веселиила и Аголиава учить других (35:34). В данном тексте (35:30 – 36:1) подчеркивается искусность многих ремесленников, исполнявших работы для Господа (35:35б; сравните 38:21-31).