Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. ПЕСНЬ МОИСЕЯ И МАРИАМЬ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (15:1-21)

Стенания и плач израильтян (14:10-12) обернулись прославлением Господа и вознесением Ему торжествующей хвалы – со стороны народа, последовавшего примеру Моисея (15:1-18) и его сестры Мариамь (стихи 19-21).

а. Хвала Моисея (15:1-18)

Эта поэма хвалы делится на три главные части (стихи 1-6,7-11,12-16) и заключение (стихи 17-18). В конце каждой части определенные слова повторяются: «Десница Твоя, Господи…» (стих 6); «Кто, как Ты, Господи» (стих 11); «доколе проходит народ» (стих 16).

Исх. 15:1-6. Тема первой части определяется в самом начале ее – это гибель египетского войска в море (стих 1; сравните стих 4). Моисей признает не имеющие себе равных крепость и силу (стих 2, стих 6; сравните стих 13), славу и величие (стих 6; сравните стих 16) единственного истинного Бога; они выразились в том, как освободил (спас) Он Свой народ: благоговейный трепет вызывает мысль об этом спасении. Потому и изливает Моисей свою радость Богу (Пою Господу… и прославлю Его).

Исх. 15:7-11. Во второй части приводятся подробности поражения египтян Богом. В этих стихах подчеркивается могучая сила Божия (Величием славы Твоей, стих 7), проявляющаяся в управлении стихиями и в уничтожении посредством их Его врагов. От дуновения Твоего расступились воды (стих 8) – под этими словами подразумевается ветер, «разделивший» море, а под словами Ты дунул духом Твоим (стих 10) – ветер, который обрушил на египтян высоко вздымавшиеся воды; это – поэтические антропоморфизмы, т. е. присваивание Божеству человеческих свойств и проявлений.

Египтяне, уверенные в своей победе (стих 9), самонадеянно погнались за израильтянами, но стоило и малейшей Божественной энергии вступить в действие, как они были полностью уничтожены (они погрузились, как свинец; сравните стих 5 «они пошли в глубину, как камень»). Признание могучих дел Божиих побудило Моисея вознести хвалу несравненной силе Его: Кто, как Ты, Господи? (сравните Пс. 33:11; 70:19; 76:14; 88:7; 112:5; Мих. 7:18). В святости и славе нет подобного Ему.

Исх. 15:12-18. Затем Моисей описывает последствия освобождения Израиля этим великим Богом. В результате столь чудесной победы, одержанной Его десницей (правой рукой; сравните стих 6), Бог, в Его милости (в англ. тексте – «в Его неубывающей любви»; евр. хесед – «верная любовь»), поведет Свой народ а жилище святыни Своей, в землю Обетованную.

Вторым результатом будет то, что другие народы станут бояться Израиля, особенно народы в тех землях, куда евреи готовы были вступить.

Величие Египта поблекло, его земля подверглась ограблению, его народ пребывал в горе и стенаниях, а армия – была уничтожена.

Другие народы, прослышав о силе израильского Бога, съежатся от страха. Жителям Филистимским, первыми здесь упоминаемым, первым предстояло и услышать о чудесном переходе Чермного моря. Едом располагался на юг и на восток от Мертвого моря, а Моав – сразу на север от Едома; судя по тому, что рассказывается об одержанной победе в книге Иисуса Навина, хананеяне заранее трепетали от страха перед израильтянами (сравните Втор. 2:25; Иис. Н. 2:9-11,24; 5:1).

Победная песнь Моисея свидетельствует об уверенности его (Исх. 15:17) в том, что Бог приведет Свой народ в Обетованную землю и в Иерусалим, на гору Божиего достояния где в святилище будет явно присутствие Его. Моисей радуется тому, что Господь будет царствовать над Своим народом во веки.

