Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Наставления относительно священства (главы 28-29)

Описав скинию и ее обстановку, Господь вслед за тем дал Моисею указания относительно священства, которое, должно было осуществлять контроль над религиозной жизнью народа. В скинии и во дворе ее священникам предстояли различные виды служения: дважды в день они должны были возжигать курения на золотом жертвеннике, следить за тем, чтобы не угасал свет в светильнике и за порядком на столе, где лежали хлебы предложения; они должны были приносить жертвы на жертвеннике всесожжения, строго при этом соблюдая данные им правила, и благословлять народ. Кроме того, священники осуществляли контроль и над решением гражданских дел (например, Чис. 5:5-31; Втор. 19:17; 21:5), наставляли народ в законе (Втор. 17:9,11; 33:8,10) и вдохновляли Израиль на решительные, мужественные действия в дни войны (Втор. 20:2-4).

1) Священнические одеяния (глава 28).

Исх. 28:1. Священниками, которым предстояло совершать служение в скинии, были назначены Аарон и его четыре сына. Через некоторое время старшие – Надав и Авиуд умерли, осужденные Божиим судом (Лев. 10:1-2), и после этого священнический клан Аарона составляли два его младших сына: Елеазар, наследовавший после отца сан первосвященника (Чис. 3:4), и Ифамар.

Исх. 28:2-5. Одеяния первосвященника отличались от обычной одежды, подчеркивая высокое значение его служения (это были одежды для славы и благолепия; сравните стих 40); самым видом своим они должны были постоянно напоминать о святости Божией. Предназначенные лишь для служения в скинии (35:19), они должны были быть изготовлены искусными мастерами (28:3) и из тех же материалов (шерсть и тонкий лен), что и завесы скинии (сравните стих 6, 8,15,33,39,42), а также из золота (стих 5; сравните стихи 6,8,22,24,26-27,36) и драгоценных камней (стихи 17-20). Шесть частей священнического убора, перечисленные в стихе 4, подробно описываются в остальной части главы.

Исх. 28:6-14. Ефод, вероятно, представлял из себя короткую безрукавку; она, по-видимому, состояла из двух частей – передней и задней, которые скреплялись на плечах, образуя нарамники (т. е. «наплечники») золотыми цепочками с камнями оникса на них (стих 9); ефод опоясывался по талии (стих 8). На двух камнях оникса следовало вырезать имена 12 колен Израилевых (по шесть на каждом камне, стих 10) – так, чтобы Аарон, входивший в скинию, носил имена их пред Господом (стих 12).

Исх. 28:15-21. Наперсник или «нагрудник» первосвященника должен был быть сделан из того же материала, что и ефод (сравните стих 6). Ему следовало быть четыреугольным (квадратным), размером 9 дюймов на 9 дюймов (т. е. «пол-локтя» на «пол-локтя» или 23,5 на 23:5), с двенадцатью драгоценными камнями, вправленными в золотые гнезда и расположенными на «наперснике» в 4 ряда – по 3 камня в каждом. И на каждом камне следовало вырезать имя одного из колен Израилевых, поставив их, вероятно, в той же последовательности, что и имена, вырезанные на камнях оникса (стихи 9-10).

Исх. 28:22-28. «Нагрудник» надевался поверх ефода и аккуратно крепился к нему четырьмя золотыми цепочками. Две из них продевались через золотые кольца на верхних углах нагрудника, и прикрепляли его к нарамникам ефода. Две другие золотые цепочки продевались через золотые кольца на нижних углах нагрудника и прикрепляли его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода.

Исх. 28:29-30. Наперсник… у сердца его (Ааронова) – фраза, трижды повторяемая в этих стихах – должен был служить постоянным напоминанием в очах Господа (для постоянной памяти пред Господом). Другое назначение его соответствовало назначению урима и туммима, посредством которых священники принимали решения за израильтян (сравните стих 15). Нагрудник был «двойным» (стих 16), образуя своего рода карман для хранения урима и туммима.

«Урим» и «туммим» (слова эти означают «свет», точнее, «светы» и «совершенства») упоминаются в Чис. 27:21; 1-Цар. 30:7-8 (в книге 1-Цар. под «ефодом» подразумеваются именно урим и туммим); Езд. 2:63; Неем. 7:65. Они были средством искания у Бога – через священника – ответов на вопросы и возможностей разрешения кризисных ситуаций, перед которыми человеческий ум оказывался бессильным.

По всей видимости, урим и туммим представляли из себя два камня. Каким образом пользовались ими, чтобы познать Божию волю, – неизвестно; некоторые предполагают, что урим соответствовал отрицательному ответу, а туммим – положительному. Возможно, в пользу подобного понимания свидетельствует то, что слово «урим» начинается с первой буквы еврейского алфавита, а «туммим» – с его последней буквы. Другие думают, что эти предметы (камни) просто символизировали право первосвященника вопрошать Бога или уверенность в том, что ему будут даны от Бога просветление («светы») и исчерпывающее, совершенное знание («совершенства»).

Исх. 28:31-35. Под ефодом первосвященнику полагалось носить голубое одеяние (ризу) без рукавов, которое ниспадало ниже колен и крепилось у ворота. На ризе не должно было быть швов, а по подолу ее должны были украшать гранатовые яблоки из нитей (либо прикрепленные к кайме подола так же, как колокольчики, либо вышитые по ней), чередующиеся с упомянутыми золотыми колокольчиками (позвонками).

Позванивая, колокольчики давали людям знать, что первосвященник совершает служение во святилище. Звук их убеждал израильтян, что Бог в милости своей позволил священнику служить Ему от их имени. Лишь, облаченный в соответствующее одеяние, мог священник входить в святое место. Нарушение этих инструкций привело бы его к смерти.

Исх. 28:36-38. Головной убор, кидар («тюрбан») священника следовало сделать из льняной ткани (стих 39). Наибольшей достопримечательностью кидара была полированная дощечка из чистого золота с вырезанными на ней словами «Святыня Господня». Ради этих слов, отражавших нужду Израиля в очищении перед Богом, дощечка помещалась на передней части кидара, то есть как бы на лбу у Аарона, прикрепленная к кидару шнуром голубого цвета. Вырезанные на ней слова превращали эту золотую дощечку в «диадиму святыни» (29:6; 39:30; Лев. 8:9).

Как представитель израильтян, Аарон нес на себе недостатки их приношений, т. е. предлагаемых израильтянам жертв; место это нелегко поддается объяснению. Возможно, имеется в виду, что грех приносившего жертву как бы «заражал» ее; другое толкование: подразумевается греховность самого священника, «передававшаяся» жертве. Так или иначе, первосвященник «нес» (в значении «снимал») эти грехи – в противном случае дары, предназначенные для очищения человека и умилостивления Бога не достигали бы своей цели.

Исх. 28:39-42. Хитон из тонкой льняной ткани, о котором здесь говорится, представлял из себя длинное белое одеяние; оно носилось под ефодом (Лев. 8:7). (Относительно кидара, тоже изготовленного из тонкой льняной ткани, толкование на Исх. 28:36-37).

Пояс был широким кушаком, который обматывался вокруг талии священника; концы его свисали вниз. Даже и эти части их одежд служили славе и благолепию (сравните стих 2) священников и таким образом способствовали тому, что уважение к ним и к Богу со стороны народа возрастало. Полностью и соответственно облаченные, служители Божии должны были пройти через обряд посвящения (сравните главу 29).

Исх. 28:43 Поскольку Бог свят, священникам следовало приближаться к Нему со всей почтительностью и в то же время осторожно. В противном случае они навлекли бы на себя вину и смерть (сравните стих 35). Аарону и его сынам надо было одеться с соблюдением всех правил – прежде чем войти в скинию собрания или приблизиться к жертвеннику (возможно, имеется в виду жертвенник для приношения курений), чтобы служить пред Господом.