б. Песнь Мариами (15:19-21)

Исх. 15:19-21. Стих 19 лишь на первый взгляд кажется «не на месте» – он там, где ему следует быть, чтобы вновь подчеркнуть причину радостной хвалы в адрес Господа – уничтожение египетского войска в море (сравните стих 1) и избавление израильтян. В этом стихе – три фразы, каждая из которых заканчивается (в евр. тексте) словом «море».

Мариамь (сравните Чис. 12:1-2) является первой в Библии женщиной, которая названа пророчицей. Михей предполагал, что она, наряду с Моисеем и Аароном, играла важную руководящую роль во время пребывания Израиля в пустыне (Мих. 6:4). Поскольку Моисею было 80 лет, а Аарону – 83 года в начале исхода (Исх. 7:7), то Мариами было, вероятно, уже более 90 лет – ведь когда Моисей родился (2:4,7-9), она уже была подростком.

Мариамь и все женщины с нею танцевали под звуки тимпанов (сравните 1-Цар. 18:6) и радостно пели, откликаясь на песню Моисея о Божией победе над египтянами (сравните Исх. 15:21 ест 1).

4. ПЕРЕХОД К ГОРЕ СИНАЙ (15:22 – 18:27)

Избавленный чудесным образом из рабства, Божий народ был преисполнен хвалы Ему. Но вот перед евреями простерлась пустыня. Послужат ли им, познавшим радость освобождения и убедившимся в верности своего Бога, эта радость и это знание источником внутренней силы, когда столкнутся они с ожидающими их испытаниями? В этом разделе книги описывается переход народа от Чермного моря к горе Синай, переход, занявший 3 месяца (19:1). Остальная часть книги (главы 19-40) содержит описание действий Бога по отношению к народу во время его пребывания у горы Синай.

а. Обеспечение водой в Мерре (15:22-27)

Исх. 15:22-26. Оставив район озер, евреи вошли в пустыню Сур, расположенную в северной части Синайского полуострова. Ее называли еще пустынею Ефам (Чис. 33:8). Продвигаясь на юг, они шли три дня… и не находили воды, пока не пришли в Мерру (вероятно, сегодняшнее название этого места – Анн Хаварах). Но они не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька. И тогда возроптал народ на Моисея.

Такое поведение удивительно – в свете их недавнего освобождения и торжествующих песен хвалы, которые они пели Богу. Израильтяне были поставлены в привилегированное положение, однако, трудности, едва возникнув, побудили их обратиться к Моисею с претензиями и жалобами (Исх. 14:10-12; 16:2; 17:3; Чис. 14:2; 16:11,41).

Увидев, что вода не годится для питья, народ страшно пал духом, но Бог милостиво ответил на молитву Моисея и сделал эту воду питьевой (Исх. 15:25). Дерево, брошенное Моисеем в воду, не обладало волшебными свойствами; это был лишь символический акт – в предвиденья чуда, которое продемонстрирует Бог (акт, подобный тому, который совершил Моисей, простерши свой жезл над морем, 14:16).

Затем Господь дал народу простой принцип, которого он должен был держаться: послушание несет благословение; непослушание – суд, наказание.

Под болезнями (стих 26; сравните Втор. 7:15; 28:60), возможно, имеются в виду всякого рода бедствия, наказания, либо, что еще вероятнее, эпидемии кожных заболеваний (сравните Втор. 28:27), в то время столь распространенные в Египте в районе Дельты. Превращение воды в сладкую после того, как в нее было брошено дерево, было лишь еще одним явлением Божиего чуда, направленного на то, чтобы сохранить Его народ в безопасности и здравии. Сегодня вода в оазисе Аии Хаварах – только горькая.

Исх. 15:27. Из Мерры народ пошел в Елим (сегодня, вероятно, Вади Харандель; расположен примерно в 10 км. на юг от Мерры; там было достаточно воды и тени – как тогда, так и в наши дни). Двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев было в Елиме. Точно не сказано, как долго располагался там лагерем народ. Моисей хорошо знал этот, район, что и помогло им прийти в Елим.